ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕ 5 1.1. Теория принципа разделения властей 5 1.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации 7 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 13 2.1. Законодательная власть 13 2.2. Исполнительная власть 15 2.3. Судебная власть 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
МГУ им. Ломоносова

Проблемы разделения властей: теория и практика

контрольная работа
Политология
25 страниц
86% уникальность
2014 год
9 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Политология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
Заключение
Список литературы
Актуальность темы: Что такое государство? До сих пор многие считают, что это зло, что это механизм, который необходим для того, чтобы один класс мог совершенно безнаказанно и «законно» эксплуатировать другой. Да, в государстве все строится на подчинении, но ведь в основе его может лежать и справедливость. Правовое государство – это такое государство, в котором деятельность и организация исходящей от высших органов власти основана на праве, не нарушает его и действует исключительно с ним. В стране могут быть приняты законы, позволяющие людям многое, но где гарантия, что они будут соблюдаться? Идея правового государства основывается на том, что государство никогда не может быть выше права, на том, что в стране должны править именно законы, а не люди, а также на том, что человек не должен быть хоть как-то ущемлен государством. В большинстве случаев демократическое государство ассоциируется с равноправным существованием всех его институтов. Такое положение обусловила теория разделения властей, основы которой были заложены целой плеядой выдающихся философов. В чем состоит суть такого устройства страны? Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос, необходимо не только усвоить суть, но также раскрыть её становление. Если проследить эволюцию власти, то станет предельно ясно, что её статус заметно видоизменялся. Как бы то ни было, но большую часть истории человечества власть концентрировалась в едином источнике. Вначале это было племя, затем совет старейшин, потом сам старейшина или вождь. С появлением государства как формы организации социума, вся полнота власти отошла либо к монарху (как это было в Египте), либо к коллегиальному органу (о чем свидетельствует примеры Древнего Рима и Древней Греции). При этом речь всегда шла о судебной, исполнительной и законодательной ветвях. Но и в то далекое время среди философов и государственников уже бродили идеи о разделении их. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Платона, Полибия. Однако наиболее широко данные взгляды проявились в эпоху Возрождения, достигшие своего расцвета на смене указанного периода и Просвещения. Так, знаменитые ученые Джон Локк и Томас Гоббс в своих работах заложили основы, утверждая, что абсолютная монархия должна быть ограничена народом. Их идеи поддержал и развил Ш.-Л. Монтескье, благодаря которому и возникло современное понятие разделения властей. Целью работы является уточнение сущности принципа разделения властей. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть систему разделения властей в государстве; - дать характеристику законодательной, исполнительной и судебной власти в системе принципа разделения властей. Объект исследования – система отношений связанных с принципом разделения властей. Предметом исследования являются полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности принципа разделения властей. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Читать дальше
Разделение власти – это доктрина, которая исходит из утверждения необходимости деления государственной (в широком понимании – любой иной) власти на автономные и взаимоконтролирующие ветви. Применительно именно к государственной власти предполагается деление на законодательную ветвь, исполнительную и судебную. Конституционные принципы разделения властей впервые как право-идея были предложены Дж. Локком в его теории «общественного договора». Это произошло в 1689 году. Как политико-правовая категория, принципы получили распространение в середине 18 века после появления работ Ш.-Л. Монтескье . Однако не следует считать, что это время и является периодом практического начала реализации идеи. Некоторые принципы или их элементы встречаются в теоретических разработках мыслителей древности. Так, еще Аристотель предлагал делить власть на ветви, только в качестве таковых приводил законодательную, судебную и должностную, где каждую из ветвей возглавляет отдельный орган. Принципы разделения властей как правовая норма были реализованы в Конституции США, причем авторы – «отцы-основатели» - выделяли еще и принцип «вертикального» деления, который должен был регулировать отношения между федеральным центром и штатами. К началу 19 века принципы разделения властей получили довольно широкое признание как один из ведущих постулатов государственно-правовой науки, который, тем не менее, продолжал развиваться, например, в некоторых странах перечень принципов толковался расширительно - выделялись в качестве самостоятельных еще и учредительная, контрольная, избирательная ветви . Как политико-правовая идея принцип разделения властей предполагает, что само их наличие в праве и практическая реализация являются основой для построения и функционирования современного государства. Принципы разделения властей предполагают ряд организационных и содержательных решений, которые выступают базовыми при конструировании государственной модели и права. Они предусматривают, что каждая из видов власти осуществляется специально созданным для этого органов власти: законодательная – парламентом, исполнительная – органами исполнительной власти (кабинет министров), судебная – судебной системой. При этом утверждается относительная независимость деятельности всех этих институтов, которая технически реализуется путем разделения полномочий и сфер приложения этих властных полномочий .
