СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ…………………………………………………………………………...6 1.1. Песочная терапия: сущность понятия 6 1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………………………………………10 1.3. Особенности использования песочной терапии в работе с детьми с задержкой психического развития ………………………………………….14 1.4. Выводы по первой главе………………………………………………….17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ……...19 2.1. Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента……………….19 2.2. Анализ и интерпретация формирующего эксперимента…………...……..24 2.3. Выводы по второй главе…………………………………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
3 курс

Использование песочной терапии как средство развития коммуникативных навыков детей подготовительной группы

курсовая работа
Педагогика
38 страниц
74% уникальность
2024 год
6 просмотров
Бесолова Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
В настоящее время все больше специалистов, таких как психологи, педагоги, логопеды и другие, проявляют интерес к использованию метода песочной терапии в работе с детьми. Такой выбор не случаен, поскольку песочная терапия является эффективным средством развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Актуальность исследования данного подхода заключается в его потенциале преодоления коммуникативных проблем у детей с задержкой развития, которые могут быть вызваны различными факторами, такими как речевое и познавательное нарушение. Одной из главных причин задержки психического развития является недостаточное развитие речи и коммуникативных навыков у детей. Дети с задержкой развития сталкиваются с трудностями в общении, в установлении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми, что прямо влияет на их социализацию и адаптацию в обществе. Исследования в области дефектологии, проводимые под руководством Т. А. Власовой, и Т. С. Певзнер, уже принесли результаты, которые выявили ряд особенностей развития у детей с ЗПР. Благодаря значительной работе, выполненной данными специалистами, была создана база исследований. Однако также остается много нераскрытых вопросов, включая проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с ЗПР. Возможности песочной терапии в развитии коммуникативных способностей детей с ЗПР являются значительными. Исследования и работы множества авторов, таких как Э. Э. Большебратская, Е. В. Гарнова, Т. М. Грабенко, Н. В. Зеленцова-Пешкова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Ю. Конаныхина, Т. А. Петрик, Н. А. Сакович, А. Шиманская и другие, свидетельствуют о том, что песочная терапия является эффективным и полезным методом для развития коммуникативных навыков детей с ЗПР. В последние годы песочная терапия приобрела большую популярность как метод работы с детьми с задержкой психического развития. Ее основная цель заключается в создании безопасной и заботливой среды, в которой дети могут свободно выразить свои эмоции и мысли через игру с песком. Песочная терапия помогает детям развивать свою коммуникативную компетенцию, обогащать словарь, улучшать понимание речи и социальные навыки. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных методов и направлений коррекции задержки психического развития в период дошкольного возраста. Цель данной курсовой работы - теоретически обосновать, и экспериментально проверить возможности использования песочной терапии как средства развития коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с ЗПР. Поставленная цель диктует следующие задачи:  раскрыть сущность понятия «Песочная терапия»;  рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;  изучить особенности использования песочной терапии в работе с детьми с задержкой психического развития;  подобрать диагностические методики и изучить уровни развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;  разработать комплекс упражнений для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития для развития коммуникативных навыков. Объектом исследования является песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков детей подготовительной группы. Предмет исследования – развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы с ЗПР, посредством использования песочной терапии. В данной работе были использованы теоретические методы: сравнение, классификация, анализ психолого-педагогической литературы, содержательная интерпретация и анализ научной информации. В рамках эмпирических методов исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, а также использованы психодиагностические методы, методы обработки, включающие качественный и количественный анализы результатов исследования, а также метод наглядного предъявления полученных результатов. Теоретическая значимость нашей работы состоит в дополнении существующего опыта в области коррекционной педагогики. Наши исследования направлены на изучение возможностей применения новых методов и подходов при работе с детьми дошкольного возраста, у которых наблюдается задержка психического развития. Основной целью этой работы является развитие коммуникативных навыков у детей. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что оно может быть использовано педагогами и специалистами при организации занятий с детьми дошкольного возраста, которые имеют задержку в психическом развитии. Гипотеза исследования заключается в том, что песочная терапия является эффективным средством развития коммуникативных навыков детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Экспериментальная база исследования: МБДОУ Д/С № 25 г. Глазов, Удмуртская республика. В рамках данного исследования приняло участие 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Методологической базой данного исследования служат теоретические и практические исследования ученых, таких как Л. С. Выготский, Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, В. И. Лубовский. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Читать дальше
1.1. Песочная терапия: сущность понятия Прежде чем раскрыть сущность понятия песочной терапии, стоит рассмотреть арт-терапию в целом, так как песочная терапия является одной из разновидностей арт-терапии, которая эффективно используется в работе с детьми дошкольного возраста, особенно с затруднениями в развитии. Арт-терапия представляет собой технологию или методику, которая использует искусство и творчество в качестве средства лечения и развития. Буквально переводится как «терапия искусством» от латинского слова «ars», что означает искусство, и греческого слова «therapeia», что обозначает лечение. Занятия по арт-терапии позволяют детям выразить свои мысли и эмоции через создание художественных работ. Они могут использовать краски, карандаши, кисти и другие материалы, чтобы передать свои чувства и впечатления. Это помогает детям научиться анализировать и осознавать свои эмоции, а также развивать свое воображение и креативное мышление. Кроме того, арт-терапия в педагогике способствует развитию таких важных навыков, как коммуникация, сотрудничество и концентрация. Работа в группе над общим творческим проектом позволяет учащимся научиться взаимодействовать с другими, слушать и уважать мнение других людей. Это помогает развивать их социальные навыки и формировать позитивное отношение к окружающим [21]. Арт-терапия в педагогике является ценным дополнением к традиционному образованию. Она позволяет учащимся развивать творческий потенциал, обогащать свой опыт и находить новые пути самовыражения. Арт-терапия обладает способностью стимулировать креативное мышление, интеллектуальное развитие и эмоциональное благополучие учащихся
Читать дальше
2.1. Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Д/С № 25 г. Глазов, Удмуртской республики. В рамках данного исследования приняло участие 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из них 9 мальчиков и 3 девочки. Целью констатирующего исследования является выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей подготовительной группы с задержкой психического развития, рассматриваются такие аспекты, как умение понимать эмоциональное состояние сверстника и рассказывать о нем, а также умение выражать свои мысли. Это исследование опирается на труды известных ученых, таких как А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, О. В. Дыбина и А. Ю. Козлова. В таблице 1 обозначены диагностические методики, которые мы будем использовать для определения указанных выше показателей. Эти методики представлены в специальной диагностической карте, которая служит инструментом для оценки и измерения данных показателей.
