Введение 3 Глава 1. Изучение синдрома эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе 7 1.1 Синдром эмоционального выгорания как психологический феномен Возникновение и развитие представлений о синдроме «эмоционального выгорания» 7 1.2. Психологическая характеристика профессионалов «субъект-субъектных» 18 1.3 Методы исследования 28 Вывод по 1 главе: 28 Заключение 31 Список использованной литературы 34
МГУ им. Ломоносова

«Синдром эмоционального выгорания в профессиях «субъект-субъектного» типа»

часть диплома
Психология
70 страниц
81% уникальность
2014 год
10 просмотров
Сибгатуллина А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1.1
1.2
1.3
Заключение
Список использованно
Актуальность исследования. В современных условиях ужесточения конкуренции на национальном и международном уровнях требования к личности профессионала со стороны общества и организационной среды все более возрастают. Деятельность социального работка характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения [16; 28]. Таким образом, она протекает в условиях постоянной нервно-психической напряженности, стресса и требует максимальной мобилизации адаптационного потенциала личности. Одним из негативных последствий столкновения личности со столь сложными условиями современной жизни становится возникновение эмоционального выгорания - дезадаптационного феномена [23; 24]. В психологической литературе отмечается, что данный феномен, являющийся ярким отражением современной жизнедеятельности человека, широко распространен среди социальных работников. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния личностных факторов на эмоциональное выгорание, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных, личностно-ориентированных стратегий профилактики эмоционального выгорания и коррекции его дезадаптивных последствий у рассматриваемой категории профессионалов. Цель исследования - изучение и обоснование роли личностных факторов в возникновении феномена эмоционального выгорания. Объект исследования: особенности личности социальных работников. Предмет исследования: взаимосвязь типологических личностных характеристик социальных работников, особенностей его самосознания и мотивационно- ценностной сферы с уровнем и отдельными признаками эмоционального выгорания. Гипотеза исследования: существует ряд личностных факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное выгорание социальных работников. К ним могут быть отнесены типологические особенности личности социальных работников, нарушения его самооценки, конфликтные образования мотивационно-ценностной сферы и определенные механизмы психологической защиты. Научная новизна исследования состоит в том, теоретически обоснован подход к эмоциональному выгоранию как профессиональному феномену, находящемуся на границе «нормы» и «патологии» и представляющему собой крайний вариант нормы. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в целях улучшения психологического здоровья и повышения эффективности их профессиональной деятельности. На основе полученных эмпирических данных, может быть сформирована система превентивной психодиагностики, позволяющая оценивать личностную предрасположенность к эмоциональному выгоранию и тем самым предупреждать его возникновение. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Читать дальше
В жизнедеятельности человека эмоциональные переживания всегда несли важную составляющую его деятельности. Однако те изменения, которые происходят в современном обществе — конкуренции на рынке труда, информационной перегруженность, социально-экономическая нестабильность и т. д. — предъявляют более высокие требования к эмоциональной саморегуляции личности. Существенную роль в этом процессе может выполнять эмоциональный интеллект личности (EQ). Эмоциональный интеллект фокусирует внимание на познании и использовании собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения. Несмотря на длительный интерес к взаимоотношению когнитивных и эмоциональных процессов само понятие «эмоциональный интеллект» появилось благодаря работам Дж. Мейера и П. Сэловей в 90-х гг. [1]. Согласно представлениям авторов структура эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента. Первый — точность оценки и выражения эмоций. Это способность наиболее точно определять испытываемую эмоцию, ориентируясь на физическое состояние и мысли, внешний вид и поведение. В эту способность Мейер и Сэловей включили и умение точно вербально выражать свои эмоции и потребности, связанные с ними, другим людям. Второй — использование эмоций в мыслительной деятельности. Это способность регулировать уровень мыслительной деятельности посредством эмоций. Управляя своим эмоциональным состоянием, человек расширяет свое восприятие, получает возможность видеть мир с разных сторон, и как результат такого управления — получает возможность более эффективно решать проблемы. Третий — понимание эмоций. Это способность включает в себя умения идентифицировать эмоции, определить причину возникновения эмоций (источник), классифицировать эмоции, определять связь между эмоциями и словами, интерпретировать эмоции, которые возникают во взаимоотношениях. Также в понимание эмоций умение осознавать переходы от одной эмоции к другой, понимать двойственные эмоции, эмоции разной направленности (амбивалентные) и умение предвидеть возможное дальнейшее развитие существующей эмоции. Четвертый — управление эмоциями. Эта способность как совокупность умения оперировать информацией, идущей от эмоций; умения вызывать нужные эмоции; умения соответственно дистанцироваться от уже возникших, в зависимости от их информативности или пользы; управлять своим или чужим эмоциональным состоянием. Данная точка зрения на уже научно признанное психологическое явление не единственная, в определении понятия эмоциональный интеллект существуют разные позиции. Однако все они признают, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциональными переживаниями. Поэтому, можно признать, что эмоциональный интеллект есть механизм эмоциональной саморегуляции: расщепляя монолитный недифференцированный аффект (Я-чувство) на субъекта и его чувство, ЭИ способствует объективации чувства, его осмыслению и самоконтролю, повышая или снижая интенсивность эмоций. Необходимость в эмоциональной саморегуляции продиктована проблемой распространения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Согласно существующим исследованиям данное явление является скорее следствием особенностей профессиональной деятельности — интенсивное межличностное общение, отягощенное особой ответственностью и эмоциональной нагрузкой.
