1. Проанализируйте значение детских впечатлений Л.Н. Толстого для его последующей жизни 2
1.1. Что является, по Вашему мнению, характерным для пробуждения самосознания маленького ребенка? Чем отличается его восприятие мира? 2
1.2. Можете ли Вы выделить в своих воспоминаниях «порог», с которого началось Ваше самосознание? Опишите его. 2
1.3. Что самое главное в ваших детских воспоминаниях? Сравните их с воспоминаниями ваших близких друзей, бывших одноклассников, студентов с которыми вы сейчас учитесь. Есть ли в них что-то общее? Как объясните Вы различия ранних детских впечатлений? 3
1.4. Найдите в тексте Л.Н. Толстого «Моя жизнь» мысли которые имеют, с вашей точки зрения, явно философское содержание. Прокомментируйте их. 3
1.5. Попробуйте задать себе каверзный вопрос: смогли бы вы решиться написать о себе все на чистоту, без утайки, заведомо зная, что все ваши сокровенные мысли будут доступны многим? Насколько откровенными вам представляются дневниковые записи Л.Н. Толстого? Не слишком ли преувеличивает он наличие у себя такого количества отрицательных качеств? Не перегнул ли он палку в столь безжалостном самобичевании? 4
1.6. На одной страничке попытайтесь сформулировать основные черты вашего характера, интересов и целей жизни. Что нравиться вам в себе и что вызывает чувство неудовлетворенности? Что привлекает вас в себе и что вызывает чувство неудовлетворенности? Что привлекает вас в других людях, а что отталкивает от них? Находите ли вы среди своих сверстников людей, похожих на Вас и ваших антиподов? 4
2. Упражнения в философской афористике. 6
Сформулируйте лаконично свое понимание самопознания, желательно в лаконичной форме. 6
1.1. Найдите в тексте писателя сведения, иллюстрирующие различные уровни самосознания (личностного, группового и др.) 6
1.2. Что общего в воспоминаниях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского? 6
1.3. Можно ли сказать, что существуют «ступеньки» в человеческой душе? Каково ваше мнение на этот счет? 6
1.4. Чем объясняется по-вашему, способность человека к моментальному самоанализу в критические минуты своей жизни? 7
1.5. Как вы понимаете встречающееся в тексте выражение «народный дух»? 7
1.6. Пользуясь знаниями полученными при изучении истории отечества и русской литературы, попытайтесь объяснить причину смены мировоззренческих позиций Ф.М. Достоевского после сибирской каторги. В частности, его взглядов на цели и методы социальных преобразований. 7
1.7. Каковы мотивы резко отрицательного отношения великого русского писателя к С. Г. Нечаеву (1847-1882 гг.) – организатору тайного общества «Народная расправа»? 8
1.8.Чем на ваш взгляд, опасны проявления «нечаевщины» для молодежи в наши дни? 8
2. Внимательно прочитайте отрывок из работы немецко-американского философа и психоаналитика Эриха Фромма (1900-1980 гг.) «Человек для самого себя». 9
2.1. Соответствует ли с вашей точки зрения, типология социальных характеров Э. Фромма социалоно-экономическим отношениям в современной России? 9
2.2. Сформулируйте пожалуйста, свое отношение к существованию в России «личностного рынка». 9
2.3. Насколько правомерно, с ваших позиций, говорить о самосознании, самооценке человека, который мириться с тем, что его рассматривают наравне с другим товаром? Может ли такой человек заявить: «Я – то, что делаю?» 10
2.4. Подготовьтесь к предполагаемой дискуссии в аудитории по теме «Самореализация личности в условиях рыночных отношений» 12
3. Ознакомьтесь с фрагментом из книги современного российского фолософа Б.С. Ерасова (1932-2001 гг.) «Социальная культурология». 16
3.1. Приведите пожалуйста примеры позитивного и негативного проявления маргинальности в современной социокультурной деятельности. 16
3.2. Могут ли находиться, по вашему мнению, в состоянии маргинальности социальные группы? С чем это связано? 16
3.3. Почему Ерасов Б.С. связывает состояние маргинальности с деперсонализацией личности? Объясните, пож-та свою точку зрения. Как вы понимаете этот процесс? 16
4.1 Какие факторы оказывают решающее влияние на уровень духовно-нравственной культуры личности и общества? 18
4.2. Существует ли прямая связь между уровнем интеллектуального развития и духовностью? 23
4.3. Чем по-вашему самопознание отличается от «самокопания»? 23
4.4. Сформулируйте определение понятия «сила духа» 24
4.5. Попытайтесь проверить свою искренность: на отдельном листе бумаги напишите «для души» (то есть сугубо для себя) эссе «Всегда ли я доволен своим Я?». 24
Список литературы 25
Самосознание
контрольная работа
Философия
Московцева С.
Эксперт по предмету «Философия»