Раздел: Социологическая теория
1. «Язык- плохой слуга, но хороший хозяин» Р.Барт. Рассмотрите язык как социальный факт
2. Проанализируйте праздник Дня рождения как социальный ритуал. Определите тип данного ритуала, его значение и функции.
3. Проанализируйте путешествие (варианты: мир фантазии, науки, сна) как особую форму опыта, используя понятие когнитивного стиля Шюца. В чем его специфика по сравнению с миром повседневности?
4. Проанализируйте повседневность как особую форму опыта, используя понятие когнитивного стиля А.Шюца. В чем специфика по сравнению с другими реальностями. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
5. Проанализируйте рекламу в терминах структурно-функционального анализа Р.Мертона
6. Проанализируйте явление нелегальной миграции (варианты: коррупции, лоббизма и т.д), используя структурно-функциональный подход Р. Мертона
7. Рассмотрите в терминах статусно-ролевого комплекса Парсонса ситуацию оформления банковского кредита. Приведите примеры возможных в этой ситуации ролевых конфликтов и девиантного поведения. Используйте при ответе типовые переменные действия.
8. Проанализируйте феномен демонстративного потребления (допинга, плагиата в науке), используя типологию девиантного поведения Мертона
9. Рассмотрите в терминах статусно-ролевого комплекса Парсонса ситуацию экзамена. Приведите примеры возможных в этой ситуации ролевых конфликтов и девиантного поведения. Используйте при ответе типовые переменные действия ( Парсонс) и типологию девиантного поведения ( Мертон)
10. Перечислите основные характеристики дисциплинарной власти. В чем отличие этой концепции от традиционных трактовок власти (Вебер, договорная традиция)?
11. Какие из известных Вам социологических теорий могут быть применены для объяснения феномена коррупции? Аргументируйте и проиллюстрируйте свой ответ ( не меннее двух теорий)
12. Какие из известных Вам социологических теорий могут быть применены для объяснения феномена блата в образовании? Аргументируйте и проиллюстрируйте свой ответ (не менее двух теорий)
13. За что конкурируют студенты в поле образования? Ответьте на вопрос, используя концепцию поля и конвертации капиталов Бурдье.
14. Понятие тотального института. Классификация, характеристики, функции, отличия от повседневных взаимодействий. Способы и типы стигматизации.
Раздел «Стратификация»:
1. Чем социальные классы отличаются от статусных групп?
2. Опишите основные характеристики аскриптивного и достигаемого статусов. В чем заключаются основные отличия между этими двумя видами статусов?
3. В чем состоят различия между веберианским, функциональным и марксистским стратификационными подходами?
4. Кто такие «белые воротнички» и как можно описать их социальную позицию с точки зрения марксистского подхода в исследованиях стратификации?
5. Каким образом осуществляется выделение среднего класса в российских стратификационных исследованиях? Опишите основные подходы и схемы операционализации.
6. Какие критерии выделения элит существуют в стратификационных исследованиях? Представьте теории, которые используют эти подходы, приведите примеры элит в рамках каждого из подходов.
7. Оцените свои шансы социальной мобильности. Используйте концетуальный аппарат теорий социальной мобильности, опишите основные подходы в исследованиях социальной мобильности, используйте их для анализа собственной жизненной ситуациии.
Раздел: Методология и методы социологии
1. Перечислите и дайте классификацию методов социологического исследования. Для каких целей применяются перечисленные вами методы. Опишите виды социологических исследований с точки зрения полученных результатов и их использования.
2. Что такое эксперимент в социологии? Каковы правила экспериментального исследования. Какие виды эксперимента вы знаете. Принципы планирования лабораторного эксперимента. В чем состоят угрозы результатов эксперимента.
3. Метод наблюдения. В чем состоит цель метода наблюдения. Какие виды наблюдения вы знаете. Что, как правило, фиксируют во время проведения наблюдения. Преимущества и недостатки метода наблюдения.
4. В каких случаях следует использовать методы опроса. Какие виды опросов вы знаете. Опросные методы – общая характеристика. Что такое генеральная и выборочная совокупности. Что такое репрезентативность выборки и что мы называем ошибкой репрезентативности. Дайте классификацию выборок, с точки зрения способов отбора элементов выборки.
5. Что такое стратегия кейс-стади? Какие разновидности кейс-стади вам известны. В каких случаях целесообразно применять стратегию кейс стадии. Преимущества и недостатки данной стратегии.
6. Что такое исследовательское интервью. Для решения каких задач оно применяется в социологии. Какова цель проведения исследовательского интервью. Виды интервью. Что такое наративное, лейтмотивное и биографическое интервью. Правило формулировок вопросов в исследовательском интервью
7. Что такое метод экспертных оценок и для решения каких задач он применяется. Виды методов получения оценки экспертов. Этапы формирования экспертных оценок. Перечислите методы анализа оценок экспертов.
8. Метод фокус-групп. Что такое фокус-группа. В чем состоят методологические преимущества метода фокус-групп. Какие факторы влияют на групповую динамику. Основные принципы формрования групп для проведения исследования методом фокус-групп.
