Налоги и налогообложение, а также успешность налоговой системы в общем, имеют большое значение для результативности экономических решений. Государство нашло способ сдерживать предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулировать в других посредством установления налогов, налоговых баз, объектов и субъектов налогообложения, санкций, льгот и так далее. Налоги и налогообложение играют огромную роль в процессе перераспределения национального дохода страны и ВВП, они могут воздействовать на капитал абсолютно на всех стадиях его оборота.
Государство воздействует на экономику при помощи различных экономических рычагов. Налоги можно назвать одним из основных рычагов, с помощью которых осуществляется экономическое регулирование экономики. Соответственно, для наилучшего осуществления данной регулирующей функции используются разные виды налогов.
Важно отметить, что развитие экономики страны не возможно без определенных финансовых институтов, к которым также относят и систему налогообложения. Учитывая важность данной экономической структуры, можно сказать, что сущность налогообложения кроется в правильном и бесперебойном функционировании всех рычагов власти и общества, что может быть достигнуто с достижением грамотно разработанной системы налогообложения. Именно поэтому сущность и виды налогов играют далеко не последнюю роль в жизни всей страны. Если же рассматривать экономическую сущность налогов, то она без сомнения заключается в том, что налоги характеризуют денежные отношения внутри страны, полученные средства, от которых поступают в распоряжение государства и направляются на обязательные нужды.
Целью работы является изучение сущности, функций налогов и принципов налогообложения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие и виды налогов;
2) рассмотреть функции налогов;
3) проанализировать принципы налогообложения.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности, функций налогов и принципов налогообложения. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Читать дальше
Государство воздействует на экономику при помощи различных экономических рычагов. Налоги можно назвать одним из основных рычагов, с помощью которых осуществляется экономическое регулирование экономики. Соответственно, для наилучшего осуществления данной регулирующей функции используются разные виды налогов.
Важно отметить, что развитие экономики страны не возможно без определенных финансовых институтов, к которым также относят и систему налогообложения. Учитывая важность данной экономической структуры, можно сказать, что сущность налогообложения кроется в правильном и бесперебойном функционировании всех рычагов власти и общества, что может быть достигнуто с достижением грамотно разработанной системы налогообложения. Именно поэтому сущность и виды налогов играют далеко не последнюю роль в жизни всей страны. Если же рассматривать экономическую сущность налогов, то она без сомнения заключается в том, что налоги характеризуют денежные отношения внутри страны, полученные средства, от которых поступают в распоряжение государства и направляются на обязательные нужды [6, c. 356].
Итак, рассмотрим, какие виды налогов существуют. Основную классификацию можно начать с разделения всех налогов на косвенные и прямые. Прямые налоги – это налог на имущество или доход налогоплательщика (юридических и физических лиц). Косвенные же, напортив, выплачиваются потребителем и представляют собой разного рода надбавки на товары или услуги, которыми пользуются потребители [10, c. 411].
При осуществлении различной трудовой или экономической деятельности, предусмотрены разные виды налогов. Все зависит от сущности того или иного налога и от того какое понятие и виды налогов вкладывается в то или иное определение.
Итак, одной из самых основных является система подоходного налогообложения, а именно начисление налога на прибыль или доход как юридических, так и физических лиц. В данном случае, с юридического лица взимается налог на прибыль фирмы, предприятия или организации. Если говорить о коммерческих организациях, например, коммерческие банки, то они выплачивают подоходный налог [4, c. 513].
Читать дальше
Основные функции налогов и сборов зависят от их классификационной системы. Эта система представляет собой разделение:
• На учет объектов налогообложения. Ставками прямых налогов облагаются доходы или имущественное хозяйство юридических и физических лиц (прибыль, платеж за пользование земли и природных ресурсов и т.д.). Косвенным налогом облагается цена товара, услуги или работы путем их суммирования (НДС, акцизные марки, таможенные пошлины и др.) [5, c. 63].
• На виды ставок. Ставки могут быть пропорционального, прогрессивного и регрессивного видов. Ставки пропорционального вида устанавливают на доход, вне зависимости от его размера, на одинаковый процент (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличивают свое значение в зависимости от изменения размера облагаемого дохода в большую сторону (транспортный налог). Регрессивные ставки уменьшают свое значение в зависимости от увеличения дохода (единый социальный налог или государственные пошлины) [12, c. 108].
• На уровни управления. По уровням выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Федеральный налог устанавливается Государственной Думой и Советом Федерации и действует по всей территории государства, причем взимается по единым ставкам. Это НДС, акцизные марки, доходная прибыль организаций др. Региональные налоги сформированы Налоговым Кодексом и комплексом законов, утвержденных региональными органами власти (транспортный налог, налог на имущественное хозяйство и др.) Местные же налоги облагают имущество и землю физических лиц [9, c. 37].
Функции отражают экономическую сущность налогов. Это происходит в результате того, что система налогов в государстве, их совокупная величина, демонстрируют степень реализации потенциала этого инструмента распределения и перераспределения общественного богатства.
Читать дальше
Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принципами построения всей налоговой системы [11, c. 257].
