На протяжении последних 20 лет валовый сбор в гречихи в мире существенно упал. В 1990 г. в мире было собрано 3,6 млн. тонн гречихи, а в 2009 году – только 1,4 млн. тонн. Разовыми колебаниями урожайности такая разница объяснена быть не может, так как за период 1990-1994 гг. производство колебалось в диапазоне от 3,6 до 5,0 млн. тонн, а за период 2005-2009 гг. – от 1,4 до 2,1 млн. тонн. В 2009 году объем производства гречихи был минимальным за всю историю наблюдений с 1961 года .
В России гречневая крупа — существенный элемент национальной кухни. В других странах, на протяжении последних примерно 100 лет ее потребление заметно снизилось — не только в виде крупы, но и других продуктов: муки, гречневой лапши, гречневого пива. К сожалению, в настоящее время производство зерна в России использует технологии почти полувековой давности, на схожем уровне находится и урожайность зерновых. Модернизация аграрных технологий может существенно сместить относительную прибыльность выращивания различных культур и привести к вытеснению относительно малоурожайных злаков в пользу пшеницы и кукурузы.
Цель: исследовать конъюнктуру рынка гречи.
Задачи:
1. Рассмотреть основные понятия.
2. Провести анализ факторов спроса и предложения.
3. Сделать выводы.
Объект исследования: конъюнктура рынка.
Предмет исследования: гречневая крупа.
В качестве источников информации использовались базы данных статистики, как отечественные, так и зарубежные.
Читать дальше
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени .
Факторы спроса:
• Ценовые:
o Цена;
• Неценовые:
o численность населения;
o цены на замещающие товары;
o качество продукции;
o доходы населения.
К параметрам спроса можно отнести, во-первых, уровень цены. Спрос и цена обычно обратно пропорциональны между собой, поэтому коэффициент эластичности будет величиной отрицательной. Считается, что спрос эластичен, когда эластичность меньше минус одного (т.е. он изменяется в большей степени, нежели цена), и наоборот. Дугой важный параметр спроса - уровень доходов покупателей. В отличие от эластичности по цене эластичность по доходу - чаще всего величина положительная, так как зависимость между доходами и спросом прямо пропорциональная: с ростом доходов растет и спрос.
Предложение - это количество товара, которое представлено на рынке и может быть реализовано по определенной цене .
Факторы предложения:
• Ценовые:
o Цена;
• Неценовые:
o урожайность;
o посевные площади;
o стоимость оборудования;
o налог на прибыль.
Читать дальше
Россия – крупнейший в мире потребитель гречневой крупы. Причем почти исключительно в виде каши. Характерно, что kasha и ее аналоги (как правило германского происхождения) в США сохраняются в рационах крайне консервативных этнических и религиозных групп (например, амишей), сохраняющих традиции, относящиеся веку к 18.
Остальные применения продуктов на основе гречки в России второстепенны. Относительно известны гречневая мука, применяемая для редкого сорта блинов, и гречишный мед, который менее популярен чем липовый и цветочный. Ни гречневая лапша, ни гречневое пиво, ни лекарственные препараты на основе гречихи, ни даже сухие завтраки (хлопья) из гречневой муки подавляющему большинству русских не знакомы.
При исследовании факторов спроса и предложения на гречневую крупу в России мы выяснили, что цена влияет на спрос на данный вид продукции. А именно: чем выше цена, тем меньше спрос на хлебные изделия, к которым Федеральная Служба Государственной Статистики относит все крупы.
Говоря о предложении гречневой крупы, стоит отметить следующее. Урожайность, Посевные площади и Налог на прибыль оказывают влияние на предложение данного продукта. Причем зависимость прямая: чем выше урожайность, посевные площади и налог на прибыль, тем выше предложение. Но фактор предложения не может быть информативным, так как у него только два значения (24% в 2008 году, а начиная с 2009 года – 20%).
Рекомендации:
Итак, чтобы повышать предложение, необходимо:
• увеличение посевных площадей;
• использование инструментов для повышения урожайности.
Если необходимо повысить спрос на гречу, то нужно поднять цену.
Читать дальше
1. FAOSTAT, http://faostat.fao.org/site/567/DesktopDefault.aspx?PageID=567#ancor
2. Микроэкономика. http://www.ido.rudn.ru/ffec/econ/ec3.html
3. Рынок гречневой крупы. Текущая ситуация и прогноз. http://alto-group.ru/pdf/057.pdf
4. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11sub.htm
5. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828
6. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/
Читать дальше