В ряду субъективных психологических состояний, эмоции занимают особый класс, поскольку отражают всю гамму непосредственных ощущений, переживаний, отношения индивида к окружающему миру, процесс и результаты его практической деятельности.
К чистым эмоциям, проходящим через все психические процессы и состояния человека, относят чувства, настроения, аффекты, страсти, стрессы.
Главная функция эмоций заключается в том, что они помогают лучше понять участников взаимодействия без вербальных средств (языка), распознать состояние друг друга и скорректировать собственные поведение и действия. Удивителен тот факт, что наблюдения за людьми разных национальностей и вероисповеданий показывают практически одинаковые способы выражения эмоций через мимику, жесты, позы, по которым можно узнать о таких эмоциональных состояниях, как печаль, отвращение, страх, радость, гнев, удивление. Отсюда следует, что эмоции имеют врожденный характер, поэтому проявляются в виде экспрессии на лице, а их распознавание определено генотипически обусловленной способностью понимания у живых существ.
Актуальность выбранной темы вызвана необходимостью познания человеческих эмоций как некой формы отражения действительности, особой формы психического.
Для раскрытия темы были намечены следующие направления иследовательской работы:
1. Изучение теорий об условиях формирования и развития эмоциональных процессов;
2. Описаны основные виды эмоций
3. Выявлена и подвергнута анализу роль эмоциональных процессов в регуляции деятельности человека.
Объект исследования - эмоции, чувства человека
Предмет исследования. Роль эмоций и чувств в деятельности человека.
Читать дальше
В организме разнообразные физиологические изменения вызывают определенное эмоциональное состояние. Исследования данной проблематики в области психологических знаний предпринимались неоднократно.
В 1872 г. вышел в свет труд «Выражение эмоций у человека и животных», где Ч. Дарвин представил собственный взгляд на понимание связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций и доказал, что принцип эволюционного развития применим как к биофизическому, так и психолого-поведенческому развитию живого, поэтому не существует различий между поведением животного и человека.
Наблюдения, проведенным Дарвином за антропоидами и слепорожденными детьми показали, что у них много общего во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях, и позволили ему сформулировать эволюционную теорию эмоций, согласно которой жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни, появились в процессе эволюции живых существ.
Идеи Ч. Дарвина получили развитие в исследованиях У. Джемса и К. Ланге. По мнению Джемса, для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения соответствуют определенные физические состояния. Согласно теории Джемса–Ланге, первопричинами эмоций являются органические изменения, отражаясь через систему обратных связей, они способствуют рождению эмоциональных переживаний.
Рассматривая соотношение органических и эмоциональных процессов, ученый У. Кеннон подчеркивал, поскольку внутренние органы все же малочувствительные структуры, то медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же отличаются быстротой реакции. Слабое место теории Джемса–Ланге заключается в том, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
Читать дальше
Центральная функция эмоций у индивида заключается в том, что посредством эмоций мы способны получить более достоверную информацию, лучше понять друг друга, не пользуясь вербальными средствами распознать истинное состояние собеседника или участника взаимодействия, и оптимально настроиться на совместную деятельность и общение. Несмотря на все многообразие этнического и культурного состава населения мира, эмоции практически одинаковы для представителей разных национальностей и стран, например, безошибочному декодированию подвергаются такие мимические проявления, как радость, страх, гнев, печаль.
Рассмотрим основные функций эмоций:
1. Сигнальная (коммуникативная) функция.
Ее роль базируется на выразительности движений, которыми сопровождают эмоции:
-мимика (выразительные движения мышц лица для диагностики тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.);
-пантомимика (движения мышц тела, жесты);
-экстралингвистические проявления (это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.);
-вегетативные изменения (покраснение, потоотделение или побледнение кожи).
Эти проявления эмоций служат сигналами, невербальными посланиями для окружающих индивида людей об истинном эмоциональном состоянии человека, его переживаниях и чувствах; по сути, с высокой степенью достоверности, информируют их об отношении конкретного индивида к предметам и явлениям окружающей действительности (рис.2.1)
Читать дальше
Эмоции существенно различаются по ряду параметров, среди которых наибольший вес приобретают модальность (качество), продолжительность, осознанность, интенсивность, глубина, генетический источник, сложность, условия возникновения, выполняемые функции, воздействие на организм.
По воздействию на организм, эмоции подразделяются на стенические, активизирующие организм и поднимающие настроение, и астенические, которые, напротив, расслабляют, подавляют.
В зависимости от объектов (предметы события, люди), с которыми они связаны, эмоции делят на низшие и высшие.
В отличие от эмоций, чувства обладают предметным генезисом, т.к. связаны с определенным образом, представлением об объекте, они способны совершенствоваться и в процессе развития образуют иерархическую лестницу от простых чувств до высших, олицетворяющих духовные ценности и идеалы.
Исторический характер чувств проявляется в различии их выражения у разных этносов и в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.
Таким образом, в развитии индивида чувства приобретают важную социализирующую роль, поскольку формируют мотивационную сферу личности, особенно положительных чувств, на основе которых закрепляются интересы и потребности субъекта.
Читать дальше
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – 275 с.
2. Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций – М., 2006 – 288 с.
3. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980. – 386 с.
4. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. – М., 1984. – 275 с.
5. Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – 537 с.
6. Психологические основы педагогики/ В.П. Зинченко –М: Гардарики, 2009, 432 с.
7. Психология и педагогика/ В.Г. Крысько –М: Издательство ОМЕГА-Л, 2009, 368с.
8. Психология и педагогика/ Сластенин В.А., Каширин В.П. A, -М: ACADEMA, 2011, 480 с.
9. Психология и педагогика: вузовский учебник/ Островский Э.В., Чернышева Л.И. –М: 2010, 384 с.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. – 196 с.
Читать дальше