ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 7 1.1. Основания возникновения трудовых прав граждан и порядок их оформления 7 1.2. Роль органов прокуратуры в защите трудовых прав граждан 10 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 19 2.1. Полномочия прокурора в сфере трудовых правоотношений 19 2.2. Механизмы и инструменты защиты прокурором трудовых прав граждан....................................................................................................................30 2.3. Методика прокурорского надзора в сфере труда и занятости 37 ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЗАЩИТЕ ПРОКУРОРОМ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ..................................................................................................................42 3.1. Основные проблемы в сфере защиты прокурором трудовых прав граждан....................................................................................................................42 3.2. Возможности решения проблем в сфере защиты прокурором трудовых прав граждан ............................53
ИГУ
5 курс

Защита прокурором трудовых прав граждан

дипломная работа
Право
66 страниц
61% уникальность
2024 год
4 просмотров
Чудиновская Н.
Эксперт по предмету «Право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список использованны
Права и свободы граждан занимают ведущее положение в демократическом государстве и являются определяющими для всего законодательства. Универсальность этих прав и свобод закреплена в Конституции РФ , статья 2 которой гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство несет ответственность за признание, соблюдение и защиту этих прав. С уверенностью можно утверждать, что права и свободы человека являются основополагающим фактором для определения смысла и содержания законов, а также для деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Для реализации упомянутых положений государство осуществляет в качестве одной из своих постоянных функций контроль и надзор за выпол-нением установленных правил поведения. Так, государством закрепляются определенные гарантии по обеспечению полного и точного выполнения всех законов страны. К таким гарантиям относится в государственной системе специализированных органов, целью которых является исполнение надзора и контроля за соблюдением прав и свобод граждан, их защитой, исполнением законов, включая общую деятельностью по защите интересов государства и общества. Современный уровень защищенности трудовых прав граждан свиде-тельствует о значительном влиянии именно прокурорского надзора на со-стояние и тенденции развития деятельности по соблюдению трудового зако-нодательства. Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в настоя-щее время ярко выделились отрицательные тенденции по соблюдению законных прав и интересов работников, к которым относятся рост несоблюде-ния трудового законодательства. К отрицательным тенденциям относится непрекращающийся рост несоблюдения трудовых прав (неосновательные увольнения, невыплаты заработ-ной платы, дискриминация различных групп населения и т. д.), а также ослабление защиты в судебном порядке, к которой относится количественный рост сложных дел по возмещению вреда в результате незаконного увольнения, перевода на другую работу, отказа в выплате положенных работнику социальных льгот, отказа от заключения трудового договора и т. п. По этой причине появилась необходимость в разработке новых методов по усовер-шенствованию контроля и надзора за этим явлением. Объект дипломной работы – это комплекс общественных отношений, возникающих в сфере реализации трудовых прав граждан и осуществления органами государства надзорных полномочий за исполнением законных требований в целях обеспечения верховенства установленных норм в этой области. Предмет дипломной работы – это совокупность регламентирующих деятельность уполномоченных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законных требований, норм права, а также сопряженные с этим проблемы теоретической и практической деятельности. Целью дипломной работы следует выделить изучение и обеспечение аспектов деятельности органов прокуратуры в РФ по соблюдению и защите трудовых прав граждан. Задачи дипломной работы: 1. исследовать трудовые права граждан, основания и порядок их оформления; 2. определить значение деятельности органов прокуратуры по защите трудовых прав граждан; 3. рассмотреть функции прокурора в сфере трудовых правоотношений, механизмы и инструменты защиты трудовых прав граждан; 4. изучить способы и методы, применяемые в деятельности проку-рора по надзору за соблюдением трудового законодательства; 5. выделить основные проблемы в сфере защиты прокурором тру-довых прав граждан; 6. предложить решения проблем в сфере защиты прокурором тру-довых прав граждан. Положительное развитие прокурорского надзора за соблюдением тру-дового законодательства, а также совершенствование всей работы по регу-лированию трудовых прав работников, возможно только с применением на-учно-теоретических знаний, полученных в результате тщательного анализа специфики основных вопросов (предмет, объекты, пределы, цели и задачи). Огромная работа по теоретическому изучению деятельности проку-рорских работников по контролю и надзору за выполнением требований трудового законодательства была проделана такими российскими учеными, как: В. И. Басков, А. Д. Берензон, С. С. Алексеев, А. Г. Звягинцев, С. Г. Бере-зовская, А.Ф. Козлов, В. Г. Бессарабов, И.С. Викторов, А.Х. Казарина, Ю. Е. Винокуров, , Е.Р. Ергашев, С. П. Маврин, И. Л. Киселев, Б. В. Коробейников, В. И. Рохлин, В. М. Семенов, Ю. И. Скуратов и др. Исходя из этого предопределилась теоретическая основа дипломной работы, т. е. научные работы исследователей юридической науки, к которым следует отнести работы таких ученых, как: Е.А. Адзинова, Е.А. Вишневская, Т.Г. Воеводина, О.В. Кравцова и др. Методологическая основа дипломной работы состоит из таких ис-следовательских средств и способов, как: сравнительно-правовой, логический, формально-юридический метод, системный анализ и обобщение специальной литературы и др. Нормативно-правовую базу дипломной работы составляют: международно-правовые акты, зарубежное и отечественное законодательство, ко-торое запрещает проявления торговли людьми, доклады международных организаций, предназначенные для борьбы с торговлей людьми, а также юридическая и другая литература. Эмпирической основой исследования являются международные договоры; акты рекомендательного характера по вопросам трудовых прав; российское законодательство и материалы судебной практики.
