Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
Что такое журналистика с точки зрения психологии творчества? Несколько упрощая эту сложную проблему, можно сказать, что творчество - это такая деятельность, в результате которой рождается нечто новое, доселе неизвестное, ценное, общественное полезное.
В науке мышления принято делить на репродуктивное и творческое. Одни исследователи считают, что между первым и вторым видом мышления существует непреходящая черта, другие основания утверждают, что, несмотря на огромные различия, между ними есть нечто общее, и в обычном репродуктивном мышлении, даже в мышлении ученика, есть элементы творчества, то есть маленького открытия. Не углубляясь в этот сложный вопрос, отметим, что существуют различные уровни творчества. Есть творчество гениев, в результате которых рождаются такие эпохальные открытия, как законы Архимеда, гравитационная теория Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна.
Не менее важны прикладные изобретения, сделанные на основе фундаментальных законов, как, например, паровой двигатель или электричество в быту, полеты в космос и т.. Произведения журналистики не могут претендовать на высокие эпохальные открытия. Они в основном имеют прикладной характер. Масштаб обобщения несравненно ниже, степень обобщения незначительный. Это дает основания специалистам в области психологии творчества отрицать трактовку журналистики как вида творчества. Здесь нужен дифференцированный индивидуальный подход.
Журналистика, если иметь в виду литературную часть этого дела, - это одновременно ремесло и творчество. Как и всякое ремесло, она включает элементы творческого подхода. Литературный труд журналиста основывается в основном на использовании уже известных теорий, приемов, подходов. Во все эпохи журналистика давала и дает для науки необходимый эмпирический материал. Не формулируя новых законов, она все же наталкивает ученых на новые открытия своими свежими догадками, предположениями, оригинальными гипотезами.
Как уже отмечалось, особое творческое значение журналистика и публицистика играют в переломные эпохи истории. Такая ситуация сложилась на наших глазах в 80-х - начале 90-х годов, когда новые идеи, конструктивные решения провозглашались не в науке, а именно в публицистике. Публицистические исследования Николая Руденко, Ивана Дзюбы, Олеся Гончара, Сергея Плачинды, Вячеслава Чорновила, Юрия Щербака, Юрия Бадзя, Ивана Драча, Бориса Олийныка, Евгения Сверстюка, Мирослав Маринович, Степана Колесника и многих других авторов были новым этапом в развитии научно-политической мысли периода украинского возрождения.
Если главный признак творчества - новизна, разрушение стереотипа, то творчество в журналистике - это новые оригинальные мысли, новые взгляды на явления, новые образы, воплощенные в соответствующую совершенную форму.
Журналист должен обладать способностью замечать противоречия, альтернативы, подвергать сомнению истины, пусть долго очевидны, уметь задавать вопросы и избегать поверхностных ответов. Он не может обойтись без творческого воображения, интуиции. Ему должны быть присущи большая взволнованность, активный интерес к проблеме, сочетание смелости, захвата и творческая рассудительность