Под литературной ономастикой понимается изучение процессов образования имен собственных в художественных произведениях. Изучаемые имена собственные принято называть онимами. Ономастика изучает не только морфологическое словообразование, но и фонетические, семантические, этимологические особенности имен собственных. Литературная ономастика связана с историей, мифологией, этнологией, географией, астрономией и другими науками путем заимствования специальных терминов и понятий для создания смысловых образов при использовании имен собственных в художественных произведениях.
По мнению многих исследователей существует ряд законов (или универсалий), которым в той или иной степени подчиняются имена собственных в рамках художественного текста:
1. Смысловая наполненность. Имена собственные должны быть верными и точными, соответствовать главной идее произведения, нести специальный смысл и характерный колорит, придавать персонажу особое предназначение, воплощать концентрацию авторской идеи применительно к каждому герою. В качестве примера можно привести сказки, где смысловая наполненность – первичный атрибут имен персонажей, когда имя определяет и роль героя в произведении (Кощей Бессмертный, Мальчик с пальчик, Василиса Премудрая и т.д.)
2. Стилистическая однородность. Имена героев в рамках одного произведения должны быть стилистически неконфликтными, должны дополнять и взаимодействовать друг с другом как с точки зрения отношений между персонажами в рамках произведения, так и стилистически. Имя должно соответствовать полу и национальности персонажа (Иван-Марья, Аленушка – Иванушка, Мастер- Маргарита, Маугли-Балу-Каа и т.д).
3. Связь имени и персонажа. При подборе имен персонажей следует ориентироваться на реальный перечень имен, общепринятые приемы их образования, с помощью которых можно передать информацию о социальном, национальном, возрастном положении именуемого лица, подчеркнуть его характер, обозначить роль в произведении.
Читать дальше