Введение 3 1 Составляющие журналистского мастерства 4 2 Творческий процесс и его стадии. 10 Творческий процесс в журналистике 10 Заключение 15 Список литературы 17
ИГУ
2 курс

Основные стадии творческого процесса в журналистике

контрольная работа
Журналистика и СМИ
16 страниц
76% уникальность
2014 год
11 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Журналистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Какими бы важными ни были организаторские способности журналиста, каким бы весомым ни был вклад работника редакции в создании соответствующей атмосферы в редакционном коллективе, каким бы коммуникабельным и пробивным ни был сотрудник газеты, главное, что делает его профессионалом в сфере массовой коммуникации, - это умение правдиво, оперативно, аргументировано, ярко и убедительно писать, говорить и показывать, если речь идет о аудиовизуальных средствах информации. Каждый из видов литературного труда имеет свою специфику, требует своеобразных задатков. Литературная работа в журналистике не относится к сложным. Нередко она кажется на удивление простой. Во всяком случае, каждый образованный, грамотный человек может написать заметку для газеты или сказать несколько слов в микрофон. Но дописывать эпизодически в газету и быть журналистом-профессионалом не одно и то же. Не будучи сложным видом литературного творчества, журналистика, по общему признанию, является одновременно трудным ее видом. И это объясняется характером творческого труда именно в СМИ. Она требует прежде оперативности, максимальной собранности, сосредоточенности, умения искать информацию и ее самые разнообразные источники, способности наводить контакты с людьми. Журналист должен быть всесторонне осведомленным человеком, быть в какой-то степени универсалом, видеть связи между различными явлениями. Он должен уметь быстро схватывать сущность событий и явлений. Ученый, говорит, видит глубже, журналист - шире.
Читать дальше
Как и в других сферах человеческой деятельности, в журналистике каждый проходит определенные этапы профессионального становления. Талант же творческого работника, к которому принадлежит литературный труд, формируется постепенно, в результате. Прежде самостоятельной работы, самостоятельного опыта. Нельзя научить писать - этому можно научиться. Тем более, нельзя научить стать мастером в творческом деле. Мастера рождаются в процессе сочетание природных способностей, знаний, упорного труда, терпения. И все же определенные профессиональные знания как результат конденсированного опыта, как своеобразный компас, ориентир в спорных процессах творчества у журналиста, особенно начинающего, должны быть. Хотя бы для того, чтобы учиться и на чужом опыте, на чужих, а не только на собственных ошибках. Никому не удается избежать ошибок, но можно свести их к минимуму и не изобретать заново велосипед. Итак, чтобы стать профессионалом в той или иной сфере деятельности, необходимо хотя бы в общих чертах понять, в чем секреты ремесла. И тем более, что в разных социальных условиях сущность мастерства претерпевает изменения. Тоталитарная журналистика выработала одни критерии требований к журналистике, демократическая - другие. Не следует думать, что тоталитарная журналистика не воспитывала своих мастеров пера. И не действовала эффективно. Пропагандистская, именно пропагандистская, а не информационная деятельность идеологов тоталитарной системы от Ленина и Троцкого до Гитлера и Геббельса была, как свидетельствует исторический опыт, достаточно эффективной.
Читать дальше
Уместно начать с освещения основных стадий творческого процесса любой отрасли. Одна из первых и самых известных попыток раскрыть этапы творческого процесса принадлежит русскому инженеру П. К. Енгельмаеру. В своих исследованиях он сближает психологическую структуру творчества технической, научной и художественной. В появлении каждого изобретения наблюдается триакт, состоящий из желания, знания и умения, то есть с намеченной цели, плана достижения этой цели и материального исполнения. Согласно своим исходным позициям Енгельмаер намечает степени творческого процесса. Первым действием выступает зарождение замысла, акт, в котором главным деятелем является интуитивное мышление, связанное с определенными желаниями, стимулом. Для журналиста таким стимулом служит редакционное задание, или собственное открытие, повлекшее зарождения замысла, хотя ученые - журналистиковеды не всегда сходятся во мнении, что всегда началом творческой деятельности журналиста над материалом замысел, иногда первой появляется тема, особенно, если это редакционные задачи, иногда - концепция, а иногда реальная конкретная ситуация. Второй этап - это дискурсивное мышление, логика, рассуждения и эмпирическое исследование. Из замысла, который свидетельствует лишь о том, чего человек хочет, производится то, что он может. На третьем этапе изобретатель вступает в единоборство с материей, чтобы свой план выполнить реально. П. Енгельмаер говорит: «мы рассматриваем любое изобретение как трехчлен: принцип, схема (система, план) и конструкция.