Читать дальше
В жизнедеятельности человека эмоциональные переживания всегда несли важную составляющую его деятельности. Однако те изменения, которые происходят в современном обществе — конкуренции на рынке труда, информационной перегруженность, социально-экономическая нестабильность и т. д. — предъявляют более высокие требования к эмоциональной саморегуляции личности. Существенную роль в этом процессе может выполнять эмоциональный интеллект личности (EQ). Эмоциональный интеллект фокусирует внимание на познании и использовании собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения. Несмотря на длительный интерес к взаимоотношению когнитивных и эмоциональных процессов само понятие «эмоциональный интеллект» появилось благодаря работам Дж. Мейера и П. Сэловей в 90-х гг. [1]. Согласно представлениям авторов структура эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента. Первый — точность оценки и выражения эмоций. Это способность наиболее точно определять испытываемую эмоцию, ориентируясь на физическое состояние и мысли, внешний вид и поведение. В эту способность Мейер и Сэловей включили и умение точно вербально выражать свои эмоции и потребности, связанные с ними, другим людям. Второй — использование эмоций в мыслительной деятельности. Это способность регулировать уровень мыслительной деятельности посредством эмоций. Управляя своим эмоциональным состоянием, человек расширяет свое восприятие, получает возможность видеть мир с разных сторон, и как результат такого управления — получает возможность более эффективно решать проблемы. Третий — понимание эмоций. Это способность включает в себя умения идентифицировать эмоции, определить причину возникновения эмоций (источник), классифицировать эмоции, определять связь между эмоциями и словами, интерпретировать эмоции, которые возникают во взаимоотношениях. Также в понимание эмоций умение осознавать переходы от одной эмоции к другой, понимать двойственные эмоции, эмоции разной направленности (амбивалентные) и умение предвидеть возможное дальнейшее развитие существующей эмоции. Четвертый — управление эмоциями. Эта способность как совокупность умения оперировать информацией, идущей от эмоций; умения вызывать нужные эмоции; умения соответственно дистанцироваться от уже возникших, в зависимости от их информативности или пользы; управлять своим или чужим эмоциональным состоянием.
