Разнообразие психических процессов, их неоднородность создают сложности классификации. Весьма спорные основания классификаций представлены в литературе, но наиболее распространенной является разделение психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые.
Это мнение постоянно подвергается сомнениям и критике. Например, у некоторых авторов существует мнение о том, что внимание не является познавательным процессом, другие же утверждают, что является. Этот вопрос остается спорным и в настоящее время.
Исследования познавательных процессов не теряют своей актуальности, так как полученные результаты и выводы можно применять в практической деятельности психологов, педагогов и др. Поэтому важно разбираться в понятиях и их классификации.
Читать дальше
1.1 Общие представления о психических явлениях в психологии
Если говорить общепринятыми в теории категориями, психические явления можно считать отражением существующего в действительности. Л. С. Выготский уточняет, что психические явления – это особое отражение того, что существует в действительности, независимо от самого факта отражения.
Важным фактом является то, что субъективные образы человека становятся «правильными» в процессе приобретения жизненного опыта, практики исторического или индивидуального развития отдельного человека. Предметом отражения может быть все, даже сами психические процессы. Так, например, объясняется «мысль о мысли», которая тоже отражение – только имеющая внутреннюю форму.
Психическое отражение характеризуется следующим:
• Принадлежностью индивиду (живому существу);
• Активностью (в своем происхождении и в регуляции жизнедеятельности, ориентационной деятельности).
По отношению к человеку (и только к человеку) психическое отражение является особой формой - сознанием.
Психические процессы – результат функционирования мозговой деятельности.
Что касается психических явлений, обычно их разделяют на три группы:
1. Психические состояния;
2. Психические процессы;
3. Психические свойства.
Читать дальше
2.1Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие и мышление
Ощущение. С точки зрения психологической науки ощущение – это в первую очередь психический процесс. Процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
С житейской, обыденной точки зрения ощущения имеют то же значение, что и чувства. То есть понятие «чувствовать» употребляется в значении «ощущать». В целом, определения этого понятия имеют одинаковые значения в научной и житейской психологии, то есть непосредственная реакция на воздействие раздражителей.
Ощущение считается простейшим психическим процессом, это отражение отдельных свойств предметов, действительности посредством воздействия на органы чувств. Ощущение свойственно всем живым организмам, имеющим нервную систему, но осознание ощущений происходит только у тех, кто имеет головной мозг. Основная функция ощущений заключается в доведении в кратчайшие сроки до центральной нервной системы сведений о внутренней и внешней среде.
Для возникновения ощущения необходимо воздействие на органы чувств стимула (раздражителя), имеющего определенный уровень силы. Данный уровень, на котором возникает ощущение, называется нижним порогом ощущения (абсолютным). Пороги ощущений способны меняться в процессе адаптации.
Читать дальше
В работе мы изучили классификацию психических явлений. Выяснили, что психические явления подразделяются на психические состояния, психические процессы и психические свойства.
Также мы рассмотрели подробно определение и классификацию познавательных процессов. В этом вопросе существуют неразрешенные сложности. Например, в последнее время предлагается классифицировать все познавательные процессы на специфические (или собственно познавательные – ощущение, восприятие и мышление) и неспецифические (к которым относятся память, внимание, воображение). Данная точка зрения кажется нам правильной, так как процессы памяти, внимания, воображения действительно универсальные, они не свойственны только для процесса познания. С этой позиции мы их и рассматривали. Хотя мы не можем категорично отстаивать данную точку зрения, этот вопрос остается весьма спорным на сегодняшний день.
Изучение познавательных процессов представляет практический интерес, особенно в образовании. Поэтому педагогам, психологам необходимо разбираться в данной категории, знать определение и классификацию понятий для того, чтобы изучать, что оказывает положительное или отрицательное влияние на эти процессы, уметь использовать различные приемы в своей практической деятельности.
Читать дальше
1) Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. Т. 1. - 1974. - 334 с
2) Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты, под ред. В.Вилюнаса, Ю.Гиппенрейтер. М.: Изд-во М.: Ун-та, 1984. – 288 с
3) Лекции по психологии // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 363-465
4) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. - 509 с
5) Маклаков А. Г.Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с
6) Общая психология: Курс лекций./ Под ред. Е.И. Рогова. - ВЛАДОС, 2007 . - 448 с
7) Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с
8) Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М., 2000.- 494 c
9) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
10) Сачков В. Н., Тамбовская Н. А., Тырнова О. А. Обучение саморегуляции эмоций как метод психологической помощи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. №1. – с.102
11) Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головин. – М., 2009. – 976 c
12) Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976. – 295 с
Читать дальше