Каждая компания, которая занимается куплей-продажей товаров, производит оценку ситуации на рынке. Фирма не сможет успешно функционировать, если она будет принимать решения, противоречащие существующей обстановке.
Это относится и к мелким, и к средним, и к крупным компаниям. Конъюнктура – это сложившаяся ситуация на рынке в какой-либо период времени. На нее влияют факторы, определяющие стоимость ценных бумаг, цены, размеры производства, безработицы и т.п. Когда анализируется конъюнктура рынка, то рассматривается большое количество различных моментов: степень деловой активности, масштабы операций на рынке, размер конкуренции, соотношение предложения и спроса, наметившиеся изменения в экономике отрасли, страны и т.п. Основное воздействие на ситуацию оказывают предпочтения покупателей и возможность производителей удовлетворить возникшую потребность. То есть в первую очередь конъюнктура рынка оценивается с позиции соотношения спроса и предложения.
А так как этот процесс имеет стохастический характер, то ситуация постоянно меняется. Факторы, формирующие конъюнктуру, находят выражение в ряде показателей. Они помогают оценить состояние как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Перечень показателей зависит от объекта исследования. Им может быть сегмент, страна, мировая экономика и пр. Рассматриваются показатели отраслей материального производства, кредитно-денежной сферы и товарного обмена.
При анализе материального производства рассматривают:
- объем производства;
- портфель заказов;
- размер занятости;
- поступление заказов;
- объем запасов;
- объем капиталовложений;
- загрузку мощностей;
- фонд заработной платы;
- продолжительность трудовой недели;
- количество безработных;
- объем капиталовложений;
- размер строительства;
- стоимость и количество контрактов на строительство;
- поголовье скота,
- площади под посевами;
- объем производства в сельском хозяйстве;
- продуктивность;
- количество производимых товаров;
- объем грузоперевозок речным, морским, железнодорожным, воздушным и трубопроводным транспортом.
Читать дальше
Конъюнктура рынка – это ценовая, товарная, финансовая ситуация в отрасли народного хозяйства или в экономике в целом на данный момент времени. Кроме того, под этим термином подразумеваются факторы прежде всего экономические и социальные, которые влияют на развитие исходной отрасли экономики и на позиции игроков на рынке. Основные характеристики Таким образом, конъюнктура рынка – это динамическое отношение спроса к предложению, выраженное в количестве и номенклатуре товаров и услуг, представленных на рынке. Причем такое соотношение может оцениваться как в рамках всей экономики в целом, так и в отдельных промышленных отраслях (сегментах рыночного пространства). В таком случае конъюнктура рынка – это еще и самоопределение ценовой и номенклатурной политики основных игроков, предлагающих свою продукцию.
Поэтому, скажем, рост/падение цен на те или иные товары может быть спровоцировано как факторами соответствующей динамики и структуры спроса и предложения, так и ситуацией в отрасли в целом или влиянием внешних показателей. Принципиально важно также то, что рыночную ситуацию в определенной отрасли нельзя рассматривать отдельно от ситуации в смежных сферах. Пространство рынка характеризуется целостной взаимозависимостью различных факторов, которые прямым или косвенным образом влияют и на действия структурообразующих игроков, и на активность обычных покупателей.
Анализ Конъюнктура рынка – это и «естественный» аналитический показатель состояния дела в отрасли, сегменте рыночного пространства. Поэтому при оценке особенностей экономического воспроизводства необходимо в первую очередь просчитать такие показатели, как насыщение и емкость рынка, долевое участие ведущих предприятий, объемы задействованных материально-технических и финансовых ресурсов. Затем уже, опираясь на полученные данные, проследить, как эти факторы отразились на ценовой политике и динамике спроса
Читать дальше
Информация - слово емкое, относится к общенаучным категориями и занимает важное значение в разных науках. Само слово пришло к нам из латинского языка и в переводе оно звучит как осведомление. На самом деле это понятие абстрактное и имеет несколько значений, которые зависят конкретно от чего-либо, что определяет виды информации. Но все-таки, значение слова в том, что это, прежде всего, набор конкретных сведений, сохраненных и распространенных.
А они, в свою очередь, определяют знания, которые всегда выражаются в разных формах. Они окружают человека всегда и везде, так как без этого существование самой жизни невозможно. Различные виды информации содержатся повсюду. Все мы знаем, что от семечка яблони вырастет только яблоня и ничего более. Это на генетическом уровне заложено в дереве, и изменить ничего нельзя. Воздух – это источник информации для всех деревьев (и не только): по его состоянию деревья могут определить время, когда надо пробуждаться к жизни.
А возьмите перелетных птиц. Стая летит только определенным маршрутом, который задан в их генах, и свернуть с него для них не представляется возможным. Человек во все времена стремился не только сохранить и зафиксировать виды и свойства информации, но и поделиться ей с другими. Для этого и созданы в современном мире всевозможные типы информационных технологий, как надежных средств ее сбора, обработки, хранения и передачи другим поколениям. В современном мире данное определение по представлению, способу хранения и кодирования делится на следующие виды информации:
- графическая (иногда выражается изобразительными средствами);
- звуковая;
текстовая;
- числовая;
- видеоинформация.