9. Этнографическое исследование. Границы применения этнографического исследования и задачи, которые могут быть решены с помощью этнографического исследования. Преимущества и недостатки этнографического исследования.
Раздел: Анализ данных (формат ответа должен быть с привлечением в качестве иллюстрации какого-то примера, как применяется это в социологической практике, т.е. не просто воспроизведение истин из учебников по статистике и анализу).
1. Дайте определение измерения, понятия шкалы и её свойств. Какие шкалы используются в социологии? Приведите примеры различных шкал и укажите их допустимые преобразования. Какие методы оценки центральной тенденции и вариации применяются для различных типов шкал?
2. Опишите процесс проверки статистической гипотезы, его цели, логику. Как проверяются гипотезы о независимости признаков на основе критерия «Хи-квадрат»?
3. Опишите, как строится доверительный интервал для математического ожидания. Как с помощью доверительных интервалов можно рассчитать объем выборки?
4. Какие коэффициенты корреляции Вы знаете? Для каких задач в социологии они применяются и каким образом интерпретируются?
5. Запишите уравнение множественной линейной регрессии. Как интерпретируются значения коэффициентов? Как используется коэффициент детерминации? Какие основные ограничения регрессионной модели Вы знаете?
6. Для каких задач используется регрессия с фиктивными переменными? Опишите схему построения фиктивных переменных на примере и укажите, как интерпретируются коэффициенты регрессии.
7. Для каких задач используется модель логистической регрессии? Как интерпретируются параметры модели, в чем состоят отличия от интерпретации параметров линейной регрессии?
8. Опишите суть, задачи и типы факторного анализа. Каковы основные способы определения оптимального количества факторов при построении модели факторного анализа?
9. Опишите основные принципы алгоритма агломеративного иерархического кластерного анализа. В чем состоят достоинства и недостатки этого метода (в сравнении с методом k-means)?
10. Какие графические способы представления результатов анализа данных Вы знаете? В каких случаях следует выбирать тот или иной способ? Охарактеризуйте преимущества и недостатки различных типов таблиц, графиков и диаграмм в зависимости от особенностей представленных данных.
Раздел Экономическая социология (в билет включается по одному вопросу из данного списка, на вопрос необходимо дать развернутый ответ, в который помимо содержательного ответа рекомендуется включать ссылки на авторов – эконом-социологов, занимающихся данной проблематикой и их работы, которые разбирались в рамках курса на семинарах, также рекомендуется в ответе приводить конкретные примеры, иллюстрирующие Ваше понимание применения описываемых концепций и определений к «реальной жизни»)
1. Где пролегают различия между экономикой (как наукой) и экономической социологией? Дайте несколько определений предмета экономической социологии
2. Опишите и поясните экономсоциологическое значение понятия «социальной укорененности». В чем отличие понимания укорененности у К.Поланьи и М.Грановеттера?
3. Проведите сравнительный анализ моделей экономического, социологического и экономико-социологического человека. В чем состоят различия между пере- и недосоцилизированными концепциями человеческого действия, предложенные М.Грановеттером?
4. Дайте определение содержательного и формального значения термина «экономический» у К.Поланьи.
5. В чем состоят различия между старой и новой экономической социологией?
6. Изложите основные идеи сетевого подхода. В чем состоит критика этого подхода?
7. В чем заключается специфика институционального подхода?
8. В чем заключается специфика социокультурного подхода в рамках экономико-социологических исследований хозяйства и общества?
9. Какие определения рынка существуют в современных социальных науках? Как понимают рынок эконом-социологи?
10. Что хотел сказать М. Аболафия своей фразой: «рынки как культуры»?
11. Как подходы к определению неформальной экономики существуют в экономической социологии? Какие виды неформальной экономики вы знаете?
12. Что такое организация с эконом-социологической точки зрения? Сравните между собой сетевой и институциональный подходы к анализу организации.
13. Что такое организационный изоморфизм? Назовите основные виды организационного изоморфизма.
14. Опишите основные черты бюрократической организации.
15. Изложите основные принципы фордизма и постфордизма.
16. В чём состоит различие между сильными и слабыми связями? Какие из них, в целом, более полезны на рынке труда?
17. Что такое «человеческий капитал»? Зачем нужны инвестиции в человеческий капитал и в каких формах они могут осуществляться? Какие характеристики работника оказываются наиболее востребованными в условиях «знаниевого капитализма»?
18. Сформулируйте основные черты подхода П. Бурдьё к проблеме потребления.
19. Что такое «общество потребления», и, в чём состоят его отличительные особенности?
20. Опишите основные положения теории социальной множественности денег В. Зелизер.
21. В чем состоит специфика обмена дарами в сравнении с товарным обменом?
22. В чем состоят основные отличия «легкого» капитализма от «тяжелого» капитализма?
Экономическая социология, социологическая теория, стратификация, социологические методы, анализ данных
билеты к экзаменам
Социология
Гуменюк И.
Эксперт по предмету «Социология общая»