Во время перехода от стихийной к более сознательной форме исторического развития все более остро встает вопрос акта, действия и тем самым возникает вопрос о способности руководствоваться этими действиями. Эти вопросы наталкивают на мысль о разработки в теории руководства для тех или иных действий, которые будут служить интеллектуальным орудием, необходимых социальных преобразований.
Прогресс философской мысли приводит к мнению о том, что сам человек и окружающий его мир находится в постоянном бесконечном развитии. Это развитие становилось частью развития философского исследования в той мере, какой необходимо для развития общности самого процесса.
Научная революция 16-17 веков, а также становление буржуазного способа производства в странах Западного мира стали основными предпосылками зарождения философии Нового времени.
Одним из основных своих предназначений философия Нового времени видит в изучении и анализе, а также дальней шей работе с методами научного познания.
Основываясь на этом в философии нового времени 17 века формируются и становятся два основных направления, которые абсолютно между собой рознятся:
1. эмпиризм;
2.рационализм;
Основной идеей эмпиризма является то, что все что утверждено наукой уходит своими корнями и берет свое начало из чувственного опыта.
Знания, согласно эмпиризму, без чувственного опыта субъекта равносильно ничего не значат.
Читать дальше
Для философии Нового времени характерно формирование отношений в духе капитализма.
Если сравнивать с временами Средних веков, то теперь можно в полной мере утверждать, что государственная власть имела некую автономность от власти церковной и не повиновалась ей.
Данная ситуация, которая сложилась в обществе стала катализатором для философов и ученых того времени и обострила их противодействие с церковными служащими и религией в целом.
Первостепенные стремления философов были сориентированы на защиту терпимости в отношении религии, свободы совести, отстранения философии от воздействия богословия.
Главной отличительной чертой философии Нового времени была ее сосредоточенность на науке.
Постигая философию Нового времени, следует брать во внимание тот фактор, что на ее основную структуру оказывали влияния, как социальная среда, выступая в роли общественного фактора, так и некоторый традиции того времени, который складывались временами и обуславливались некоторыми обыденными обстоятельствами и тем самым приобретали независимость в своих внутренних законах.
Бесспорным является тот факт, что основополагающиеся идеи философии нового времени базировались на опыте экспериментального исследования природных явления и математическом анализе в подведении итогов данного исследования.
Самые яркие личности в истории философии Нового времени были в первую очередь экспериментаторами с математическим складом ума и математическим мышлением.
Читать дальше
Онтология Нового времени значительно различается между собой. Наряду с материалистической онтологией Ф. Бекона, Т. Гоббса, П. Гассенди, Д. Локка, Б. Спинози и французских материалистов 18 века, таких, как Д. Дидро, П. Гольбах, шла в ногу и дуалистическая онтология Г. Декарта, объективно идеалистичная Г.В. Лейбница и субъективно идеалистичная Д. Беркли и Д. Юма.
Однако, не смотря на то, что между собой данные учения рознились, они имели и ту нить, которая их связывала и основанием этой связи служило механистическая интерпретация большей части как природных явлений, так и явлений социальных.
Кроме того, множество этих теорий носили материалистический характер, но даже это обстоятельство не лишало их противоречия.
Так, Декарт не отрицал наличие двух основных субстанций:
1. духовной, которая по его мнению была наделена мышлением;
2. материальная, которая обладала основным свойством, которое было присуще только ей – протяженность;
Для Декарта материя была самостоятельной и ни в чьем постороннем вмешательстве и воздействии не нуждалась кроме Бога. Но и Бог был для нее лишь способом порождения.
Т. Гоббс считал протяжность определением материи.
Он утверждал, что имеются лишь отвлеченные объекты, отталкиваясь от свойств которых имеется возможность дать объяснение природе человечества.
Декарт, Спиноза и Лейбниц в своем онтологическом учении сходили из известности сверхчувственных позиций бытия и познания.
