При проведении психологического анализа возрастных особенностей образа Незнайки из трилогии Николая Носова, мы будем выявлять представленность параметров возрастного развития либо их отсутствие в образе героя, опираясь на принятую в отечественной психологии целостную концепцию возрастной периодизации, предложенную отечественными психологами Л. С. Выготским и его последователями А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и А. В. Петровским.
Л. С. Выготский рассматривал в качестве критерия возрастной периодиза¬ции психические новообразования, характерные для кон¬кретного этапа развития, а переход от одного возраста к другому он связывал с переживанием кризиса. А. Н. Леонтьев же считал, что критерием возрастной периодизации являются ведущие деятельности, которые связаны с возрастными изменениями в психологических особенностях и психических процессах ребенка.
Д. Б. Эльконин также считал, что в основе возрастной периодизации лежат ведущие деятельности в контексте продуктивной деятельности и деятельности общения, которые и определяют возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития.
А. В. Петровский выделяет три фазы вхождения в общность для каждого возрастного периода: адаптация, индивидуали¬зация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности. (1)
В приключениях Незнайки в первой части трилогии обнаруживаются описания проживания ребенком периода младшего школьного возраста.
Первые же описание устройства общества коротышек дают указание на возрастную категорию. «Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами». С точки зрения возрастной периодизации такое дистанцирование между полами свойственны именно периоду младшего школьного возраста.
В начале повествования Незнайка предстает как ребенок с еще не сформированными потребностями в учебной деятельности, плохо читал и писал. «Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда…» «Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот».
Читать дальше