Читать дальше
Оценка производства сои в России в сезоне 2012/13 МГ повышена экспертами USDA в февральском отчете на 4,4% (+80 тыс. т) в сравнении с предыдущим прогнозом до 1,88 млн т, что на 7,5% (0,13 млн т) превосходит результат прошлого сезона (1,75 млн т). Оценка урожайности также повышена на 0,1 ц/га до 1,39 ц/га (в 2011/12 МГ – 1,48 ц/га).
Оценка мирового производства соевых бобов в 2012/13 МГ повышена несущественно: +0,03% (90 тыс. т) к январской оценке до уровня 269,5 млн т, что существенно превосходит производство в предыдущем сезоне (+12,9% или 30,77 млн т). Помимо России, повышательная корректировка отмечена для Бразилии (+1 млн т) и Украины (+10 тыс. т), для Аргентины оценка снижена на 1 млн т до уровня 53 млн т за сезон. Увеличение прогноза производства сои в Бразилии связано с увеличением посевных площадей в сезоне КУ 2012/13 под сою на 10% до рекордных 27,5 млн га за счет сокращения посевов кукурузы, а также с хорошей оценкой состояния посевов сои и улучшением погонных условии в южной части Бразилии. Причиной пересмотра аргентинского прогноза стали неблагоприятные погодные условия (продолжительные осадки, сменившиеся засухой), которые нанесли вред посевам сои. Оценка объемов мирового экспорта сои в новом сезоне снижена до 98,86 млн т (-40 тыс. т), но остается существенно выше результатов прошлого сезона (90,42 млн т). Основное сокращение отгрузок прогнозируется для Аргентины (10,9 млн т против ожидаемых ранее 11 млн т), для США и Бразилии прогноз сохранился – 36,6 млн т и 38,4 млн т. Оценка конечных мировых запасов сои в сезоне 2012/13 повышена на 660 тыс. т до уровня 60,12 млн т, что также существенно превосходит запасы предыдущего сезона (55,25 млн т). В Бразилии оценка запасов достигла 18,16 млн т, в Аргентине и Китае – 21,25 и 14,39 млн т.
Производство подсолнечника в России скорректировано в большую сторону, но по мнению аналитиков USDA, остается ниже предыдущего сезона на 17% (-1,67 млн т) на уровне 7,96 млн т (+0,46 млн т к январской оценке) при урожайности 13 ц/га (в 2011/12 МГ –13,4 ц/га).
Читать дальше
Конъюнктура рынка с позиции товарного обращения расценивается по следующим показателям:
- сумма продаж в оптовой и розничной торговле;
- уровень цен;
- движение запасов продукции в торговой сети;
- объем продаж в кредит;
- размер импорта, экспорта;
- географическое распределение и товарная структура торговли: по странам, регионам и т.п.;
- состояние платежного баланса;
- передвижение валюты и золота.
Рыночная конъюнктура оценивается также по следующим показателям кредитно-денежной сферы:
- эмиссия ценных бумаг;
- учетная ставка различных банков;
- курс акций; - прибыль монополий;
- движение ссуд;
- бюджет государства и т.д.
Таким образом, конъюнктура рынка оценивается при помощи сложного анализа большого количества показателей. Стоит учитывать, что любой из факторов описывает лишь условное влияние. Например, предложение товаров нельзя показать какой-то единой цифрой. Оно лишь приблизительно может быть оценено компанией. Так и производство измеряется сразу рядом показателей: индексы объемов изготавливаемой продукции, степень загрузки эксплуатируемого оборудования и прочее. При анализе конъюнктуры с позиции цен необходимо учитывать индексы, их справочное и абсолютное значения.
При этом показатели могут выступать лишь как приблизительный ориентир, так как они могут значительно расходиться с фактической стоимостью товара. Например, на нефть цена рыночная и справочная может отличаться даже на 30%. Конъюнктура рынка постоянно меняется под влиянием большого количества факторов. Финансовые аналитики должны быть очень внимательны к переменам, чтобы работа компаний была наиболее эффективной.
Читать дальше
1. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под. ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ – ДАНА,2010. – 771 с.
2. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов /Под ред. проф. Б.И. Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.
3. Теория статистики: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М.Гусаров. – М.: «Аудит», ЮНИТИ, 2008.- 247 с.
4. Финансовая статистика: Под ред. Т.В.Тимофеевой, А.А. Снатенкова, Е.Р. Мендыбаева. – М.: «Финансы и статистика»,2006. – 480 с.
5. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования : Учебное пособие / Под ред. В.Г.Клинов.- М.: ЗАО «Издательство «ЭКОНОМИКА», 2009.-278 с.
6. Экономическая статистика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.М.Матегорина. – Ростов-на-Дону.:Феникс, 2007.- 352 с.
Читать дальше