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы. Что такое журналистика с точки зрения психологии творчества? Несколько упрощая эту сложную проблему, можно сказать, что творчество - это такая деятельность, в результате которой рождается нечто новое, доселе неизвестное, ценное, общественное полезное. В науке мышления принято делить на репродуктивное и творческое. Одни исследователи считают, что между первым и вторым видом мышления существует непреходящая черта, другие основания утверждают, что, несмотря на огромные различия, между ними есть нечто общее, и в обычном репродуктивном мышлении, даже в мышлении ученика, есть элементы творчества, то есть маленького открытия. Не углубляясь в этот сложный вопрос, отметим, что существуют различные уровни творчества. Есть творчество гениев, в результате которых рождаются такие эпохальные открытия, как законы Архимеда, гравитационная теория Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна. Не менее важны прикладные изобретения, сделанные на основе фундаментальных законов, как, например, паровой двигатель или электричество в быту, полеты в космос и т.. Произведения журналистики не могут претендовать на высокие эпохальные открытия. Они в основном имеют прикладной характер. Масштаб обобщения несравненно ниже, степень обобщения незначительный. Это дает основания специалистам в области психологии творчества отрицать трактовку журналистики как вида творчества. Здесь нужен дифференцированный индивидуальный подход. Журналистика, если иметь в виду литературную часть этого дела, - это одновременно ремесло и творчество. Как и всякое ремесло, она включает элементы творческого подхода. Литературный труд журналиста основывается в основном на использовании уже известных теорий, приемов, подходов. Во все эпохи журналистика давала и дает для науки необходимый эмпирический материал. Не формулируя новых законов, она все же наталкивает ученых на новые открытия своими свежими догадками, предположениями, оригинальными гипотезами. Как уже отмечалось, особое творческое значение журналистика и публицистика играют в переломные эпохи истории. Такая ситуация сложилась на наших глазах в 80-х - начале 90-х годов, когда новые идеи, конструктивные решения провозглашались не в науке, а именно в публицистике. Публицистические исследования Николая Руденко, Ивана Дзюбы, Олеся Гончара, Сергея Плачинды, Вячеслава Чорновила, Юрия Щербака, Юрия Бадзя, Ивана Драча, Бориса Олийныка, Евгения Сверстюка, Мирослав Маринович, Степана Колесника и многих других авторов были новым этапом в развитии научно-политической мысли периода украинского возрождения. Если главный признак творчества - новизна, разрушение стереотипа, то творчество в журналистике - это новые оригинальные мысли, новые взгляды на явления, новые образы, воплощенные в соответствующую совершенную форму. Журналист должен обладать способностью замечать противоречия, альтернативы, подвергать сомнению истины, пусть долго очевидны, уметь задавать вопросы и избегать поверхностных ответов. Он не может обойтись без творческого воображения, интуиции. Ему должны быть присущи большая взволнованность, активный интерес к проблеме, сочетание смелости, захвата и творческая рассудительность
Читать дальше
1) Аграновский В. Ради единого слова – М.: Мысль, 1978. 2) Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс», 2001 - 240 с. 3) Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 47. - С. 134. 4) Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров / / Вестн. Моск. ун-та. - Сэр. 10. Журналистика, 2006. - № 4. 5) Шостак М. И. Журналист и его произведение. - М., 2008.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Логика как наука о формах мышления
Количество страниц:
13
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Логика
эссе
задание по психологии
Количество страниц:
8
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
задачи
задачи по программированию
Количество страниц:
10
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Программирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image