Задание 1.0. Представьте содержательное наполнение маркетингового комплекса для некоммерческих предприятий.
Т.к. маркетинг – одна из концепций управления, направленная на достижения целей организации путем наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, то маркетинговый комплекс некоммерческих предприятий напрямую связан с их целями. Некоммерческая организация может иметь 2 группы целей: некоммерческие (или уставные) – для реализации миссии организации; и коммерческие (дополнительные) – необходимые для обеспечения функционирования организации и ведения ее хозяйственных операций. Основным результатом деятельности некоммерческой организации является продукт, который может иметь как материальное, так и нематериальное содержание. Для достижения некоммерческого эффекта продукт должен быть определенного качества, т.е. обладать определенными характеристиками, способными удовлетворить определенные потребности потребителя и представлять для него определенную ценность. Эта ценность выражается в достижении социального эффекта, под которым можно понимать результат деятельности любой организации, не связанной с получением прибыли и направленной на создание каких-либо благ для отдельных групп населения или всего общества в целом. Действия в области маркетинга организаций предполагают оценку существующего образа организации и разработку плана по улучшению этого образа. От маркетинга требуется формирование того образа, который организация хотела бы иметь в глазах общественности. Т.о. роль некоммерческого маркетинга в деятельности некоммерческих субъектов можно определить так:
- формирование адекватной внутренней среды, адекватной декларируемой миссии
- создание некоммерческих продуктов, отвечающих предъявленному спросу
- обеспечение эффективного некоммерческого обмена и полноценное удовлетворение особо важных социальных потребностей общества
- изучение и формирование спроса и потребностей потребителей
- воздействие на потребителей, конкурентов и контактные аудитории средствами массовых коммуникаций
- создание и максимизирование в данных конкретных условиях социального эффекта
- обеспечение эффективного расходования ограниченных ресурсов общества.
Главная задача некоммерческого маркетинга – максимизация социального эффекта в данных конкретных условиях рынка и маркетинговой среды субъекта, что подразумевает максимальное удовлетворение социально важных некоммерческих потребностей общества (в управлении государством, бесплатном здравоохранении, социальном обеспечении, духовном развитии и проч.). Отдельной проблемой является сочетание некоммерческой и коммерческой составляющих деятельности некоммерческих субъектов. Ее решение для каждого коммерческого субъекта определяется особенностями направлений его деятельности, производимых продуктов, размерами потенциала и другими факторами. Но в любом случае, это сочетание должно быть подчинено декларируемой корпоративной миссии и не быть в противоречии с реальными целями некоммерческой деятельности.
Читать дальше