Одним из аспектов глобализации является развитие трансграничных форм ограничения конкуренции, выходящих за пределы национальных юрисдикций, то есть сферы воздействия национальных антимонопольных регуляторов. В связи с чем, уже в течение нескольких десятилетий раздаются голоса в поддержку идеи создания и развития международного антимонопольного права. Осознается необходимость ограничить и контролировать акты недобросовестной конкуренции, а также потребность в установлении определенных минимальных стандартов антимонопольного регулирования. Крепнет решимость создать систему инструментов, позволяющую последовательно проводить в жизнь принимаемые решения. Позитивный опыт Европейского Сообщества убедительно доказывает наличие преимуществ объединенной антимонопольной политики. В связи с возрастающей степенью интеграции российской экономики в экономику мировую и вступлением в ВТО значимость вопросов развития международного антимонопольного права для Российской Федерации возрастает.
Национальные правовые системы не в состоянии эффективно контролировать транснациональную конкуренцию и, прежде всего, корпоративные слияния с действием в двух и более странах, по двум основным причинам. Во-первых, правовая система одного государства не в состоянии предотвратить происходящие на чужой территории случаи недобросовестной конкуренции, негативно влияющие на ее национальную экономику. Во-вторых, законы одного государства не ставят задачей защиту экономической системы другого государства от негативных последствий.
История попыток создания международного антимонопольного права насчитывает уже более 70 лет. Уже в ходе Мировой экономической конференции Лиги Наций в 1927 году были оговорены некоторые вопросы регулирования конкуренции. В послевоенное время уже в феврале 1946 года Экономический и социальный совет ООН принял решение о проведении международной торговой конференции. Ее целью должно было стать создание организации по вопросам международной торговли – третьей колонны мирового экономического порядка.
Конференция состоялась с ноября 1947 по март 1948 и привела к заключению представителями 54 государств Гаванской Хартии, содержавшей и некоторые положения относительно международной конкуренции (ст. 46-52). Несмотря на то, что принятие Хартии было инициировано США, она была ими же и похоронена. Вследствие противодействия американской законодательной власти надежды на ратификацию Хартии были перечеркнуты.
В 50-70 годах состоялась серия международных конференций по вопросам картельного права (Чикаго 1958, Франкфурт/М. 1960, Вашингтон 1962, Кембридж 1969, Токио 1973). Обмен мнениями по поводу идей международного антимонопольного права протекал, однако, не только в академических кругах. В течение 1973-1980 годов в ЮНКТАД были выработаны Принципы и правила контроля ограничений в деловой практике (The Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules on the Control of Restrictive Business Practices). В 1980 году этот документ был принят ООН в качестве необязательной рекомендации.
Практическое значение Принципов было близко к нулю. Другой документ, выработанный ОЕСР в 1967 году, - Рекомендации по законодательным и административным мерам в сфере регулирования конкурентной борьбы – повлиял, напротив, во многом на подписанные позднее двусторонние договоры между странами-членами ОЕСР. Сама организация не обладает полномочиями по антимонопольному регулированию.
В силу необходимости совместной работы национальных антимонопольных ведомств по регулированию международных трансакций, прежде всего крупнейших слияний транснациональных корпораций, был заключен ряд двусторонних соглашений. Наиболее значимы договоры между США и ФРГ (1976), США и Австралией (1983), США и Канадой (1984), между Францией и ФРГ (1984), а также Североамериканское соглашение о свободной торговле (1994). Более раннее соглашение между США и Германией дало толчок для подписания первого договора от 23.09.1991 между США и Европейским Сообществом.
В двусторонних договорах воплощено различие между принципами «negative comity» и «positive comity». Первый принцип предусматривает «общее взаимоуважение в межгосударственных отношениях» и предписывает степень невмешательства в дела другого государства. «Positive comity» требует, напротив, готовность на основании собственных законов противостоять действиям, ограничивающим конкуренцию на территории другой стороны договора. Оба принципа тесно взаимосвязаны. «Negative comity» ограничивает применение национального права с учетом интересов другой стороны «Positive comity» идет дальше и требует активных действий, направленных против практики по ограничению конкуренции.
В 1998 году был подписан второй договор между ЕС и США о применении принципа «positive comity» при исполнении национального антимонопольного законодательства. Договор не исключает действенность первого, а дополняет его. Двустороннее сотрудничество с европейским участием специфично и осуществляется как на уровне Европейской Комиссии, так и национальными ведомствами стран, подписавших соответствующие соглашения.
Читать дальше