Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, теоретической и практической значимостью вопросов в области международного воздушного права.
Целью работы является изучение международного воздушного права, а именно международно-правовой статус воздушного пространства.
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание Международно-правового статуса воздушного пространства
2. Изучить принцип полного суверенитета государства над воздушным пространством над своей территорией
3. Рассмотреть исторические аспекты принятия государствами данного принципа
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере международного воздушного права
Предметом исследования является международно-правовой статус воздушного пространства
Читать дальше
Выражаясь простым языком, воздушное пространство это надземное пространство, которое заполнено воздухом. С правовой точки зрения, под воздушным пространством понимается территория с определенным юридическим статусом.
По правовому статусу условного воздушного пространства Земли устанавливается территориальная концепция. На основании данной концепции воздушное пространство делится на две основные территориальные части.
Первой является территория государства (к примеру п. 1 ст. 67 Конституции РФ; ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; ст. 1 ВК РФ). Вторая является открытым воздушным пространством в качестве части международной территории общего пользования.
Под суверенитет государства подпадает воздушное пространство над сухопутной и водной его территорией. В высоту данная граница устанавливается на основании обычных норм международного права и равна она высоте 100—110 км. Пространство, которое находится выше данной границы является территорией с международным режимом.
Кроме того, можно выделить еще два типа воздушного пространства: воздушное пространство территорий со смешанным режимом (к примеру, над исключительной экономической зоной) и государственное воздушное пространство международного пользования (к примеру, над архипелагом Шпицберген).
Воздушное пространство можно разделить на такие функциональные части и режимы:
• верхнее (для полетов по приборам);
• нижнее (в том числе визуальные полеты);
• контролируемое (делится на районы ОВД, которые состоят из диспетчерских районов, диспетчерских зон, аэроузловых диспетчерских и аэродромных районов, воздушных трасс, аэродромных зон, коридоров прилета и вылета ВС, зон испытательных полетов, районов взрывных работ, стрельб);
Читать дальше
Статья 1 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года гласит: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией».
Насколько сегодня эта норма соответствует потребностям международного сотрудничества? Может быть, открытость воздушного пространства была бы более эффективна?
Отвечая на данный вопрос необходимо обратиться к истории, ведь имена она показывает, что лучше, а что было напрасным по истечении нескольких десятилетий можно делать выводы. Итак, обратимся к истории.
Говоря о Проблеме обеспечения безопасности воздушного транспорта необходимо сказать, что с ней столкнулись во время первого передвижения в воздухе на воздушных шарах. Первым международным договором, который был заключен между Германией̆ и Австрией 2 ноября 1898 г., регулировались отношения, которые связаны с использованием воздушных шаров с военной целью и были определены условия полетов через границы военных пилотов воздушных шаров.
Необходимо сказать, что изначально имели место два противоположных мнения по поводу использования воздушного пространства разными государствами: «полной свободы воздуха» и «полного государственного суверенитета», и изначально трудности, которые связаны с попыткой регулирования полетов над территориями различных государств и гарантирования в этом случае безопасности воздушного транспорта, являлись следствием существования данных противоположных теорий.
Читать дальше
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили следующие задачи:
1. Раскрыли содержания Международно-правового статуса воздушного пространства
2. Изучили принцип полного суверенитета государства над воздушным пространством над своей территорией
3. Рассмотрели исторические аспекты принятия государствами данного принципа.
Также, мы сделали следующие выводы:
Статья 1 Чикагской Конвенции 1944 года устанавливает, что государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. Данная норма целиком и полностью является соответствующей потребностям сотрудничества стран в сфере воздушной безопасности, а открытость воздушного пространства являлась бы подрывающей провозглашенный государствами суверенитет.
Читать дальше
1. Конвенция о международной гражданской авиации // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 44.
2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII.- М., 1974.
3. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)] // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 19 февраля 1997 г. :одобр. Советом Федерации 5 марта 1997 г., № 60-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12. - Ст. 1383
5. Международное право: Учебник / под ред. В. И. Кузнецова - М.: Юристъ, 2001.
6. Бордунов В. Д. Правовое регулирование международных полетов гражданских судов. – М: Юрист., 1988.
7. Валеев Р.М, Курдюков Г.И.. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. — М.: Статут, 2010.
8. Грязнов В. С. Некоторые тенденции международно-правового регулирования воздушного транспорта // Московский журнал международного права. - 1996. - № 1.
9. Дежкин В. Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. – М., 1987.
10. Ковальковская Т. Правовой режим воздушных судов // Российская юстиция. – 2001. - № 1.
11. Котегов А. Правовые вопросы организации воздушного движения в Российской Федерации // Международное право – 1998. – № 1.
12. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. – М., 1986.
13. Международное право / под ред. П. Н. Бирюкова. – М.: Юрист 1998.
14. Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное / под ред. А. П. Мовчан. – М.: РАН, 1992.
15. Пособие. Воздушное право. Часть I. Международное воздушное право (аспект безопасности) : [Электронный ресурс] // http://storage.mstuca.ru/
16. Сапрыкин Ф. И. Правовой режим воздушного пространства участников СНГ // Московский журнал международного права. - 1996. - № 4.
17. Словарь международного воздушного права / Под ред. Ю. Н. Малеева. – М., 1988.
Читать дальше