Прокуратура является одним из древнейших органов государства, унаследованных современностью. Органы прокуратуры имеют богатую историю и в нашей стране. Из создание стало частью масштабных преоб-разований, предпринятых российским императором Петром Первым в XVIII веке. Возведенным в прокурорские должности лицам (обер-прокурору Святейшего Синода, генерал-прокурору) предписано было надзирать за законностью в деятельности Синода и Сената, а в послед-ствии и других органов государственной власти.
За последнее время институт прокуратуры в нашем государстве не-однократно претерпевал изменения, а в переломные моменты истории (например, в 90-е годы прошлого века) отрицалась и сама необходимость его существования в механизме государственной власти. Эта позиция, в частности, обосновывалась тем, что в демократической России прокурату-ра может послужить сохранению тоталитарного коммунистического ре-жима и открытой диктатуры. Предполагалось вовсе ликвидировать про-куратуру и передать ее функции судам или соединить органы прокурату-ры с министерством юстиции Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на многочисленные попытки законодательно понизить роль прокуратуры, сведя ее функции к поддержанию обвинения в суде и надзору за следствием и дознанием, назначение деятельности про-курорских органов осталось неизменным — осуществление общего надзо-ра за законностью.
В современных условиях функционирование прокуратуры в Россий-ской Федерации регулируется положениями Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Фе-дерации».
Читать дальше
Как мы установили ранее, функциональное назначение российской прокуратуры отличается от такового у схожих европейских органов. Если органы прокуратуры в европейских государствах функционируют с целью осуществления уголовного преследования, то в России они создавались для общего надзора за законностью. Названная особенность российской прокуратуры порождает множество споров среди правоведов-исследователей относительно ее места в механизме современного государ-ства.
Способствовала этому и сохранявшаяся до недавнего времени не-определенность конституционного статуса органов прокуратуры, обу-словленная тем, что положения о прокуратуре были помещены в разделе о судебной системе.
В этой связи в научно-правовой литературе высказывались мнения о необ-ходимости и целесообразности отнесения ее к судебной власти. Последние изменения в Основной закон, изменившие название раздела (вместо «Су-дебная власть» стало «Судебная власть и прокуратура») делают неточны-ми выводы указанных авторов, так как отстаивая свою позицию апеллиро-вали они, прежде всего, к авторитету Конституции. Кроме того, совершен-но понятно, что считать органы прокуратуры не позволяет и факт консти-туционного закрепления исключительного правомочия судов на осуществ-ление правосудия в Российской Федерации.
Следует отметить тот факт, что у отдельных авторов встречается по-зиция, согласно которой органы прокуратуры следует относить к испол-нительной ветви государственной власти. Безусловно, отдельные органы государственного управления наделены возможностью осуществлять надзорные функции в отношении должностных лиц, других государствен-ных органов, граждан или организаций. Однако характер этих функций существенным образом отличается от прокурорского надзора, поскольку последний имеет самые широкие границы, распространяется на все феде-ральные министерства и ведомства, в том числе и на исполнительные ор-ганы государственной власти, осуществляющие административные надзор . При этом, как показывает анализ регулирующих деятельность Прокуратуры России нормативно-правовых актов, она не обладает каки-ми-либо административными функциями. Кроме того, из решения Верхов-ного Суда РФ от 11 февраля 2005 г. № ГКПИ04-1479 прямо следует, что прокуратура не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации». — [Электронный документ] — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
3. Решение Верховного Суда РФ от 11.02.2005 № ГКПИ04-1479 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным По-ложения о премировании работников органов и учреждений прокура-туры Рос-сийской Федерации по итогам работы за квартал, утв. Ген-прокуратурой РФ 17.03.1997. — [Электронный документ] — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: Учеб. по-собие: В 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. – Т. 1. М., 2010.
5. Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 1998. С. 95 – 96.
6. Байкин И.М. Прокуратура — орган государственной власти // Совре-менное право. – 2009. – № 12. – С. 48 – 51.
7. Басков В.И. Прокурорский надзор. 2-е изд. М., 1996.
8. Буянский С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. 2005. – № 5. – С. 106 – 109
9. Бывальцева С.Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: про-блемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 23 – 26.
10. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Право и политика. – 2005. – № 10. – С.87– 89.
11. Даев В.Г. Концепция прокурорского надзора в свете правовой ре-формы // Вестник МГУ. Право. 1990. № 4. – С. 38 – 40
12. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей // Государственная власть и местное самоуправление. – 2004. – № 1. – С.31-32.
13. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Рос-сийской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 5. – С. 12.
14. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. – 2001. № 9. – С.39-40.
15. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть: Учеб. посо-бие. – М.: Проспект, 2001.
16. Савицкий В.М. Кризис прокурорского надзора // Социалистическая законность. – 1991. – № 1. – С. 46 - 47.
17. Сологубов А.С. Особенности правового статуса органов прокурату-ры России в федеральных округах (на примере Центрального феде-рального округа). М., 2006
18. Станских С.Н. К какой ветви власти принадлежит прокуратура: опыт Конституционного Суда Приднестровской Молдавской Республики // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 8. – С.71-72.
19. Шобухин В.Ю. Прокуратура — основа надзорно-контрольной вла-сти в России // Государство и право. 2007. – № 11. – С. 89 – 94.
Читать дальше