Читать дальше
Таким образом, анализ научной и практической литературы по теме исследования позволяет сформулировать ряд выводов и сообщений. Проведенное исследование подтверждает значимость выбранной темы и поддерживает ее актуальность в современном контексте. В ходе нашего исследования мы раскрыли сущность понятия «песочная терапия» и рассмотрели психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Были изучены особенности использования песочной терапии в работе с детьми, у которых есть задержка психического развития. Во второй главе нашего эмпирического исследования мы сформулировали гипотезу, предположение о том, что песочная терапия способствует развитию коммуникативных навыков детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Для определения развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), было выделено несколько показателей. Для изучения этих показателей была проведена подборка диагностических заданий, а также констатирующий эксперимент, который позволил выявить уровень развития коммуникативных умений у детей в возрасте 5–6 лет. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что 59% детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Такие результаты подчеркивают необходимость проведения работ по развитию коммуникативных умений у детей с ЗПР. Следовательно, мы предложили методические рекомендации по использованию песочной терапии для формирования коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с задержкой психического развития, и разработали комплекс упражнений для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленный на развитие их коммуникативных навыков. Динамика развития коммуникативных умений была определена на основе контрольного среза. Количественный анализ показал, что число детей со средним уровнем развития возросло на 25%. Качественный анализ данных дал следующие результаты: дошкольники стали лучше различать эмоциональные состояния, в их словарь стали входить такие эмоции как удивление, гнев, стыд, радость, а не только весело и грустно. Также заметно, что дети стали более отзывчивыми и научились вести совместную деятельность. Положительные изменения, указывают на то, что коммуникативные навыки детей развиваются в положительном направлении. Они становятся все более способными выражать и понимать широкий спектр эмоций, а также успешно взаимодействовать с окружающими. Важным показателем прогресса в развитии коммуникативных навыков является увеличение числа детей среднего уровня развития. Песочная терапия является эффективным методом в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Положительные результаты достигаются благодаря систематической и целенаправленной работе с детьми, где основной акцент делается на разнообразии и глубине эмоционального опыта, а также на развитии навыков взаимодействия с другими людьми. Важность продолжения и совершенствования подобных программ и методик для развития коммуникативных умений у детей неоспорима. Внедрение песочной терапии в образовательный процесс является необходимым шагом, чтобы обеспечить детям с ЗПР все возможности для полноценного развития и социализации. Следовательно, песочная терапия признана эффективным инструментом для работы с детьми с ЗПР и ее внедрение в образовательный процесс является существенным фактором для развития коммуникативных умений у детей.  
Читать дальше
1. Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком: журнал «Старший воспитатель» № 5 / О. А. Белоусова. — М., 2012. — 125 c. 2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. — М.: Гном-Пресс, 2012. — 64 с. 3. Веракса, Н. Е. Детская психология / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М., 2018. — 475 с. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский — Москва: Просвещение, 2011. — 124 с. 5. Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. Изд-во «Речь», 2015. — 234 с. 6. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. Институт специальной педагогики и психологии, — 2018. — 453 с. 7. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А. Ю. Кузина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с. 8. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. — СПб. Детство-Пресс, — 2010. — 325 с. 9. Зейц М. Пишем и рисуем на песке / М. Зейц. — М. ИНТ, — 2010. 10. Зейц М. Пишем и рисуем на песке Практические рекомендации» / М. Зейц. М.: ИНТ., 2010. — 245–350 с. 11. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 2017. — 13–25 с. 12. Лубовский В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. — М.: Академия, 2015. — 464 с 13. Никишина И. В. Семинару по теме «Пескотерапия» / И. В. Никишина. — 2014. — 346 с. 14. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 315 с. 15. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: [учебное пособие] / С. Г. Рыбакова. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 139 с. 16. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения / Н. Савельева. – Спб, 2017. — 450 с. 17. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О. Б. Сапожникова, Е. Гарнова. — ООО Сфера, 2014. — 456 с. 18. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С. И. Семенака. – 4-е изд., испр. и до.п. – М.: АРКТИ, 2017. — 80 с. 19. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. - Ростов н/д: Феникс, 2017. — 208 с. 20. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Фадина, 2004. — 68 с. 21. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н. Эль— СПб, 2007. — 345 с. 22. Янчук, Е. Е. Использование приемов арт-терапии для коррекции тревожности младших школьников в образовательном процессе / Е. Е. Янчук, И. Г. Маракушина. — М.: АРКТИ, 2016. — 56 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Инновационные лекарственные формы
Количество страниц:
20
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Фармацевтика
курсовая работа
Применение системы планировщика расписаний (WFM) для повышения эффективности клиентской поддержки банка
Количество страниц:
16
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Информационные системы и технологии
реферат
Понятие и основные направления общего предупреждения преступлений
Количество страниц:
16
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image