Читать дальше
1.1. Основания возникновения трудовых прав граждан и порядок их оформления Трудовые отношения регулируются в современной России регулируются трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами (ст. 5 ТК РФ ). Трудовой Кодекс РФ является одним из ключевых нормативных документов, включающих положения о трудовом договоре, режиме труда и отдыха, условиях трудовой дисциплины, компенсации, гарантиях, а также о трудовых правах и законных основаниях возникновения трудовых прав граждан. Основанием возникновения у работника трудовых прав традиционно считается вступление в трудовые правоотношения. Основанием возникновения трудовых правоотношений, в свою очередь, выступает трудовой договор. Однако в некоторых случаях заключение трудового договора выступает в качестве элемента определённого юридического состава и должно рассматриваться в совокупности с иными юридическими фактами. Например, избрание по конкурсу. Следует отметить, что в ряде случаев трудовые правоотношения и трудовые права могут возникать и на основании иных договоров. Квалификация правоотношений как трудовых в таких случаях осуществляется в судебном порядке. Задача суда в таких случаях – разграничить трудовые и гражданско-правовые отношения.
Читать дальше
2.1. Полномочия прокурора в сфере трудовых правоотношений Научная литература представляет разнообразные точки зрения на роль прокурора и его задачи в рамках профессиональной деятельности. Профессор Н.Н. Карпов, например, считает, что главными задачами прокуратуры следует считать: – активное выявление, пресечение и предотвращение нарушений трудовых прав граждан; – тщательное и правдивое выявление обстоятельств и причин совершенных нарушений закона, виновных лиц, и принятие мер по привлечению их к законной ответственности. При этом надзирающие прокуроры должны учитывать положения статей 192 и 193 ТК РФ, которые определяют вид дисциплинарного взыскания, накладываемого на работника в случае совершения им дисциплинарного проступка, то есть невыполнения или ненадлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей по своей вине. Тем не менее, именно работодатель, согласно установленному Кодексом порядку, принимает решение о назначении конкретного дисциплинарного взыскания. В качестве дополнительной информации следует отметить, что по различным причинам работодатель может считать нецелесообразным налагать дисциплинарное взыскание на подчиненного работника. Как отмечает Н.Н. Карпов, одной из задач прокурора также является восстановление нарушенных прав граждан и законных интересов общества и государства .
Читать дальше
3.1. Основные проблемы в сфере защиты прокурором трудовых прав граждан Многие нормативно-правовые акты, включая ГПК РФ, указывают на недостатки в отношении положений, определяющих роль и процессуальное положение прокурора. Стоит отметить, что прокуроры и их помощники ежегодно сталкиваются с большим объемом возложенных на них функций, что приводит к высокой служебной нагрузке. В результате этого, наблюдается постоянная смена кадрового состава. Часто сотрудники ведомства быстро подвергаются эмоциональному и профессиональному выгоранию, что требует разработки методов решения этой проблемы в данной сфере, а также предоставления рекомендаций по поддержанию уровня квалификации прокуроров. Также наблюдается отсутствие единого подхода к решению этой проблемы, что требует активных мер со стороны законодателя. Существует также множество других проблем, с которыми сталкиваются органы прокуратуры в Российской Федерации. Они включают в себя несовершенство и недостатки законодательства, низкую правовую грамотность населения, несоблюдение сроков рассмотрения обращений граждан, большое количество лиц, обращающихся в органы прокуратуры, усложненный многоэтапный процесс, а также обременительную документальную отчетность и др. Несмотря на исчерпывающее регулирование вопросов, связанных с выплатой заработной платы и разработкой механизма наказания за нарушения установленного порядка, существующие меры ответственности не обеспечивают полную защиту законных интересов граждан. Подобное положение вещей негативно сказывается на эффективной защите основных прав, установленных и защищаемых на международном уровне, а также конституционных прав и свобод, что абсолютно неприемлемо. Данное обстоятельство требует разработки адекватного и соответствующего современным условиям строгого механизма защиты прав, который будет установлен путем приведения уголовно-правового воздействия в соответствие с настоящим положением вещей .
