Характеризуемая в самой общей форме оценка персонала – это определение степени соответствия индивидуальных качеств и поведения (деятельности) работников заданным критериям с целью получения необходимой информации. На практике она представляет собой формализованную, осуществляемую на основе определенных правил процедуру, позволяющую получить важные для организации сведения о работе сотрудников. [4, с. 31]
Немецкий исследователь Е. Гауглер (Gaugler) насчитал 618 критериев оценки сотрудников, используемых различными компаниями. Такое множество объясняется спецификой фирм, разнообразием видов деятельности и поведения работников, а также назначением оценки. На практике организации используют ограниченное число показателей.
Разнообразие видов оценочной деятельности и ее целей усложняет классификацию.
Применение показателей оценки персонала без их адаптации к конкретным условиям страны и отдельного предприятия не может быть успешным.
Предметом оценки результатов труда персонала являются личные качества работников, процесс труда и результативность труда.
На основе анализа обширного практического опыта оценки персонала специалисты выделили типичные ошибки, вызываемые индивидуальными особенностями и субъективными пристрастиями оценщиков:
• суть ошибки снисходительности состоит в завышении средних показателей из-за мягкости эксперта, его желания иметь репутацию «доброго» арбитра, опасений испортить отношения с оцениваемыми;
• ошибка центральной тенденции проявляется в усреднении оценок испытуемых, нежелании выделять «хороших» и «плохих»;
• ошибка эгоцентричности связана с тем, что в основу оценки эксперт ставит собственные знания и умения, не учитывая при этом различий в образовании и опыте; нередко это ведет к завышению критериев и занижению результатов;
• ошибка высокой требовательности проявляется в занижении оценок всем без исключения работникам или кандидатам.
Читать дальше
Нами разработаны и предложены критерии оценки для страховых агентов.
Для удобства использования и применения критериев, предложена пятибалльная шкала, где:
1 балл — «очень плохо»,
5 баллов — «очень хорошо».
Критерии оценки для страховых агентов:
· качество работы;
· отношение к своей организации, лояльность;
· коммуникабельность, умение общаться с людьми;
· профессиональные знания;
· инициативность.
Данные об испытуемых оцениваются по каждому критерию в баллах, подсчитывается итоговая оценка, подготавливается содержательное описание уровня развития личностно-деловых качеств испытуемого, формируются общее заключение и рекомендации по дальнейшему развитию.
Помимо собеседования рекомендуются следующие методы проведения аттестации:
· метод «Тайного покупателя».
В период аттестации на рабочий телефон сотрудника поступает звонок от потенциального клиента, который на самом деле может являться членом комиссии или их доверенным лицом. Покупатель просит сотрудника рассказать о страховых продуктах и программах, ожидает от него развернутого рассказа, заинтересованности в их продаже, новых предложений.
Рекомендуется применять данный метод для страховых агентов и офисных работников – специалистов по страхованию, так как метод определяет компетентность сотрудника, насколько он грамотен и вежлив с клиентом, умение ориентироваться в страховых продуктах, способность заинтересовать клиента и продать ему страховой продукт.
Читать дальше
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ, 2010. – 580 с.
2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 2008. – 196 с.
3. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономике; опыт ФРГ. - М.: Дело, 2009. – 320 с.
4. Деслер Г. Управление персоналом. - М.: Бином, 2009. – 234 с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 248 с.
6. Ивановская Л.В., Свистунова В.М. Обеспечение системы управления персонала на предприятии. - М.: ГАУ, 2009. – 264 с.
7. Кулаков М.Н. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку. - М.: РЭА, 2007. – 386 с.
8. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: МИЭТ, 2010. – 444 с.
9. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2009. – с. 464 с.
10. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. - М.: Финстатинформ, 2009. – 168 с.
11. Рогожин М.Ю. Управление персоналом. - М.: Альфа – Пресс, 2009. – 168 с.
12. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. - М: ГАУ; Варяг, 2010. – 196 с.
13. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: АКАЛИС, 2008. – 360 с.
14. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Интел-Синтез, 2010. – 344 с.
Читать дальше