Однако, пребывая в тесном переплетении и взаимодействии с науками того времени данная теория являлась стимулом для развития таких точных наук, как математики, физики.
Читать дальше
Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г. в г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте он обнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил в Оксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получив степень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике.
Томас Гоббс внес колоссальный вклад в развитие науки и философской мысли.
В своих работах Т. Гоббсу уродилось с максимальной полнотой выявить свое осмысление предмета философии. Гоббс, как и другие великие философы эпохи Нового времени, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.
Будучи сторонником аристотелевского положения философской мысли, Т. Гоббс, продолжает развитие его мысли и считает, что материя, которая обладает определенной формой наделяется еще и качественной характеристикой при этом создавая ту или иную вещь.
Философию Т. Гоббс делит в своих философских трудах на две основополагающие части:
1. философию природы, которая основывается на познании естественных тел, непосредственно созданных самой природой;
2. философию государственности изучает и анализирует все события общественной сферы, самой главной из которых выступает государство, созданное на основе договора между самими субъектами социума и представляющее собой политическую сущность;
Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали.
Таким образом, философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей:
1. учение о естественных телах;
2. учение о человеке;
3. учение о политической сущности то есть самом государстве;
Наряду с этим, Гоббс включает в свою систему еще два философских предмета: логику и первую философию.
Логику, данный философ приравнивает к исчислению. Исчисление, Т. Гоббс отождествляет с двумя основными схемами, которые состоят из сложения и вычитания.
Читать дальше
Таким образом, рассмотрев тему философии Нового времени, необходимо подвести несколько основных выводов.
Философия Нового времени, полагаясь на традиции, сопоставлялась с метафизикой и ее пониманием еще с точки зрения Аристотеля и соответственно признавалась первостепенной философской мыслью, которая основывалась на двух основных точках зрения, среди которых основными были: бытие и познания.
Наиболее важную роль для философии Нового Времени является вопрос методов с применением специальных знаний для ее постижения. В этой связи принято в философском течении выявлять два основных направления постижения: рациональной и эмпирической.
Отношения между эмпиризмом и рационализмом нельзя понимать упрощенно. Ведь некоторые рационалисты признавали необходимость опытных источников познания, а некоторые эмпирики не отрицали роль ума.
Одним из передовых философов Нового времени был Т. Гоббс, который внес немалый вклад в развитие, как философской мысли, так и науки в целом.
Данный философ, в своих работах изучал и анализировал множество категорий, одним из первых предложил синтез рационального и эмпирического.
Рассмотрел взаимосвязь индивида и морали, религиозности, взаимоотношения между государствами.
Им были разработаны формы государственного устройства, которые актуальны и применимы и по сегодняшний день.
Таким образом, задачи, которые ставились были решены, а цель данной работы достигнута.
Читать дальше
1. Доброхотов А.А.История философии: учебник. М., 2001. – С.212
2. Хрестоматия по истории философии/ Под ред. Н.А. Виноградова: Учеб. пособие. – М: Культура, 2012 – С. 348
3. История философии в кратком изложении: М.,1991. – С. 136
4. Русская философия второй половины 18 века. Хрестоматия. – Екатеринбург, 1990 – С. 348
5. Французский материализм 18 века/ Под ред. В.И. Кузищина: Учеб. пособие. Вопросы философии , 1981. – С. 262
6. Соколов В.В.Европейская философия 16-18 веков - М: Философская Мысль, 1984. – С. 227
7. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Сочинение в 2-х томах – Философское издательство: Мысль, 1989. – С. 289
8. Гуревич П. С. Краткий очерк основ мироздания в философской мысли. М: Мысль, 2009. – С. 498
9. Основные вопросы философии. Т. Гоббс// История философской мысли. 2009.-№19 – С. 16
10. Алексеев П.В.История философии: учебник. М: Проспект, 2010. – С. 240
11. Заиченко Г.А. Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1988. – С. 145
12. Философия Т. Гоббса// История философской мысли. 1999.-№63 – С. 26-28
Читать дальше