Читать дальше
Система правоохранительных органов в Российской Федерации выполняет важное задание в взаимодействии государства и общества, а также осуществляет несколько функций. Одной из них является обеспечение безопасности населения и граждан, что позволяет решать проблемы, связанные с этой областью. Кроме того, правоохранительные органы информируют государство и его структуры о наличии пробелов в обществе, которые затрагивают интересы его граждан. Такое взаимодействие способствует разработке и применению соответствующих мер по предотвращению проблем и их решению. Важно отметить, что граждане также имеют права, предусмотренные государством, и для их реализации необходимо поддерживать тесную связь и взаимодействие с правоохранительными органами на основе здорового диалога. Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый гражданин обладает неприкосновенным правом на занятость при условии обеспечения безопасности труда и соблюдения гигиенических норм. В работе должны быть предусмотрены справедливая оплата без дискриминации и не ниже минимального размера, установленного федеральным законом. Кроме того, каждый имеет право на социальную защиту от безработицы. Защита прав трудящихся – это совокупность установленных государством норм и правовых актов, позволяющих обеспечить охрану трудовых прав и интересов. В случае нарушения этих прав, предусмотрено их принудительное восстановление, а также компенсация материального ущерба и морального вреда в соответствии с законом. Защитная функция также включает в себя меры по предупреждению, предотвращению и устранению причин нарушений законодательства, а также наказание должностных лиц (дисциплинарное, материальное и прочее) за нарушение трудовых прав и невыполнение юридических обязанностей. Выполняемые органами прокуратуры задачи могут стать надежным инструментом в разрешении задач обеспечения и защиты трудовых прав граждан, общества и государства. Стоит вспомнить о том, что в ст. 13 в Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено, что «каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве» . Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ», прокуратура обладает независимостью в своих полномочиях, которые выполняются независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, местного самоуправления и общественных объединений. Поэтому прокурор в своей работе также заботится о защите трудовых прав граждан. Функция защиты трудовых прав не является самостоятельной, она осуществляется прокуратурой путем надзора и участия в разбирательстве гражданских дел судами. Должностные лица органов прокуратуры должны неукоснительно следовать современным реалиям, а значит должны исполнять свою обязанность по осуществлению надзора и контроля за соблюдением социального и трудового законодательства. В данную прокурорскую обязанность входит также мгновенное ответное воздействие на нарушения действующего законодательства, что заключается в применении соответствующих мер прокурорского реагирования.
Читать дальше
I. Нормативные правовые акты 1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Заключена в г. Риме. 04.11.1950). 2. Европейская Социальная Хартия (с дополнительным протоколами ETS N 128) (ETS N 035). – 18 октября 1961 г. – № 035. 3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями от 01.07.2020 // Российская газета. – 2020, – № 144 (8198). 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) / Российская газета. - 2001 г. - № 256 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954. 7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301. 8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532. 9. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 20 февраля 1992. – № 8. – Ст. 366. 10. Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1994. – № 11. – Ст. 857. 11. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // СЗ РФ. – 2012. – № 37. – Ст. 4995. 12. Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 (ред. от 19.10.2022) «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» // Законность. - № 2. - 2021. 13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408392823/#review (дата обращения 7.03.2024г.) 14. Письмо ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД» / Официальные документы. – 2022. - № 16. II. Судебная практика 15. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022) / Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, июнь, 2022 16. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Феде-рации от 17.10.2022 N 58-КГ22-9-К9 / СПС «КонсультантПлюс» 17. Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2021 N 16-294/2021 / СПС «КонсультантПлюс» 18. Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2021 № 88а-5225/2021 по делу N 2а-3007/2020 / СПС «КонсультантПлюс» 19. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2022 N Ф08-9139/2022 по делу N А63-14683/2021 / СПС «КонсультантПлюс» III. Специальная литература 9. Агутин А.В., Куликова Г.Л., Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела: моногр. – М. 2010. 10. Гаврильев А. А. Генеральный прокурор РФ как субъект права законодательной инициативы // Молодой ученый. – 2022. – № 8 (403). – С. 84-86. 11. Головко И. И., Коряченцова С. И. Особенности оранизации проуцрорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2019. – №1. – С. 133-139. 12. Головко И.И. Особенности субъектного состава гражданских и арбитражных процессуальных правоотношений с участием прокурора // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 1. С. 168 - 178. 13. Грибов И.В., Шевченко Е.Н. Проблемы определения прокурорами оснований проведения проверок исполнения законов // Законность. 2022. № 11. С. 8 - 13. 14. Карпов Н. Н. Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан – приоритетное направление надзорной деятельности прокуратуры // Защита трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора: теория и практика: сб. ст. Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2018. – С. 6-11. 15. Комков С. А. Роль прокуратуры в защите трудовых прав наемных работников // Сибирский юридический вестник. – 2022. – №1 (96). – С. 57-61. 16. Кондратьева З.А. Принципы недопустимости злоупотребления правом и добросовестного поведения в трудовых правоотношениях // Трудовое право в России и за рубежом. - 2022. - № 3. - С. 13 - 16.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Разработка развлекательного тура в Москве
Количество страниц:
37
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Жизнь как объект уголовно-правовой охраны. Понятие и виды преступлений против жизни.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право
курсовая работа
Участие медицинской сестры в медикаментознои терапии при железодефицитной анемии
Количество страниц:
25
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image