Читать дальше
Уже в самом понятии «законодательная власть» заложена одна из основных функций – законодательная. Кроме этой задачи, законодательная власть выполняет финансовую и контрольную функции. Рассмотрим каждую функцию подробнее. Законодательная функция. Только парламент имеет исключительное право создавать законы - правовые нормативные акты, которые после Конституции имеют большую юридическую силу. Ни один другой государственный орган Российской Федерации не обладает таким правом, только законодательная власть. В рамках полномочий государства или его субъектов могут быть урегулированы любые вопросы и любая сфера общественных отношений. Именно урегулированы общими правилами закона, а не просто решены в том или ином конкретном случае. Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации, то есть из нижней и верхней палат соответственно. 94 статья Конституции РФ говорит о представительном и законодательном характере этого органа . Финансовая функция. Она заключается в принятии бюджета государства и контроле над его исполнением. Федеральное Собрание устанавливает рамки расходов и уровни доходов, принимает бюджет и утверждает отчет об исполнении бюджета. Финансовая функция стоит между законотворческой и контрольной: принятие бюджета – это законотворчество, а принятие бюджета и контроль над его исполнением – один из видов регулирования деятельности исполнительной власти . Контрольная функция. Это система сдержек и противовесов, объектом которой являются органы исполнительной власти. Парламентский контроль над исполнительной властью не позволяет ей «навязывать» свои методы управления государством и игнорировать деятельность и активность демократических организаций и институтов. Осуществление контроля – это не только проверка работы государственных органов и наложение санкций за нарушения, но и право участвовать в процессе формирования и организации высших органов государственной власти. Санкции, которые накладывает законодательная власть, заключаются в выражении порицания, вотуме недоверия или импичменте. Эффективность контроля и уровень полномочий зависит от: формы государственного правления – в России работает принцип разделения властей, когда все ветви власти функционируют самостоятельно; наличия оппозиции – если правительство и парламентское большинство являются членами одной партии, то результативность контроля заметно снижается; конституционных традиций .
Читать дальше
Когда власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках, это всегда грозит возникновением диктатуры, произвола, насилия и бесправия. Современные государства имеют три ее ветви: исполнительная, законодательная и судебная. На сегодняшний день разделение властей – это признанная всеми норма в любом государстве с демократическим режимом. Оно является непременным условием успешного развития страны. Однако система разделения властей в практике управления государством существовала не всегда. Так, у древних греков функции всех трех ветвей соединяло в себе Афинское собрание. А вот уже в Средние века управление государством делили между собой король, духовенство и знать. Когда монарх стремился сосредоточить власть полностью в своих руках, возникал абсолютизм (примером могут послужить Франция и Россия). Но императоры и короли не могли свободно действовать без финансов. Чтобы их получить, они увеличивали налоги и созывали дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия в обмен на деньги вмешивалась в политику короля. Появились законодательные собрания (парламенты, рикстаг, генеральные штаты), которые медленно, но верно увеличивали свою власть. Вскоре дошло до того, что короли стали нуждаться в их поддержке, чтобы провести какие-то реформы и т. п. В свое время такие философы, как Вольтер, Монтескье и Т. Джефферсон, заявили о том, что в государстве обязательно должно осуществляться разделение властей на три ветви, и каждая из них будет уравновешивать, сдерживать и контролировать другие. Только в таких условиях страна сможет свободно развиваться. Разделение властей на практике в современных демократических странах осуществляется следующим образом: 1. Законодательную ветвь представляет парламент. Он избирается путем тайного голосования благодаря реализации одинаково доступного для всех избирательного права. Обычно парламент состоит из нижней и верхней палаты. Формирование последней в разных странах происходит по-разному. А нижняя палата комплектуется путем голосования избирателей, то есть прямых выборов. По решению партии большинства или в результате ее соглашения с оппозицией для руководства парламентом избирается спикер – председатель нижней палаты. Его полномочия могут также исполнять заместители и коллегиальный орган. Функции спикера заключаются в координировании комиссий и комитетов парламента, в представлении его на международной арене, в регулировании прений, возникающих в ходе заседаний. 2. Исполнительная ветвь власти. Ее возглавляет или президент или премьер-министр. Он руководит сразу несколькими исполнительными органами: администрациями, министерствами и различными ведомствами. Исполнительная власть всегда взаимодействует с законодательной, так как лица, ее представляющие, действия свои обязаны согласовывать с конституцией. Основной инструмент контроля над деятельностью этой ветви – право выдвигать обвинения против лиц, занимающих государственные должности, в случае нанесения ими ущерба стране. На разделение властей в современном государстве влияет и оппозиция, которая существует и действует в рамках закона. Ее лидеры дают критическую оценку решениям и документам кабинета правительства. Этим они подтверждают господство демократии в политическом процессе. 3. Судебная власть. Она обеспечивает законность деятельности первых двух ветвей. С этой целью создается Верховный суд или подобная инстанция, которая совершает надзор за соблюдением конституции и соответствием ей распоряжений органов законодательных и исполнительных. Итак, понятно, что когда в государстве осуществляется разделение властей на три ветви, то исполнительные, законодательные и судебные институты, являясь независимыми, будут друг друга контролировать, препятствуя тем самым любым попыткам злоупотреблять положением.