Читать дальше
Концепция эмоционального выгорания начала формироваться в 70-х годах прошлого века и вскоре получила широкое признание среди теоретиков и практиков как социально-психологическая проблема, достойная внимания и изучения. С тех пор феномен выгорания является предметом многих научных исследований зарубежных и отечественных специалистов. По данным зарубежных коллег, в период с 1995 по 2002 год, в журналах, охватываемых базой данных Американской психологической ассоциации PsychInfo, ежегодно появлялось около 150 статей на тему выгорания [43]. В целом же на сегодняшний день опубликовано свыше 6000 книг, глав, диссертаций и журнальных статей, затрагивающих данную проблематику [32]. В некоторых европейских странах с хорошо развитой системой социальной защиты, в частности в Швеции и Нидерландах, выгорание является официальным медицинским диагнозом, что предполагает включение его в учебные руководства и обучение врачей его распознаванию и лечению. А «выгоревшему» человеку это дает возможность получать материальную компенсацию и психотерапевтическую помощь [4]. Однако на сегодняшний день этот пример является скорее исключением и в большинстве других стран выгорание не является общепринятым диагнозом, но остается предметом научных дискуссий и изысканий. Понятие «выгорание» H. Freudenberger (1974), однако первые упоминания о выгорании как психологическом явлении, встречающемся в помогающих профессиях, были отмечены еще в работах Bradley (1969) [14]. Более того, есть данные, что уже в научных работах 50-х годов можно найти описания у людей особых психических состояний, имеющих симптоматику выгорания, но называющихся по-другому [12]. Изначально термин «выгорание» употреблялся в разговорной речи для обозначения последствий хронического злоупотребления наркотиками. Freudenberger стал использовать его для описания постепенного эмоционального истощения и снижения мотивации среди волонтеров бесплатных клиник для наркоманов, которых он наблюдал [19]. Необходимо заметить, что, невзирая на то что термин успешно прижился, некоторые авторы считают его не совсем корректным, так как он порождает ассоциации с определенным состоянием выгоревшей свечи или костра [16]. Они, в свою очередь, предлагают аналогию с пустой батарейкой. По их мнению, это отражает постепенный процесс расходования большей энергии, чем было предусмотрено. Первое определение выгорания, данное Freudenberger, было основано на его собственном клиническом опыте и толковалось как «выработаться, растратиться и стать истощенным от чрезмерных затрат энергии, сил и ресурсов» [19]. Позже он расширил это определение и представил концепцию выгорания как синдром, включив в него личностный фактор, организационный фактор, социальные отношения и жизнь в целом [18]. Однако уязвимым местом такого «включающего все» определения является то, что оно вмещает почти все виды социальных и личностных проблем и, следовательно, теряет свой смысл [16]. Интересно, что Freudenberger сам пал жертвой выгорания дважды. Его работы на эту тему были весьма автобиографичными, что, безусловно, повысило его авторитет в этой области [4]. Являясь родоначальником клинически ориентированной работы по выгоранию, Фройденбергер вдохновил исследователей на разработку трех различных концептуальных подходов к выгоранию, каждый из которых имеет свой инструмент для его измерения. Это концептуальные модели Maslach & Jackson (1986), Pines & Aronson (1988) и Shirom & Melamed [43]. На сегодняшний день это наиболее значимые и теоретически обоснованные попытки объяснить природу и структуру выгорания в зарубежной психологии опросник MBI. Согласно этой модели выгорание рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций и представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение является базовым индивидуальным компонентом выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне и ощущении эмоциональной опустошенности. Деперсонализация представляет собой межличностный компонент выгорания и проявляется деформацией отношений с другими людьми. Редукция личных достижений — компонент самооценки — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, свои способности и достижения, либо в ограничении своих возможностей и обязанностей по отношению к другим [4]. Maslach Burnout Inventory (MBI) – это наиболее широко применяемый опросник для оценки связанного с работой выгорания. Он состоит из пунктов, предположительно оценивающих каждый из трех кластеров симптомов, включенных в синдром выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений). Сторонники многомерного подхода утверждают, что только он обеспечивает целостное представление о таком сложном явлении, как выгорание [3]. Вместе с тем концепция, предложенная C. Maslach, хотя и является сегодня общепринятой, не исчерпывает мульти факторного подхода к структуре выгорания [12]. Некоторые авторы, в целом разделяющие данную точку зрения, предлагают исключить из структуры выгорания или добавить в нее те или иные компоненты [20, 26]. Другие вообще полагают, что трехкомпонентной концепции выгорания не хватает теоретических обоснований. Так, например, до сих пор не были получены доказательства, свидетельствующие об общей этиологии этих трех компонентов [23].
