Культурные процессы, происходящие сегодня, свидетельствуют о том, что культура вступила в активную фазу переходного периода к культуре принципиально нового типа. Эти процессы детерминированы научно-техническим прогрессом последнего столетия, который привел к сущностным изменениям во всех сферах жизни человека: экономической, политической, культурной т.д. В условиях глобализации в русской философии усиливается процесс эстетизации в самых различных сферах (4. С. 69).
В свете этих положений актуальность данной контрольной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения эстетизации жизненной судьбы в русской философии как проблемы комплексной.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе эстетизации жизненной судьбы в русской философии.
Предметом исследования являются особенности, присущие эстетизации жизненной судьбы в русской философии.
Целью написания данной контрольной работы явилось выявление содержания и направленности эстетизации жизненной судьбы в русской философии.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Исследование процесса эстетизации жизненной судьбы в русской философии;
2. Рассмотрение философско-антропологических основ эстетизации жизненной судьбы на примере Киевской Руси.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной контрольной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Читать дальше
Под эстетизацией понимается феномен, в котором самостоятельное эстетическое приобретает общественную форму и статус социального явления. Жан Бодрийар в книге «Прозрачность зла» отмечал: «Искусство растворилось не в возвышенной идеализации, а в общей эстетизации повседневной жизни, оно исчезло, уступив место чистой циркуляции образов, растворилось в трансэстетике банальности». (1, с. 20)
В результате всеобщей эстетизации, современное общество обнаруживает себя в пространстве эстетической картины мира. (2. С. 36)
В современном обществе, где развитие товарных отношений идет в форме кризиса перепроизводства, дальнейшее производство товаров возможно лишь при условии превращения их в эстетические ценности. Система должна, по выражению Бодрийара, функционировать не за счет прибавочной стоимости товара, а за счет эстетической прибавочной стоимости знака. В этих условиях эстетизация реальности выступает как канал проведения в повседневную жизнь людей власти капиталов. Следовательно эстетизация становится новой формой организации властных отношений.
В плане своих социо-культурных проявлениях и последствиях, эстетизация носит двойственный характер. На ее почве складываются амбивалентные процессы: с одной стороны, прекрасное проникает во все сферы жизни современного человека, а с другой стороны, включение эстетического в механизмы функционирования массовой культуры приводит к уходу людей от красоты и прекрасного, возникает стремление красоту разрушить и она заменяется подделками и суррогатами. Бодрийар пишет: «Даже самое банальное и непристойное – и то рядиться в эстетику, облачается в культуру и стремиться стать достойным музея». (1, с. 26) С этим мнением автора нельзя не согласиться. В условиях современной культуры, происходит нивелировка эстетических ценностей, превращение их в эстетические блага, тем самым уничтожается неповторимость национальных культур, индивидуальность личности. Поэтому остро стоит вопрос о сохранении национальной культуры и человеческой цивилизации.
Читать дальше
Эстетическая реконструкция философско-антропологических аспектов осмысления эмоционально-чувственной культуры Киевской Руси требует исследования этнокультурных, в частности художественных явлений в древнерусском духовном пространстве. Эта проблематика с историко-эстетической точки зрения только обозначена в работах В. Бычкова, И. Иваньо, Л. Левчук, Д. Лихачева, В. Личковаха. Более широкие материалы по истории древнерусской эстетики в целом представлены также публикациями С. Аверинцева, Г. Вагнер, В. Горского, Д. Кучерюка, Л. Ширяевой, К. Шохина, А. Царенко и др. (8. С. 20)
Древнерусская эстетическая мысль предстает не просто важным этапом в становлении духовной культуры восточнославянских народов, она является уникальным дискурсивным феноменом, до сих пор не реконструированным в его мировоззренческой целостности и художественных воплощениях. «Имплицитная эстетика» (В. Бычков) Киевской Руси отличается своеобразным синтезом мифологических и христианских мыслеобразов, имея разнообразные спецификации своего выражения, как в вербально-артикулированных формах, так и средствами художественной образности. И это не случайно, ведь эстетическое начало через созерцание и творчество пронизывало все сферы мироотношения человека той эпохи (6. С.79).
