Китайская культура ― уникальный образец культуры, сохраняющейся в течение нескольких тысячелетий. Одной из важнейших основ культуры Китая, бесспорно, явилось учение Конфуция (551-479 гг. до н. з.).
Теме анализа конфуцианства посвящено множество исследований, в которых Конфуций и его этика представлены с различных сторон. Но с каких бы сторон ни освещалось это учение, оно остается основой китайского образа жизни с его идеалом “государства-семьи” во главе с совершенным и справедливым правителем, опирающимся на честных и благородных и мудрых чиновников.
Конфуцианство не является религией в обычном понимании этого слова. Это система религиозных убеждений, формирующая духовные ценности большинства народов Азии.
Этическое наследие Конфуция предстаёт перед нами не как исторический пласт, не как совокупность догм, но как живая органическая система. Именно поэтому исследование выбранной темы представляется весьма актуальным.
Целью контрольной работы является изучение особенностей роли конфуцианства в традиционной культуре Китая.
Читать дальше
Перед древними китайцами стояла задача объединить и привести к согласию различные племена, населявшие обширные равнины вдоль Желтой реки. В годы правления династии Чжоу (1122–897 гг. до Р. Х.) правитель Чжоу решил эту проблему путем создания ритуально-музыкальной культуры, которая подчеркивала потребность в гармонии в отношениях между людьми. В древнем сочинении под названием «Книга обрядов» говорилось, что «музыка способствует гармонии». Ю-цзы, один из учеников Конфуция, также говорил, что «функция обрядов — гармония». Ритуально-музыкальная культура породила стремление к согласию, что привело к интеграции различных племен, живших на одной территории.
Политический идеал, который, как надеялись, будет сформирован ритуально-музыкальной культурой, реализован не был, отчасти из-за того, что правитель государства Лу не следовал предписанным нормам.
Ко времени Конфуция (551–479 гг. до Р. Х.) эта культура пришла в упадок, а вместе с ней исчезли добродетель и общественный порядок. Это крушение заставило людей задуматься о том, как возродить идеальную культуру и идеальный политический строй.
Конфуций, как в латинизированном варианте звучит китайское имя Кон-фу-цзы или Кун-цзы («учитель из рода Кун»), был премьер-министром государства Лу, высокообразованным интеллектуалом, страстно преданным идеям ритуально-музыкальной культуры.
Пытаясь возродить культурный и политический порядок прошлого, в возрасте пятидесяти шести лет он покинул свой дом и отправился путешествовать по всему Китаю, надеясь убедить землевладельцев и правителей следовать нормам ритульно-музыкальной культуры. Конфуций лелеял надежду «принести людям мир и безопасность», однако все его попытки установить политический строй, который обеспечил бы надежный мир, потерпели крах. Тогда Конфуций, которому было уже шестьдесят восемь лет, вернулся домой, где стал проповедовать и писать. Умер он в возрасте семидесяти трех лет.
Читать дальше
Канон конфуцианства открывается пятью классическими трудами: И цзин («Книга перемен»), Ши («Книга стихов и песен»), Шу («Книга преданий»), Ли («Книга обрядов») и Чюнь цю («Книга весны и осени» или «Летописи истории»).
Поскольку в состав и «Книги обрядов», и «Книги весны и осени» входят по три тома комментариев, общее число канонических книг — девять. Добавив к этому списку еще четыре книги: Лунь юй («Беседы и суждения») Конфуция, Мэн цзы («Книга Мэн-цзы»), Сяо цзин («Книга сыновнего благочестия») и Эр я («Книга древних слов»), мы получим список из тринадцати сочинений, которые и составляют канон конфуцианской литературы.
Неоконфуцианцы XIII столетия считали книги Мэн цзы, Чжун юн и Да сюэ ортодоксальным толкованием мыслей Конфуция. Неоконфуцианский учитель Чжу Си объединил эти три книги с «Беседами…» и таким образом создал программу обучения и самовоспитания. Этот сборник известен под названием «Четыре книги» и начиная с XIV столетия стал официальным эталоном для всех учителей. Чжан пишет:
Эти четыре книги и комментарии, которые сделал к ним Чжу Си, легли в основу экзамена для чиновников, принимаемых на государственную службу, и использовались в этом качестве с 1313-го по 1905 год, превзойдя по важности и влиянию все другие классические произведения.
Читать дальше
Социальная стратификация китайского общества, с точки зрения конфуцианства, происходила по принципу наличия либо отсутствия у человека добродетелей. Если человек был высокообразованным, обладал добродетелью, то он неизменно должен был принадлежать к слою «управителей». «Место наверху заслуживал тот, кто был человеком моральным, совершенным, мудрым, гуманным, кто стремился познать истину и знал чувство долга» . Таким образом, каждый мог стать учеником философа и получить право войти в политическую элиту.
Однако философы, оказавшие влияние на формирование конфуцианства (Мэн-цзы и Сюнь-цзы, І/-ІП вв. до н. з.), в соответствии с требованиями укрепления государственной иерархии поделили население страны на четыре
категории :
1. Люди, обладающие мудростью с рождения.
2. Люди, которые могут приобрести мудрость.
З. Люди, с трудом постигающие учение.
4. Народ, который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.
Поддерживая имперский порядок, Конфуций подчеркивал, что народ находится в униженном положении по воле Неба. Идеалом Конфуция был социальный порядок, который держится на традиции. Одной из важных традиций Китая был культ Неба. Государь получал от Неба «мандат» на правление. Хотя, с другой стороны, конфуцианство выработало тезис о переменчивости небесного мандата. Право на правление давалось только высокодуховному правителю и отнималось у недобродетельного: делая ошибки, император тем самым терял право управлять.
Конфликты императоров с конфуцианским окружением привели к тому, что появилась традиция говорить правителю о недостатках его правления либо нарушениях им каких-либо правил. Представители элиты, зная, что им за это грозит смертная казнь, должны были указывать императору на его ошибки.
Этого требовала традиция - исполнение своей обязанности было дороже жизни. «Чиновник, написавший резко обличительный доклад, спокойно готовился к смерти... Как правило, он умирал с гордо поднятой головой, с сознанием выполненного долга».
Читать дальше
Таким образом, изучив данную тему, использовав литературу ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий, нравственно-этические нормы, выдвинутые Конфуцием тысячи лет назад, помогут сплочению всего современного человечества.
В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений.
Читать дальше
1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001, с.115
2. Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране. — М.: Алгоритм, 2008. — 528 с.
3. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения / Конфуций. — М.: ЭКСМО, 2001. — 958 с.
4. Культурология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону,1997
5. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. – М., 2003.
6. Лукьянов А.Е. Лао–цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. — М.: Восточная литература, 2001. — 384 с.
7. Новейший культурологический словарь. М., 2010.
8. Сравнительное богословие : учеб. пособие : в 6 кн. Кн. 6,с.63
9. Chan, Wing-Tsit. A Source Book in Chinese Philosophy, 1963, p. 4.
Читать дальше