Цель исследования - теоретически обосновать использование дидактических игр как средства развития логического мышления, определить психолого-педагогические требования, позволяющие дошкольникам последовательно овладевать элементами структуры логического мышления с обеспечением их целостного функционирования.
Гипотеза исследования. Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством дидактических игр, путём решения системы логических задач, а именно: овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.
Задачи исследования:
1.Конкретизировать научное представление о структуре логического мышления дошкольников.
2.Определить особенности проявления и развития логического мышления в дошкольном возрасте.
3.Разработать и апробировать систему дидактических игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязных компонентов.
Методологической основой исследования явились: психологические концепции, раскрывающие природу человеческого мышления и педагогические теории развития логического мышления в процессе учебной деятельности; системный подход к изучению психических процессов; теория о единстве сознания и деятельности; современные концепции и подходы к дошкольному образованию.
Читать дальше
1.1. Понятие и специфика дидактической игры
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.
Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. Это относится и к термину «дидактическая игра». Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. Проанализируем существующую классификацию игр и на её основе произведем уточнение используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, причем почти каждый исследователь дает свою систематизацию. Существующие классификации выделяют два типа игр: естественные игры и искусственные игры. Под естественными играми понимают игры, в создании которых человек не принимает участия. Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза. Искусственные игры являются продуктом творчества людей, который создан для достижения самых различных целей. Существующая в настоящее время теория естественных игр является фундаментом для создания теории искусственных игр. В то же время, при дальнейшей систематизации игр исследователи придерживаются различных подходов, исходя при этом из различных оснований для классификации.
Читать дальше
2.1. Организация и планирование опытно-экспериментальной работы
С целью исследования особенностей влияния дидактических игр на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста нами было спланировано и реализовано эмпирическое исследование.
В качестве эмпирическое базы исследования выступает ДОУ №Х города У.
Эмпирическое исследование включало в себя три основных этапа:
1. Констатирующий, предполагающий диагностику актуального уровня развития логического мышления дошкольников
2. Формирующий, в рамках которого, в рамках дидактических игр осуществлялось развитие логического мышления
3. Контрольный, который предполагает оценку динамики уровня логического мышления дошкольников как результата включения в дидактическую игру.
Для экспериментальной работы были отобраны дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек, примерно одного уровня развития по рекомендации психолога и воспитателя группы. Всего в исследовании приняло участие 18 дошкольников мужского пола (средний возраст – 6,39 л.) и 22 дошкольника женского пола (средний возраст – 6,22 г.).
Целью констатирующего этапа было установление уровня сформированности операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Агеева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно-пространственного моделирования.: Автореф. кан. дис. по псих. - М., 1998. - 24 с.
2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008.- 406с.
3. Буторина М. Мир Марии Монтессори. Российский Монтессори-центр: Мастер, 1992.- 146 с.
4. Валлон В. От действия к мысли. М.: Имма-Пресс, 1999. - 238 с.
5. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М.: Педагогика, 1997. - 453с.
7. Знаков Л.В. Обучение и развитие. // Избранные педагогические труды. - М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с
8. Инельдер Б. Развитие мыслительных действий ребёнка. М.: Мысль, 1997.
9. Котетешвили Н.В. Сенсорно-мнемические задачи и индивидуально-личностные особенности. // Психологический журнал. - 1997. - №5.- с.27-3175с.
10. Ладымир С.А. Умозаключения и специфика их формирования. // Психология и педагогика. - 1995. - №7. -с. 23-27.
11. Лузан П. П. Научное и инновационное мышление - самостоятельны или в одном? //Журнал Экономической теории. - Екатеринбург: ИЭ http://library. shu.ru/pdf/2010/11/01/lz08.pdf.
12. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Мир, 1998. -231с.
13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т2. М.: Педагогика, 1998. - 235 с.
14. Лидерс А.Г. Логика и её применение. М.: Энергия, 1999. - 434 с.
15. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2003. - 720 с.
16. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. -224с.
17. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование научного мышления у ребёнка). М.: Наука, 1994. - 431 с.
18. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. М: Наука, 1998
19. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
20. Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. - 2-изд. испр. и допол. - М.: Центр, 2002. - 252 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
22. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 232 с.
23. Селиванов В. В. Современное состояние и перспективы теории мышления А. В. Брушлинского // Психологический журнал. - 2008. -Vol. 29. - C. 30
24. Тёпленькая Х.М. Логические конструкты в речи ребёнка. М.: Смысл, 2000. - 198 с.
25. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М. : 2008.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
27. Юдина- Е.Г. Логическое мышление : этапы формирования. М.: Мир, 2000. - 436 с.
Читать дальше