Читать дальше
Эмоциональное выгорание рассматривается нами как проявление дезадаптации личности в сложных условиях профессиональной деятельности. Анализ имеющейся на сегодняшний день весьма обширной литературы по проблеме выгорания, позволяет констатировать, что это явление широко распространено в современном мире и выходит далеко за пределы профессий «помогающего» типа, у представителей которых его признаки были обнаружены первоначально [23; 24; 25; 3]. Результаты исследования позволили также констатировать, что источниками возникновения данного дезадаптационного феномена могут служить нарушения их самооценки, конфликтные образования мотивационно-ценностной сферы, а также определенные механизмы психологической защиты - «проекция» и «реактивное образование». Данные, полученные в ходе настоящего эмпирического исследования, позволили наметить направления профилактической, консультативной и псих коррекционной работы и предложить научно-обоснованные рекомендации по психологической помощи, подверженным риску эмоционального выгорания. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности социальных служб в целях улучшения психологического здоровья и повышения эффективности их профессиональной деятельности. Осуществленный нами анализ личностных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание, может стать основой для новых исследований в этом направлении. Каждая разновидность обозначенных в нашей работе личностных предпосылок выгорания вполне заслуживает того, чтобы стать предметом специального анализа в дальнейшем. Необходимость подобных исследований обусловлена большой практической значимостью проблемы для психологической практики, диагностической, консультативной и псих коррекционной деятельности, равно как и актуальной потребностью в расширении и обосновании теоретических представлений о феномене эмоционального выгорания, факторах и механизмах его возникновения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Эмоциональное выгорание предполагает риск развития у профессионала невротических реакций и психосоматических расстройств, что позволяет рассматривать его как феномен, находящийся на границе «психической нормы» и «психической патологии» и представляющий собой крайний вариант нормы. 2. Психологический анализ профессиональной деятельности показал, характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, многоплановостью задач, требующих компетентного решения, необходимостью поддержки широкой сети контактов разного уровня. Указанные особенности выступают в качестве организационных факторов эмоционального выгорания. При этом наибольшее влияние на эмоциональное выгорание данной категории профессионалов оказывают личностные факторы, так как они представляют собой те внутренние условия, только преломляясь через которые, внешние причины могут оказывать свое воздействие. 3. Риск возникновения эмоционального выгорания сопряжен с наличием конфликтных, разнонаправленных тенденций в мотивационно-ценностной сфере. Напротив, интегрированная, непротиворечивая мотивационная структура может предохранять от возникновения симптоматики эмоционального выгорания. 4. Общий уровень и отдельные признаки эмоционального выгорания соотносимы с напряженностью функционирующих у них механизмов психологической защиты - механизмом проекции и механизмом реактивного образования.
Читать дальше
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 339 с. 2. Антоненко И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. -М., 1995. - 186 с. 3. Банников Г.С. Роль личностных особенностей в формировании структуры депрессии и реакций дезадаптации: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1998.-22 с. 4. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Под редакцией Д.Я. Райгородского - Самара, 2003. - С. 333 - 392. 5. Бойко B.B. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. - 105 с. 6. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб., 2004. - 480 с. 7. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников // Ярославский психологический вестник. - Вып.11,2004. - С.96-99. 8. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 112-121. 9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1997. - № 1. - С. 27 - 42. 10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984. - 200 с. 11. Гаранин С. А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры. Дис.... канд. пед. наук. - СПб., 1993 - 217 с. 12. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Замысловатый танец современной пары // Семейная психология и семейная терапия. - 2000. - № 2. - С. 3-11. 13. Годунов A.A. Социально-экономические проблемы управления социалистическим производством. - М., 1975. -133 с. 14. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - Спб., 2001.-352 с. 15. Гурьева Л.С, Заргаров В.А., Скобеев K.M. Профессионал и специалист: Руководитель в современных организационных условиях. - Томск, 1989. - 131 с. 16. Емельянов E.H., Поварницына СЕ. Психология бизнеса. - М., 1998.-511 с. 17. 3еер Э.Ф. Психология профессий,- Екатеринбург, 1997.- 275с. 18. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990. - 336 с. 19. 3ильбер А.П. Синдром выгорания (надлома, привыкания) у специалистов МКС / Этика и закон в медицине критических состояний. - Петрозаводск, 1998,- С. 275-281. 20. Кадыров И.М. Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания: на модели невротических расстройств: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1990. - 24 с. 21. Карлофф Б., Седерберг С. Вызов лидеров / Пер. со швед. - М., 1996. - 237 с. 22. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. - М., 2000. - 256 с. 23. Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник МГУ, 1995.- Серия 14.- Психология.- №1.- С. 3-11. 24. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978. - 270 с. 25. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримана. - СПб., 2002. - 544 с. 26. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 30 с. 27. Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов, 2004. - 200 с. 28. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М., 1997. - 288 с. 29. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей- стоматологов // Клиническая стоматология. - 2003. - №4. - С.82-86. 30. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.- 199 с. 31. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - Том 25. - № 2. - С. 75 - 85. 32. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. - М., 1978. - 64 с. 33. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975. - 312 с. 34. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии / Пер. с англ. - СПб, 2001.-560 с. 35. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Вопросы психологии. -1978. - №4. - с. 45-87.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Правовая охрана и использование недр
Количество страниц:
15
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экологическое право
эссе
Исторический факт и его интерпретации
Количество страниц:
2
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2014
Предмет:
История государства и права
контрольная работа
Контрольная работа
Количество страниц:
20
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Теория и методология обучения и воспитания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image