Языческие источники киеворусской эстетической мысли уходят своими корнями в самобытные дохристианские мифологические и фольклорные традиции, которые порождали культ природы, ценности родового бытия, идеалы нравственных качеств.
После принятия христианства протоэстетические идеи опираются на совокупность философско-антропологических, социальных, моральных, художественных представлений и образов, содержащихся в литературных и церковно-религиозных памятниках Х-ХIII вв., в произведениях искусства и устного народного творчества.
Отличительной чертой становления эстетической мысли Киевской Руси является то, что проблематика осмысления феноменов красоты и художественной деятельности специфически, на основе теоцентризма, переводится в плоскость антропологических проблем.
В свою очередь, философско-антропологические мотивы киеворусского теоретизирования («любомудрия») образуют мыслительную канву, на основе которой происходит становление основ эстетического дискурса.
Читать дальше
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
Акцент на эстетические аспекты в русской философии истории стимулировал поиск новой модели исторической рациональности, которая не сводилась бы ни к метафизическим построениям, представляющим историческую действительность как некое логическое целое, не допускающее господство разнообразия, ни к позитивистской ориентации на выведение объективных законов истории из эмпирических фактов.
В русской философско-исторической мысли делается попытка синтеза этих тенденций. История не может быть детерминирована каким-либо одним началом; историческое событие как явление духовной жизни не должно рассматриваться согласно причинности, господствующей в мире природы. Множественность факторов, на основании которых русские философы идентифицируют культурно-историческое своеобразие народа, подчеркивает их ориентацию на индивидуализирующую линию исторического исследования.
Эстетизация в русской философии истории может рассматриваться в контексте достаточно рациональной конструкции исторической реальности.
Статус исторического события как явления индивидуального сопровождается соотнесением его с господствующими ценностями эпохи, которые осознаются на уровне субъективных оценок и должны быть включены в поле исторического исследования. В итоге история представляется не как конгломерат фактов, а некая осмысленная связь событий.
Читать дальше
1. Жан Бодрийар. «Прозрачность зла» (1990) пер. Л.Любарской, Е.Марковой. М.: Добросовет, 2000. 128 с
2. Заточник, Д. Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу (Текст) / Д. Заточник // Русская литература ХІ – ХVIII вв. / ред. кол. Г. Беленький, А. Овчаренко. – М. : Худож. лит.,1988. – 493 с.
3. Изборнике Святослава 1073 года: Факсимильное издание (Текст) – М., 1983.
4. Исупов К.Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Книга 1.М., 2000. С. 69-130.
5. Личковах, В. Мир человека в искусстве: (Мировоззренчески-антропологические основы теории эстетического воспитания) (Текст) / Владимир Личковах. – Чернигов, 2004. 253 с
6. Личковах, В. Славянский Sacrum – сокровищница Европы (Текст) / Владимир Личковах. – Київ, 2010. 324 с
7. Отечественная философская мысль XI – XVII вв. и греческая культура (Текст) : сб. науч. тр. / АН Укрины. Ин-т философии; ред. кол. В.М. Ничик (и др.) – Київ : Наук. думка, 1991. – 340 с.
8. Пак H.H. «Жизнь с древней, святою Русью»: древнерусская культура в творчестве Б.К. Зайцева // Богословско-исторический сборник. 2005. №2. Калуга, 2009. С. 20-34.
9. Трубецкой E.H. Этюды по русской иконописи (Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе) // Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 2011. С. 363-471.
10. Шатунова Т.М. Метафора картины мира в анализе феномена эстетизации.// Философские науки.- 2007.-№10.- С. 105-125.
11. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда.- Вып.3 (Текст)/ Рос. Акад. Наук, Ин-т философии; Отв. ред.: В.В.Бычков. Н.Б.Маньковская. – М.: ИФРАН. 2008.-247 с.
Читать дальше