Различия в размерах и уровне сложности проектов ИС, требования к системам и применяемые методы их разработки, преемственность систем - все это влияет на организацию разработки, приобретения, использования и сопровождения аппаратных и программных средств ИС. Для эффективного применении конкретного профиля необходимо:
- выделить объединенные единой логической связью проблемно-ориентированные области функционирования, где могут использоваться стандарты, общие для одной организации или группы организаций;
- идентифицировать стандарты и нормативные документы, варианты их применения и параметры, которые необходимо включить в профиль;
- документально зафиксировать те части конкретного профиля, где требуется создание новых стандартов или нормативных документов, и идентифицировать характеристики, которые могут оказаться важными для разработки недостающих стандартов и нормативных документов этого профиля;
- формализовать профиль в соответствии с его категорией, включая стандарты, различные варианты нормативных документов и дополнительные возможности, непосредственно связанные с профилем.
Для корректного применения профилей объектов и процессов ИС необходимо разработать систему методических руководств по использованию каждого профиля. В этих руководствах должно быть отражено:
- содержание и описание выбранных пользователем положений стандартов и нормативных документов профиля;
- параметры адаптации стандартов профиля и содержание дополнительных нормативных документов;
- методика и сценарии корректного применения всех обязательных и рекомендуемых положений профиля;
- требования к содержанию отчетов о результатах контроля и тестирования компонентов ИС на соответствие обязательным и рекомендуемым положениям профиля.
Для последующего длительного использования каждый выделенный профиль должен пройти стадию формирования, адаптации и параметризации применительно к характеристикам стандартизируемых объектов или процессов создания ИС. Подготовка профилей к применению должна учитывать реальное состояние проекта ИС. При этом возможны следующие варианты:
- планируется создание новой ИС при отсутствии задела по системе и компонентам данного проекта;
- имеется типовой проект ИС, и предстоит его адаптация и реализация;
- существует и эксплуатируется реальная ИС, для которой следует подготовить и адаптировать профили с учетом ее реального состояния и перспективы развития.
Жизненный цикл конкретной ИС на каждом этапе должен быть поддержан соответствующими комплектами профилей. Последовательность этапов создания, сопровождения и развития ИС следующая:
- системный анализ объекта информатизации и создание концепции ИС. На этом этапе производится первичный выбор исходного комплекта стандартов, которым должна соответствовать ИС, выявляются необходимость разработки и состав дополнительных нормативных документов; оформляется содержание и определяются параметры исходных комплектов документов предполагаемых профилей;
- проектирование ИС. В этот период определяется архитектура и структура ИС уточняются положения, параметры и адаптируются стандарты комплекта профилей; они дополняются ведомственными или корпоративными нормативными документами; оформляются проекты документов и методических руководств по применению рабочей версии каждого профиля;
- разработка или приобретение готовых компонентов ИС. Здесь утверждаются и применяются все положения профиля, а компоненты ИС проходят испытания на соответствие требованиям и документам конкретного профиля;
- сопровождение, актуализация и развитие ИС. На этом этапе анализируются характристики применяемой версии каждого профиля; выявляются и устраняются ее дефекты; производится модернизация профиля, с учетом более совершенных технических и программных средств и новых стандартов ИТ; при необходимости осуществляется формирование, документирование и внедрение новых уточненных версий профилей.
Читать дальше
Зачастую информационные технологии воспринимаются весьма в узком смысле – как «информационную архитектуру»: серверы, сети, приложения и т.п. И в качестве специалистов ИТ чаще всего думают о лицах со всем этим работающих - системных администраторов и тех, кто внедряет, различного рода, информационные системы.
А где и как можно посмотреть на бизнес-архитектуру?
Ответом на этот вопрос и является работа бизнес-инженеров и консультантов по системам управления организацией. То, что получило название «Бизнес-инжиниринг».
До недавнего времени, да и в течение последних пятидесяти лет, информационные технологии были сосредоточены на операциях с данными – их сборе, хранении, передаче, обработке и представлении. То есть главной в аббревиатуре ИТ была буква «Т».
Информационные системы, благодаря этому подходу, поддерживаемому крупными системными интеграторами, были похожи на водопроводы большого диаметра с мощными насосами, по которым нормально не текла вода (либо это была тонкая струйка, либо мутный канализационный поток).
Только в последнее время акцент в ИТ начал переноситься на букву «И», и оценка информационных технологий начала строиться с учетом ценности знаний как экономического фактора. Сами по себе технологии не прибыльны — прибыль приносят адекватное использование информации, высшей формой организации которой являются корпоративные знания. Именно поэтому в последнее время начали отделять задачи управления информацией («контентом») от традиционных технологий обработки данных.
Понятие «корпоративная архитектура» в последнее время все чаще стало востребовано для описания новых реалий в информатизации бизнеса. Оно все прочнее утверждается в сфере взаимодействия информационных технологий и бизнеса: ИТ-службы современной компании перестают быть простыми поставщиками технологических компонентов, приложений и сервисов для бизнес-подразделений. На первый план выходит синхронизация развития бизнеса и ИТ.
У наиболее продвинутых компаний целью информационной стратегии сегодня становится построение глобальной информационной инфраструктуры, так называемого «адаптивного предприятия».
Происходит очередная смена парадигмы компьютеризации бизнеса: как в свое время процессы ( пришли на смену функциям, так теперь их место занимает развивающаяся бизнес-система. Новый объект информатизации требует новых методов и средств описания, а именно систем моделирования, охватывающих не отдельные процессы, а эту самую «корпоративную архитектуру», организацию деятельности всего предприятия в целом
Появилось такое понятие как «Онтологический инжиниринг» — технология построения и развития бизнес-систем, основанная на инженерном, знаниевом подходе. В его основе лежит применение моделей — точных чертежей организации деятельности. Это не экономические бизнес-модели, т.е. инвестиционные бизнес-кейсы, которые просчитывают экономическую выгоду от развития бизнеса в относительно предсказуемой долговременной перспективе, а модели организационные, в рамках которых осуществляется проектирование новых бизнес-процессов и структур под новые стратегические идеи. Такие модели позволяют менеджеру-организатору увидеть все существенные связи между элементами бизнес-системы, а также возможные последствия принимаемых решений. Например, исключительно важно понимать взаимосвязи в цепочке «цели бизнес-стратегии, цели и показатели функциональных систем, критерии результативности и состав необходимых операций процессов, необходимые компетенции и показатели мотивации персонала».
Читать дальше