Отличительной чертой эпохи Возрождения являлся огромный интерес к проблемам, существовавшим в государстве, обществе, Церкви. В основном, при изучении этих проблем философы основывались на реальных фак¬тах, проводить исследование положения в реальном государст¬ве и обществе, старались при жизни изменить ситуацию в лучшую сторону. Но, некоторые философы основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства, в котором можно было бы уничтожить все социальные противоречия, и в котором восторжествовала бы социальная справедливость. Но так как данные проекты характеризовались сильной оторванностью от действительности и практической неосуществимостью, то эти философы оставили свой след в истории под именем социалистов-утопистов.
Томас Мор и Томмазо Кампанелла внесли самый большой вклад в теорию утопического социа¬лизма.
Томас Мор (1478 — 1535) - основатель утопическо¬го социализма. Он хорошо был знаком с проблемами реального государства, так как профессиональным политиком: с 1504 г. – член парламента, 1523 — 1529 гг. — председатель палаты общин, 1529 г. — занимал высший пост в государстве после короля – пост лорда-канцлера Великобритании. В 1535 г. Т. Мора казнили как сторонника католицизма, потому что он отказался присягнуть королю как главе независимой от Папы Рим¬ского англиканской Церкви .
Теория Т. Мора об устройстве государства и общества бу¬дущего была изложена в труде «Утопия». Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — придуманный остров, на котором построено идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии:
- отменена частная собственность;
- в производительном труде участвуют все граждане;
- существует всеобщая трудовая повинность и на ее основе реализуется труд;
- все произведенные продукты считаются собственностью общества и поровну делятся между всеми жителями Утопии;
- так как трудом занимаются все, то для того чтобы обеспечить Уто-пию хватает короткого рабочего дня — шести часов;
- от трудовой деятельности освобождены люди, которые проявляют особые способности к наукам;
- самые грязные работы достаются рабам — военнопленным и осужденным преступникам;
- первичная ячейка общества – это не кровнородственная семья, а «трудовая семья», то есть трудовой коллектив;
- все должностные лица должны избираться — прямо или косвенно;
- у мужчин и у женщин существуют равные права и равные обязанности;
Читать дальше
Эпоха Возрождения охватила период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термин «Возрождение», или «Ренессанс» был введен Якобом Буркхардтом, который в 1860 г. опубликовал книгу «Культура Ренессанса в Италии». Эти два понятия давали характеристику, в основном, культуре Италии, которая стала в тот период центром притяжения европейских умов, объединенных именем гуманистов. И хотя понятие «гуманизма» появилось позже, именно оно полностью характеризует философскую мысль данной эпохи. «Гуманизм» как направление появилось вне школьной традиции. Оно сосредоточилось в кружках, возникавших при дворах государей или меценатов. В основном, гуманистами являлись ученые, у которых не имелось ученых званий, и которых объединял не сословный признак, а именно и только их образованность. Гуманистом считали человека, для которого изучать греческую и латинскую древность, являющуюся образцом культуры, являлось необходимостью. Исследовать и переводить на национальные языки оригиналы работ классиков античности, являлось основой их деятельности.
Эпоха Возрождения кардинально поменяла картину мира. На эти изменения повлияли открытия Николая Коперника (1473 - 1543). Геоцентрическая система уступила место гелиоцентрической, результатом чего стала десакрализация космоса, разрушилась иерархическая структура мироздания, которая была основана на Библии. Был провозглашен принцип самодвижения тел, а мир предстал в виде неизмеримой бесконечной сферы, где не существует ни неба, ни земли. Это повлияло на то, что стали уже не нужны интеллигенции, ангелы и неподвижный перводвигатель.
Философия Возрождения разделяется на два направления, которые взаимопредполагают друг друга: гуманистическое и антропоцентрическое, которое относится к середине XIV в. - середине XVI в., и натурфилософское, ко второй половине XV в. - началу XVII в.
Читать дальше
Антропоцентризм - (от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, в соответствии с которой, человек – это центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм рассматривает веще исключительно с точки зрения целесообразности, т.е. телеологически. Антропоцентризма явно придерживался Сократ, значимые элементы антропоцентризма существуют в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, который истолковывает мир в терминах человеческого существования.
Гуманизм - (от лат. humanitas – человечность) рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания, объектом которого является ценность человека. Исключение составляет то, что отчуждает человека от самого себя, подчиняет его сверхчеловеческим силам и истинам или использует его для недостойных человека целей. Еще римляне, в частности Цицерон, называли гуманизм высшем культурным и нравственным развитием человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение, которое в определенной мере противостояло схоластике и духовному господству церкви, и пыталось к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из заново открытых произведений древности. Век гуманизма осветил путь веку Ренессанса. Данте, Петрарка, Боккаччо считаются отцами итальянского гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма являлись греки, которые приезжали или бежали из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греческого языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон.
Неогуманизмом называется вновь возродившийся в конце XVII – начале XIX в. интерес к античности. Неогуманизм представляли, прежде всего, Вильгельм фон Гумбольдт, далее – Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер. Гуманизм в качестве разновидности прагматизма является также одним из направлений теории познания, в соответствии с которым все наше познание по своим мотивам, по своему объему и целям, - есть всегда только человеческое, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. Главный Представитель этого гуманизма – немецкий философ Ф. К. Шиллер. Гуманизм в духе французского экзистенциализма - это разновидность прагматизма, в соответствии с которым ценности блага и этические ценности существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.
Читать дальше
1. Якушев А. Философия (конспект лекций) М.: Приор-издат, 2004.- 224 с.
2. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
3. Философский энциклопедический словарь. 2010.
4. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
5. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп., - М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005 – 608с.
6. http://www.politike.ru/dictionary/274/word/utopicheskii-socializm
Читать дальше