Читать дальше
Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/ Книги и монографии: 2. Безруков, А.В. Конституционное право России: Учебник / А.В. Безруков, С.В. Бендюрина, В.В. Игнатенко и др. – М.: НОРМА, 2010. – 544 с. 3. Братановский, С.Н. Конституционное право России: Учебник / С.Н. Братановский - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 375 с. 4. Капинус, О.С. Генезис и становление принципа разделения властей в Российской Федерации / О.С. Капинус // Законы России: опыт, анализ, практика, 2010. - № 11. - С. 98-103. 5. Кутафин, О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова – М.: Проспект, 2011. – 608 С. Научные статьи и публикации: 6. Григонис, Э.П. Понятие и сущность судебной власти в системе разделения властей / Э.П. Григонис // Мир юридической науки, 2012. - № 4. - С. 4-9. 7. Ермошин, В.В. Проблемы развития российской системы разделения властей / В.В. Ермошин // Современные гуманитарные исследования, 2012. - № 6. - С. 56-72. 8. Есева, Е.Ю. К вопросу о разделении властей / Е.Ю. Есева // NB: Вопросы права и политики, 2012. - № 1. - С. 21-34. 9. Ишеков, К.А. Принцип разделения властей в системе основ конституционного строя / К.А. Ишеков // Современное право, 2010. - № 3. - С. 17-19. 10. Калинин, А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России / А.Ю. Калинин // Юридический мир, 2009. - № 8. - С. 69-74. 11. Калинин, А.Ю. Влияние особенностей исторического развития и реализации принципа разделения властей на процессы правообразования в России / А.Ю. Калинин // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, 2009. - № 5-6. - С. 23-27. 12. Курмаз А.И. Теория разделения властей, ее развитие и воплощение в России как феномен будущего / А.И. Курмаз // Теория и практика общественного развития, 2012. - № 3. - С. 354-356. 13. Пархоменко, А.Г. Разделение властей в современной России: конституционная модель / А.Г. Пархоменко // Право и государство: теория и практика, 2012. - № 11. - С. 13-19. 14. Пастухова, Н.Б. Особенности государственного суверенитета и принципа разделения властей в Российской Федерации / Н.Б. Пастухова // Закон, 2010. - № 5. - С. 36-40. 15. Перенджиев, А.Н. Проблемы реализации принципа разделения властей в современной России / А.Н. Перенджиев, О.О. Мантулина // Теории и проблемы политических исследований, 2012. - № 1. - С. 78-84. 16. Романенко, В.Б. Проблемные вопросы теории разделения властей в Российской Федерации / В.Б. Романенко // Право и государство: теория и практика, 2012. - № 7. - С. 20-23. 17. Рустамов, Р.М.О. К вопросу о реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в Российской Федерации. / Р.М.О Рустамов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, 2011. - № 40. - С. 109-111. 18. Сафоклов, Ю.И. Разделение властей: вымыслы и реальность принцип разделения властей: история, заблуждения, вызовы современности / Ю.И. Сафоклов // Сравнительное конституционное обозрение, 2012. - № 6. - С. 96-108. 19. Седова Е.С. Реализация принципа разделения властей на практике: существующие проблемы и пути их решения / Е.С. Седова // Юридические науки, 2012. - № 6. - С. 24-26. 20. Чеботарев, Г.Н. Особенности реализации конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации на современном этапе / Г.Н. Чеботарев // Вестник Тюменского государственного университета, 2009. - № 2. - С. 15-24. 21. Шестакова, О.В. Развитие принципа разделения власти российской правовой наукой и его понятие / О.В. Шестакова // Вестник Кемеровского государственного университета, 2010. - № 1. - С. 175-179. 22. Шестакова, О.В. Развитие принципа разделения власти в российской правовой науке (историко-правовой аспект) / О.В. Шестакова // Известия Алтайского государственного университета, 2011. - № 2-1. - С. 119-122.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Понятие и роль управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Количество страниц:
25
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экологическое право
доклад
Какие экспериментальные исследования необходимо проводить для пластических и композиционных материалов
Количество страниц:
5
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Сопротивление материалов
часть диплома
Мировой рынок кредитных деривативов и структурированных кредитных продуктов
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Финансы и кредит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image