Одной из важнейших черт XX столетия, несомненно, являются огромные успехи, достигнутые в образовании. XX век не смог бы состояться как век беспрецедентных социальных преобразований. Эффективное развитие экономики возможно лишь при наличии огромного числа высококвалифицированных специалистов. Качество образования является значимой характеристикой процесса функционирования института образования, служит способом социальной регуляции взаимодействия образования как социального института с другими социальными институтами общества. Обеспечение качества образования отвечающего потребностям времени является важнейшей задачей Российской Федерации, регионального и муниципального уровней. Результаты образования стали одним из основных показателей конкурентоспособности страны.
Развернувшаяся в последние годы деятельность по привлечению общественности к управлению образованием также способствует повышению объективности оценки качества образования. Актуальность избранной темы подтверждается еще и тем, что индикаторы оценки становятся сегодня не только средством диагностики качества образования, но и достаточно сильным средством управляющего воздействия на образовательную политику.
Объект исследования: интересы субъектов образования в процессе оценки качества образования.
Предмет исследования: механизмы оценки качества социального образования.
Цель работы: изучить теоретико-методологические основания институционального подхода к оценке качества образования.
Задачи исследования:
1. определить специфику социологического анализа оценки качества образования;
2. проанализировать тенденции и выявить проблемы в современных методах оценки качества общего среднего образования;
Читать дальше
Оценка результативности социального образования, определение его социальной эффективности зачастую представляется задачей трудно достижимой. Проблему социального образования исследуют философы, социологи, педагоги, общественные деятели, определяя ее междисциплинарный характер.
Использование междисциплинарного подхода для исследования социально-значимых результатов нуждается в уточнении историко-культурных границ его применения.
Для изучения качества социально-значимых результатов, на наш взгляд, наиболее продуктивным является применение метода анализа конкретно-исторической ситуации, определяющей социально-культурный контекст развития.
Использование метода конкретно-исторических ситуаций правомерно при возможности разделения исторических эпох не только и не столько значимостью и масштабом событий, сколько по факту их представления в общественном и научном сознании.
В качестве конкретных исторических ситуаций – эпох в нашем исследовании мы выделяем «постиндустриальное», «информационное общество», «постсоветский» период развития России.
Исследовательским потенциалом в рамках междисциплинарного подхода обладают общенаучные методы:
• проблемный,
• факторный анализ,
• контент-анализ.
Проблемный анализ позволяет выделить явления и процессы, под действие которых попадает современное социальное образование; описать действующие и возможные сценарии результативности проникновения этих процессов в жизнь.
Читать дальше
В решении задачи повышения эффективности социологических исследований существенное значение имеет применение математических методов. Это позволяет внести строгость, четкость, ясность в понимание исходных данных. Однако, как отмечает В.С. Черепанов, «положение дел в применении математических методов в исследованиях вряд ли можно признать удовлетворительным» .
При проведении исследований приходится иметь дело со слабо формализуемой и нечисловой информацией, поэтому возникла необходимость в формировании нового научного направления, связанного с количественным описанием предметов или процессов, которое получило название «квалиметрия».
Наиболее продвинутыми методами оказались исследования в области измерения обученности. Однако в социологии нельзя применять общепринятые способы измерения. Возникла необходимость в создании новой, более общей концепции измерения, которая получила формулировку, данную С. Стивенсоном: «Измерение понимается как приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами» . Эта концепция была принята и развивалась такими учеными-исследователями, как С.И. Архангельский, Б.П. Битинас, Л.Б. Ительсон, В.И. Огорелков, Н.М. Розенберг и др.
Ученые неоднократно пытались определить критерии эффективности деятельности социального образования, но на практике предлагаемые критерии не приживались. Основная причина заключалась в том, что результаты измерений отдельных показателей оказывались несопоставимыми. В исследовании Б.П. Битинаса эта проблема сформулирована следующим образом: «Образно говоря, возникает вопрос: как сравнить длину двух предметов, один из которых измерен ступней, другой - пядью?» .
По мнению ученого, «стандартизация методов измерения первичных показателей позволяет решить вопрос о признании образования эффективным: достижение общих стандартов (тем более превышение), хотя бы некоторых из них, – обязательное условие для признания эксперимента эффективным».
Читать дальше
Важнейшим критерием качества образования, по утверждению Н.Ф. Талызиной, является степень совпадения показателей, заданных целью обучения, с действительно полученными.
В нашем исследовании планируемым, прогнозируемым показателем, заданным целью обучения, является уровень ожидаемых результатов обучения.
Так как основой оценки качества учебного процесса является сравнение ожидаемых, прогнозируемых результатов, определенных с помощью педагогической диагностики, с фактически полученными, возникает проблема получения этих результатов. Предлагаемые нами методики диагностики позволяет качественно, оперативно, объективно провести необходимые диагностические процедуры и определить прогнозируемые показатели образовательного процесса.
Читать дальше
Однотомное издание
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
Статья из журнала
1. Конасова Н.Ю. Социально-педагогический потенциал образования и оценка его результативности // Народное образование. 2010. № 9. с. 93−102.
2. Луппов Ф.И. Влияние глобализации на современное образование // Социальная стратегия российской системы образования: материалы Международной научной конференции – Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений, 14–15 апреля 2011 г. СПб., 2011. с. 98−100.
3. Луппов Ф.И. Указ. соч. 6. Иванов Д.В. Высшее образование в условиях глэм-капитализма // Культурный капитал или вторая грамотность: материалы Международной научной конференции – Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений, 14–15 апреля 2011 г. СПб., 2011. с. 15−17
Автореферат диссертации
1. Логинова И.А. Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах: автореф. … канд. психол. наук. Самара, 2005.
2. Осипова Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования: автореф. … д-ра пед. наук. Ульяновск, 2009.
Электронные ресурсы
1. Образование: реформа и трансформация: резюме обсуждения. [Электронный ресурс] /URL: http://polit.ru/article/2006/05.
1. Описание социально-экономических рисков введения стандартов общего образования второго поколения. [Электронный ресурс] /URL: http://standart.edu.ru/attachment .
Читать дальше