Современные принципы налогообложения - это ориентир для формирования налогово-правовой политики любого государства. Все принципиальные для системы налогообложения установки разграничиваются на две подсистемы: классические принципы налогообложения и внутринациональные. Принципы, входящие в первую группу, идеализируют налогообложение. Имеется в виду, что при условии строительства налоговой системы исключительно на основе их использования, она считается оптимальной. Фундаментальные принципы налогообложения описаны в многочисленных трудах Н. Тургенева, Д. Рикардо, А. Смита и прочих. К классическим принципам принято относить равномерность, справедливость, дешевизну и удобство [13, c. 51].
Адамом Смитом в его время были сформулированы четыре основных принципа налогообложения. Первый заключался в том, что подданные любого государства обязательно должны покрывать расходы правительства, при этом каждый по возможности, то есть относительно собственной платежеспособности. Второй принцип - налог, выплачиваемый каждым, должен быть четко определен, а ни в коем случае не произволен. Третий - любой налог взимается с плательщика в то время и таким образом, какой наиболее ему удобен. Четвертый принцип - устройство налога должно быть таковым, чтобы он извлекал из карманов плательщиков, как можно меньше свыше того, что поступает в государственную казну [13, c. 51 - 52].
Принципы налогообложения делятся на две группы, и вторая - внутринациональные. На их основе создаются целые налоговые концепции, а также задаются условия для действия налогового механизма в соответствии с типом государства, политическим режимом и возможностями экономического базиса.
Читать дальше
Понятие налога включает в себя обязательную и безвозмездную плату, которая выплачивается в органы государственного аппарата для финансирования и поддержания деятельности государственных аппаратов и муниципальных учреждений. Его влияние можно рассматривать как на внутреннюю, так и на внешнюю экономику, причем размер налогообложения устанавливается государством по различным причинам – от перераспределений индивидуальных доходов населения страны до устранения внешнеэкономических эффектов.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
Функции налогов: 1) фискальная (лат. fiscus - государственная казна) - наполнение доходной части бюджетов всех уровней для удовлетворения потребностей общества; 2) регулирующая - как через регулирование отраслей общественного производства, так и через регулирование потребления; 3) контрольная - путем регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, получения доходов гражданами, использования ими принадлежащего им имущества и соблюдения финансовой дисциплины; 4) распределительная - является продолжением фискальной: наполнение доходной части бюджета с последующим распределением полученных средств для финансирования функций и задач государства и органов местного самоуправления; 5) стимулирующая - путем введения отдельным плательщикам налогов льгот по их уплате, стимулирует развитие отдельных отраслей народнохозяйственного комплекса или осуществляет поддержку незащищенных слоев населения страны.
В современной действительности принципы налогообложения в РФ понимаются как наиболее фундаментальные и общие положения построения системы налогообложения, которые обеспечивают экономическую стабильность общества и решение стоящих перед ним задач экономического развития.
Принципы налогообложения РФ закреплены в Налоговом кодексе. Вот их перечень:
1. Принцип законности. Суть его в том, что каждое лицо обязано уплачивать сборы и налоги, установленные законом. Во время установления налогов всегда учитывается, есть ли у налогоплательщика фактическая способность к уплате налога.
2. Принцип недискриминации. Сборы и налоги не могут и не должны быть дискриминационного характера. Их нельзя применять различно, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных критериев. Ни в коем случае не допускается установление дифференцированных ставок сборов и налогов, налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала, гражданства физических лиц или формы собственности.
3. Принцип экономической обоснованности. Имеется в виду, что сборы и налоги должны быть экономически обоснованными, а не произвольными.
4. Принцип единого экономического пространства. Он состоит в том, что недопустимо установление сборов и налогов, нарушающих единое экономическое пространство. То есть они не должны ограничивать свободное перемещение финансовых средств, работ, услуг, товаров в пределах Российской Федерации, а также создавать препятствия и ограничивать экономическую деятельность физических лиц и организаций, которая не запрещена законом.
Ни на кого нельзя возложить обязанность уплачивать сборы и налоги, а также прочие платежи и взносы, если они обладают признаками налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом, но на самом деле не предусмотрены им.
5. Принцип определенности и ясности правового регулирования. В процессе установления налогов обязательно должны определяться все элементы налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие именно сборы и налоги, в каком порядке и когда, ему необходимо их выплачивать.
Таким образом, достигнута главная цель работы - изучена сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс.
4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 768 с.
5. Аксенов С., Заугольников С., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение. Практикум. - Курск: РФЭИ; 2011. - 216 с.
6. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 598 с.
7. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. - М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011. - 672 с.
8. Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: ЕОАИ, 2012. - 256 с.
9. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.
10. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика. - М.: ЕОАИ, 2011. - 458 с.
11. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. - М.: Кнорус, 2010. - 302 с.
12. Налоги и налогообложение / под ред. Майбуров И.А. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 558 с.
13. Налоги и налогообложение / под ред. Черника Д.Г. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 367 с.
14. Самородова Л.Л. Экономика. - Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011. - 308 с.
15. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 424 с.
16. Экономическая теория / Под ред. Лобачевой Е.Н. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: 2012. - 516 с.
Читать дальше