1. Общие понятия музыкального воспитания и развития
Искусство - возникновение искусства происходит на ранних стадиях развития общества. С течением времени оно становится мощным орудием, которое позволяет видеть многогранную красоту мира. Так, искусство является важной составной частью духовной культуры, способствующей духовному освоению и познанию действительности.
Музыкальное искусство – это такой вид искусства, который отражает действительность в звуковых художественных образах.
Музыкальное воспитание – это педагогический процесс, подразумевающий передачу опыта музыкальной деятельности с целью творческого развития индивида, формирования музыкальной отзывчивости и воспитания глубокого переживания ее содержания.
Музыкальная деятельность – подразумевает различные способы и средства познания человеком музыкального искусства, через которое индивид сможет познать окружающий мир, себя, а так же, музыкальная деятельность осуществляет творческое развитие.
Восприятие музыкального произведения – это музыкальная отзывчивость , глубокое переживание ее содержания, способствующие осознанию и понимаю красоты музыкального искусства, окружающего мира и самого себя.
Эстетическое воспитание – это воспитание в индивиде чувства прекрасного, отображенного в образах искусства.
Музыкальное произведение – музыкальная работа: труд, сочинение. Также, имеет термин опус.
Читать дальше
Эстетическое отношение к музыке напрямую способствует формированию отношения к окружающему миру. Что же такое эстетическое отношение к музыке для ребенка? Эстетическое отношение к музыкальному искусству – это отражение музыкального искусства в сознании ребенка, его восприятие и рефлексия. Эстетическое отношение подразумевает, что ребенок видит в музыкальных произведениях красоту, переживания, наслаждения, доброту. Углубляя свой познания в музыкальном искусстве, ребенок, углубляясь в произведения, непосредственно углубляется в свой эмоции, переживания, т.е. в свой духовный мир. Эмоции и чувства, вызванные переживаниями при ознакомлении с музыкальными произведениями, формируют отношение ребенка ко всему, формируют его личность и способствуют ее развитию. Таким образом, учась видеть прекрасное в музыке, ребенок учится видеть прекрасное в окружающем мире, людях и жизни. Восхищаясь прекрасным и добрым в музыке, ребенок заинтересован в ней, тем самым развивается любовь к музыке, что способствует формированию разнообразных музыкальных навыков.
Формирование эстетического отношения к музыке последовательно, тем самым можно выделить три компонента развития эстетического отношения к музыке.
Первый компонент – это эмоциональное восприятие музыки, сопереживание в процессе исполнения. Эмоционально воспринимая музыку, ребенок рисует в воображений художественные образы, обстоятельства , в которых он действует и переживает их.
Второй компонент – музыкальные произведения, вызывая интерес, способствуют формированию желания обучения. Ребенок желает и способен осваивать опыт музыкальной деятельности, самостоятельно изучать интересующее его направление.
Третий компонент – когда интерес к музыкальному искусству у ребенка не угасает, ребенок желает развиваться и изучать, то происходит систематическое развитие музыкальных способностей. Систематическое воспитание эстетического отношения ребенка к музыке проявит заинтересованное отношение к общественным, природным явлениям, к эстетике быта. Таким образом, осуществляется эстетическое развитие личности ребенка.
Читать дальше
Ссылки:
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.- глава 3
2. Стихотворение КарусельЛ. Завальнюк. Интернет ресурс: http://detochki-doma.ru/stihi-pro-vremena-goda/
3. Детские загадки. Интернет ресурс : http://detkam.e-papa.ru/zagadki/
Литература:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.:
2. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки М.,1994
3. Готсдинер А.Л. Музыка как специфическая форма социального общения // Музыкальная психология М., 1993
4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца М., 1984
5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе М., 1976
6. Музыкальное воспитание// Педагогическая энциклопедия:В 4т. М., 1965
7. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей : В 2 ч. М., 1997
Читать дальше