Аудит – это такая процедура, которая выражает собой проявление высшей объективности при проверках организаций с целью установления объективной характеристики. Поэтому, на мой взгляд, аудит должен являться синонимом беспристрастности, логичности и надежности. Под такие критерии, как мне кажется, попадают международные стандарты аудита. Прежде, чем говорить о перспективах международной стандартизации аудита в Российской федерации, стоит резюмировать нынешнее состояние Российского аудита и вероятность возникновения таких потребностей. Однозначно можно сделать вывод, что в России международные стандарты аудита принимают особую значимость по ряду причин, а именно:
• Интенсивная интеграция России в мировое экономическое сообщество. Государство все активнее торгует с другими странами, ведет совместный бизнес и смежные проекты. В связи с этим, необходимость в открытой и доступной политике по отчетности возрастает в разы.
• В совокупности с нестабильностью экономических процессов и высокой вероятности возникновения спорных и кризисных ситуаций, открытая и публичная отчетность встает как первейшая необходимость.
• Неумолимые темпы роста современной глобализации подразумевают под собой определенную отчетную опору, поэтому процесс внедрения международных стандартов аудита в систему Российской федерации – это вопрос очевидный.
Правовая база России дает достаточно четкое представление о том, каким образом должна развиваться данная сфера. Целая плеяда нормативно-правовых документов регламентирует появление Международных стандартов на территории государства. Уже были проведены работы по доскональному переводы Международных стандартов. Имеются все необходимые разъяснения и адаптации к России. Но на мой взгляд, этого недостаточно для осуществления такой программы уже сегодня. Аргументирую это ниже сказанным.
В сфере аудита открываются некоторые трудности, в частности, связанные именно с переводом. В России не имеется официального перевода текстов, которые действуют на международном уровне. В связи с этим назревает необходимость во всеобщей генерализации подобных документов и приведению их к единому осмыслению.
Другой аспект, усложняющий вливание России в единый аудитный стандарт, связан с установившейся именно в России системе, которая не по всем параметрам сопоставима с Международной. А как известно, такие системы искоренить крайне сложно.
Это проявляется как в том, что некоторые из установленных в Международном режиме, вообще не имеют аналогов в России, а прочие не соответствуют регламентам и требованиям. Как мне кажется, это выражается в самых очевидных вещах – российский аудит движется по своей уникальной дороге, которая не только не может быть противопоставлена иностранным, но и даже быть сколько-нибудь сравнимой с ними.
Тем не менее, российские стандарты всегда принимались и утверждались исключительно с ориентированием на опыт зарубежных коллег. Как это завелось и утвердилось, необходимости самостоятельно придумывать некоторые спектры аудита нет необходимости – зарубежный опыт превосходно демонстрирует все сильные и слабые стороны систем.
Не могу не отметить и другой нюанс. Постоянно вносятся коррективы и попадающие под современные реалии нюансы, поэтому однозначно сказать, что российский аудит совершенен и логичен будет не совсем корректно.
Читать дальше