Введение 4 Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности 7 1.1. Понятие «экологическая культура» 7 1.2. Особенности игровой деятельности в формировании экологической культуры 12 1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников 18 Заключение 24 Список литературы 26
Пермский профессионально-педагогический колледж

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности

курсовая работа
Педагогика
28 страниц
71% уникальность
2024 год
5 просмотров
Бадулина О.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Заключение
Список литературы
Актуальность. Федеральные государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) ставит задачи перед дошкольными образовательными учреждениями по формированию универсальных учебных действий и предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Помимо этого, к настоящему времени сложилась сложная экологическая ситуация и ФГОС ДО способствует постепенному решению ряда проблем через воспитание ответственного за свои действия перед природой человека. В связи с этим возрастает необходимость уделять особое внимание экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение: накапливаются представления о разных формах жизни, формируется эмоциональное впечатление о природе и социуме, экологическое мышление, закладываются основы экологической культуры [1]. Согласно Федеральной образовательной программе (ФОП) первичные знакомства с природой ребенок получает уже в младенческом возрасте. В раннем возрасте в планируемых результатах освоения программы прогнозируется наличие у ребенка «представлений о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения. Ребенок выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред». К моменту завершения обучения необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными. Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников [2]. В Федеральном законе «Об образовании» обращается внимание на «…формирование общей культуры личности детей…». Важной составляющей общей культуры ребенка является экологическая культура [3]. Формирование экологической культуры личности – это важная задача, которую необходимо решить на всех уровнях педагогической деятельности, начиная с дошкольного возраста. Процесс восприятия ребенком окружающей действительности, формирования его ценностного отношения к живой и неживой природе начинается еще в раннем детстве, поэтому важно, чтобы педагоги и родители использовали необходимые для развития приемы, методы и средства еще на этапе дошкольного образования. образование способствуют положительному отношению ребенка к природе. Экологическая культура – это сложное личностное образование, которое основывается на приобретенных теоретических знаниях в области экологии, практической деятельности в природе и экологическом сознании личности. Степень сформированности этих компонентов определяет уровень экологической культуры человека. Экологическая культура ребенка дошкольного возраста – это результат экологического воспитания и обучения, организованного в детском саду, семье и учреждениях дополнительного образования. Процесс формирования экологической культуры ребенка сложен и зависит от личностного отношения к природе со стороны воспитателей, родителей, людей, непосредственно окружающих ребенка, от информации, которую ребенок получает из средств массовой информации, книг, Интернета. и на опыте практической деятельности на природе, находящейся в поле зрения ребенка. Вопросы формирования и развития экологической культуры дошкольников на современном этапе рассматриваются в работах педагогов и методистов: Е. В. Соловьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Соломоновой, Н. А. Рыжовой, Н. Н. Кондратьевой и др. Основы формирования экологической культуры дошкольников, концептуальные подходы к экологическому воспитанию детей изложены в работах ученых И. Д Зверева, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Е. Н. Дзятковской, В. А. Ясвина и др. Одним из инструментов формирования экологической культуры старших дошкольников является игровая деятельность. Игровая деятельность позволяет ребенку осознавать значимость природы для человека. В рамках игровой деятельности дети получают уникальный опыт, который становится для них главным ориентиром по отношению к природе, животным, растениям. Исходя из вышесказанного сформулирует тему работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности». Объект исследования: экологическая культура старших дошкольников. Предмет исследования: формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности. Цель исследования: теоретически изучить формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности. Задачи исследования: 1.Рассмотреть понятие «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе. 2. Обосновать особенности игровой деятельности детей в формировании экологической культуры. 3. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы. Контингент исследования: старшая группа Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, заключения и библиографического списка.
Читать дальше
1.1. Понятие «экологическая культура» В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления с начала 1980-х гг. Проблемы становления культуры как воплощенного единства с природой получили развитие в трудах Е. В. Никоноровой, Э. В. Гирусова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, В. И. Данилова-Данильяна, О. Н. Яницкого и др. Таким образом, закрепляется само понятие «экологическая культура». Введение его в научный оборот связано с работами культуролога Л.Н. Когана, который понимал экологическую культуру как особый тип культуры, характеризующийся совокупностью систем знаний и умений в области экологии, гуманистическим отношением к окружающей среде. По мнению исследователя, экологическая культура позволяет нам понять ценность живой природы, позволяет осознать экологические последствия деятельности и выбрать путь, наименее вредный для окружающей среды [14, с.37]. В социально-философской литературе утвердилось двоякое понимание термина «экологическая культура»: во-первых, в онтологическом смысле она трактуется как определенная сторона культурной жизни общества, т. е. как объект или предмет исследования, умозрительно изолированный от всего многообразия культурной реальности; во-вторых, в эпистемологическом смысле экологическая культура рассматривается как отдельная область знания наряду с экологической этикой, целью которой является рассмотрение закономерностей, стереотипов и форм культурной жизни в обществе, определяющих формы взаимодействия человека с природой. Несмотря на определенные различия, оба этих смысла тесно связаны между собой, представляя по сути две диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие стороны целостного по своей природе явления. Со второй половины ХХ в. экологическая культура формируется как специфическая подсистема общества, выступающая конкретным историческим проявлением процесса коэволюции (взаимовыгодного единства) общества и природы. Экологическая культура призвана характеризовать способы взаимодействия не только с природной, но и с общественно-исторической средой, поэтому играет интегративную роль во взаимоотношениях и взаимодействии материальной и духовной культур. Формирование экологической культуры у человека связано с развитием осознанного восприятия окружающей среды, с верой в необходимость бережного отношения к природе, с рациональным использованием природных ресурсов и с пониманием важности увеличения природных ресурсов.
Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель теоретически изучить формирование экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности, данная цель подразумевала решение следующих задач. Рассмотрено понятие «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе. Интерес к экологической культуре на современном этапе развития российского общества обусловлен разными причинами. Во-первых, уровень экологической культуры является индикатором отношения человека к окружающей среде, во-вторых, данный правовой институт находится в процессе становления и дальнейшего развития структурных компонентов, составляющих его содержание, в-третьих, экологическая культура связана, главным образом, с экологическим образованием и просвещением, экологическим воспитанием, поэтому изменения (как положительные, так и негативные) в одной из перечисленных сферах, оказывают непосредственное влияние на формирование экологической культуры. Понятие экологической культуры включает в себя знание фундаментальных законов природы, понимание необходимости учитывать эти законы и руководствоваться ими во всех видах индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе управления личной и производственной средой. Она также предполагает развитие чувства ответственного отношения к природе, окружающей среде и здоровью человека. Экологическая культура включает в себя интеллектуальные, эстетические и этические аспекты поведения человека в повседневной и профессиональной деятельности. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическое сознание, которое проявляется в необходимости приобретения экологических знаний и применении их на практике, в бережном отношении к природе и проявлении доброты и милосердия к людям и окружающему миру. Обоснованы особенности игровой деятельности детей в формировании экологической культуры. Игра является не только ведущей деятельностью в период дошкольного детства, но и самоценной деятельностью, которая дарит ребенку ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Игровая деятельность позволяет дошкольнику достичь полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому сообществу, в котором царит свободное общение равных. Игровую деятельность часто рассматривают в качестве самостоятельной деятельности дошкольников, которая происходит отдельно от взрослого. Однако иногда возникают ситуации, когда дети не в состоянии самостоятельно придумать себе привлекательную и интересную игру с четко осознанными правилами, и уж тем более – превратить данные правила в предмет своей игры. Игровая деятельность помогает формировать экологическую культуру и закреплять ранее полученные знания, дают новые впечатления о состоянии природы и её изменениях. Игровая деятельность для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В игровой деятельности дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания. Раскрыта психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников. Старший дошкольный возраст (6–7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и определяется как этап созревания организма. Среди наиболее важных особенностей познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста являются: высокий уровень интеллектуального развития, который включает в себя: восприятие и обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; определенный объем знаний и навыков, интенсивное развитие памяти, мышления, воображения; умение слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. Режим доступа: http:// www. rg.ru/ 2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 21.03.2024) 2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования от 30 сентября 2022 г. № 874 [электронный ресурс]. Режим доступа: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения 21.03.2024) 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.03.2024) 4. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2020. – №7. – С. 36–42. 5. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет / Т.М. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2018. – 223 с. 6. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию – современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2021. – C. 2–58. 7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2010. – 108 с. 8. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова, В.С. Соколова, Н.В. Кочеткова // Детский сад от А до Я. – 2018. – №6. – С. 2–70. 9. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман. – Москва: Наука, 2017. – 140 с. 10. Зверев, И.Д. О приоритетах экологического образования / И. Д. Зверев / – Москва : Наука, 2017. – 136 с. 11. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В.А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2022. – 137 с. 12. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2022. № 7. С.7–34. 13. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 130 с. 14. Коган, Л. Н. Теория культуры: учеб. пособие / Л. Н. Коган – Екатеринбург : УрГУ, 2016. – 112 с. 15. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. 49 / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144 с. 16. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. -Москва. Просвещение, 2022. – 84 с. 17. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – Москва : ИЦ Академия, 2010. – 336 с. 18. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – Москва : Карапуз, 2016. – 432с 19. Рыжков, Н.А. Экологическое воспитание в детском саду / Н.А. Рыжков. – Москва : Просвещение, 2019. – 74 с. 20. Суравегина, И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина. Москва : Педагогика, 2017. – 140 с. 21. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. Москва : Академия, 2018. – 208 с. 22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. М.: Наука, 2021. – 140 с. 23. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. / П.Г. Федосеева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2019. – 53 с. 24. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. Москва : Смысл, 2015. – 117 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Инвестиционное проектирование в сфере управления недвижимостью на примере конкретного объекта недвижимости
Количество страниц:
27
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
дипломная работа
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СВОИХ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Количество страниц:
50
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image