Проблема определения места государства в экономических отношениях была и остается чрезвычайно актуальной. Мыслители различных эпох пытались установить роль государства в повышении благосостояния его граждан, понять источники богатства самого государства. С развитием экономики и переходом ее к индустриальной стадии производства, ростом промышленного капитала, полемика обострилась, появились новые подходы к определению роли и значения государства в экономике, возникла потребность в научном обосновании проведения экономической политики.
Практически все известные экономисты признают большую роль К. Маркса в развитии экономической теории [3]. Он, его соратники и последователи рассматривали государство как участника производственных отношений. «Современное государство, – писал Ф. Энгельс, – какова бы ни была его форма, есть по своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист» [4, с. 290]. Государство становится в таком случае не только орудием классового господства, оно выступает не только как орган, осуществляющий ту или иную экономическую политику, но и как собственник, который берет в свои руки средства производства и приводит их в движение, т.е. выступает как хозяйствующий субъект.
Когда государство само приводит в движение производственные силы и таким образом становится субъектом хозяйства, оно становится и агентом производственных отношений. Появление государственной собственности на средства производства втягивает государство в непосредственные отношения производства, и в этих пределах функции государства осуществляются как экономические.
Развитие процессов обобществления приводит к тому, что у государства помимо надстроечных функций, в том числе воздействия на экономику, появляется функция по существу чисто хозяйственная: государство приводит в движение процесс производства, является собственником не только определенного круга средств производства, но и продукта как результата использования этих факторов производства [5, с. 548].
В период построения социализма в СССР и ряде других стран государство рассматривалось как орган планомерного руководства всей экономикой соответствующих стран, роль государства неизмеримо возрастала, в том числе и как политико-юридической надстройки. В указанный период подчеркивалась определяющая роль материально-технического производства и порождаемых им производственных отношений для политико-правовой надстройки, которая не следует пассивно за базисом. С этой точки зрения, политико-правовая надстройка не только обладает относительной самостоятельностью, но и оказывает активное обратное воздействие на экономические отношения.
«Идея государственного невмешательства, идея «laissez faire, laissez passer», определяла, как известно, всю
Дж. М. Кейнс скептически относился к принципу «невидимой руки», сформулированному А. Смитом и ставшему кредо неоклассиков.
Теоретические выводы Дж.М. Кейнса основывались на анализе реальной экономической политики первой трети XX в. и особенно – экономического кризиса 30-х гг. На протяжении всего XX столетия важнейшим стабилизирующим фактором экономики стало увеличение объемов государственного бюджета.
Читать дальше