Влияние средств массовой информации на массовое сознание переоценить невозможно. О нем говорят со страниц практически всех научных и «околонаучных» изданий, о нем говорят сами журналисты, его мы ощущаем на себе, когда необходимо принять то или иное решение.
Мы — поколение неконтролированной информатизации. Утверждение «Кто владеет информацией — тот владеет миром» трансформировалось в информационную зависимость: по сути, происходит своеобразное перекладывание ответственности за свои действия, поступки, решения на СМИ, которые впрыскивают информацию в наше сознание.
Станислав Ежи Лец, рассуждая о влиянии СМИ, говорил: «Можно дать в руки варвару нож, браунинг или пушки. Но не давайте ему в руки перо, иначе он превратит вас в варваров». И этим утверждением он сформулировал истинную суть журналистики.
«Четвертая власть» — вот очень точная характеристика современных средств массовой информации. Речь ведь не идет о том, что журналисты должны кого-то судить, штрафовать, поощрять, — речь идет о том, что СМИ имеют власть над сознанием человека.
Еще со времен возникновения первых газет, к СМИ прибегали, как к авторитетному эксперту. Считалось, что то, что написано в газете (а после и озвучено по радио или телевидению) — истина в высшей инстанции. Наверное, каждый из нас не раз слышал такую фразу: «Это правда, потому что это написано в газете». Конечно, современного человека эта фраза умиляет, поскольку средства массовой информации давно запятнали свою репутацию, играя под дудку той или иной власти, той или иной бизнес-структуры.
Читать дальше