ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ И 6 КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Память. Типы, виды и особенности памяти старших школьников 6 1.2. Психологическая характеристика и отличительные признаки 14 когнитивных стилей 14 Выводы 18 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ 19 КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19 2.1. База и методы исследования 19 2.2. Результаты исследования 22 2.3. Проект программы развития навыков самостоятельного обучения 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Иркутский государственный университет

Влияние когнитивного стиля на характеристики памяти старших школьников

курсовая работа
Психология
44 страниц
86% уникальность
2024 год
5 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. В современном образовании важное место занимает понимание индивидуальных особенностей старших школь-ников, включая их когнитивные стили и способности. Это позволяет созда-вать более эффективные образовательные программы и помогать учащим-ся успешнее осваивать учебный материал. Однако, до сих пор не проведе-но достаточно исследований, посвященных влиянию когнитивного стиля на характеристики памяти старших школьников. Исследование этой про-блемы может пролить свет на многие аспекты образовательного процесса и психологического развития подростков. Объектом исследования являются старшие школьники. Предметом исследования – влияние когнитивного стиля старшеклассников на характеристики памяти. Целью данной курсовой работы является исследование влияния когнитивного стиля на характеристики памяти старших школьников. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить особенности памяти старших школьников и классифицировать их характеристики, а также определить когнитивные стили этих учащихся и их отличительные признаки, с целью анализа взаимосвязи между когнитивным стилем и характеристиками памяти: 2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния когнитивного стиля на характеристики памяти учащихся. 3. Разработать проект программы развития навыков самостоятельного обучения. Для достижения целей и задач исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы; психологические тесты (Опросник AHS (Analytic-Holistic Scale) (Choi, Koo и Choi, Analytic-holistic scale) [13] в адаптации В.В. Апановича; Методика исследования долговременной памяти А.Р. Лурия Методика «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица»; Методика оценки стилей мышления (K. Bezinger); Опросник Ричардсона (The Verbalizer-Visualizer Questionnaire, Richardson); Методика свободных ассоциаций (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence); Методика «Включенные фигуры» (Witkin, Oltman, Raskin, Karp); методы статистического анализа (для обработки полученных данных использовалась статистическая программа SPSS); методы дескриптивной статистики, корреляционный и регрессионный анализы (для определения взаимосвязей между когнитивными стилями и характеристиками памяти).
Читать дальше
1.1. Память. Типы, виды и особенности памяти старших школьников Сенсорная память является первичным этапом восприятия информации и обрабатывается через органы чувств, такие как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Этот вид памяти позволяет нам воспринимать мир в реальном времени, а информация, полученная через сенсорные органы, сохраняется в памяти на очень короткий срок, обычно не более нескольких секунд. У старших школьников сенсорная память может быть более развитой в сравнении с младшими детьми [2]. Органы чувств старших школьников более точно и быстро реагируют на окружающие визуальные, аудио- и другие стимулы. Например, они могут быстрее уловить мелкие детали на картине или услышать разницу между звуками и интонациями в речи. Это способствует более полному и точному восприятию окружающего мира и усвоению информации из внешней среды. Кратковременная память, также известная как рабочая память, представляет собой этап, на котором информация временно сохраняется и обрабатывается в течение нескольких секунд до нескольких минут. Она является неотъемлемой частью нашего когнитивного процесса и позволяет нам выполнять задачи, которые требуют удержания информации в сознании для решения в текущий момент [3]. У старших школьников кратковременная память может быть более устойчивой и способной к обработке большего объема информации по сравнению с более младшими детьми. Это связано с развитием и укреплением нейронных связей и когнитивных способностей. Старшие школьники могут более успешно удерживать в памяти цифры, слова, понятия и другие элементы информации, что позволяет им более эффективно решать учебные задачи и задачи в повседневной жизни.
Читать дальше
2.1. База и методы исследования В качестве базы исследования выступила Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №1. В выборку вышли участники в количестве 20 человек – 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 17 лет. Методы исследования 1. Опросник когнитивных стилей. Опросник AHS (Analytic-Holistic Scale) [18]. Опросник AHS, разработанный И. Чой и коллегами в 2007 году, основывается на четырехкомпонентной модели Р. Нисбетта и адаптирован в России В.В. Апановичем и другими. Он направлен на измерение аналитичности–холистичности мировоззрения, разделяя эту категорию на четыре функциональных компонента: • Фокус внимания: описывает, как человек анализирует явления и ситуации – с учетом контекста (холистический подход) или изолированно (аналитический подход). • Каузальная атрибуция: связана с пониманием причин действий и явлений, причем холистический подход предполагает влияние окружающей среды, а аналитический – внутренние факторы. • Толерантность к противоречиям: отражает отношение к противоречиям, где холистический подход объединяет их в целое, а аналитический исходит из принципа «одно из них верно, другое ложно». • Восприятие изменений: описывает восприятие событий как постоянных или изменяющихся (аналитический полюс), либо как цикличных и нелинейных (холистический полюс). Опросник содержит 24 вопроса, разделенных на 4 субшкалы по 6 вопросов в каждой. Респонденты оценивают утверждения по 7-балльной шкале, и по результатам вычисляется общий балл аналитичности-холистичности, варьирующийся от 24 (аналитический полюс) до 168 (холистический полюс). Средний балл, равный 96, указывает на баланс между аналитичностью и холистичностью. Методика обладает высокой надежностью и валидностью.
Читать дальше
В ходе данной курсовой работы было проведено тщательное исследование, направленное на выявление влияния когнитивного стиля на характеристики памяти старших школьников. Исследование охватывало как теоретический анализ существующих подходов и исследований в области когнитивной психологии, так и эмпирическую работу, включающую оценку когнитивных стилей и их влияния на процессы запоминания, воспроизведения и удержания информации. Цель исследования была достигнута: подтверждено, что когнитивный стиль оказывает существенное влияние на процессы памяти у старших школьников. Это подтверждает важность учета индивидуальных когнитивных особенностей в образовательном процессе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных образовательных программ, ориентированных на индивидуальные особенности учащихся. Рекомендации для дальнейших исследований: 1. Предлагается провести долгосрочные исследования для изучения влияния когнитивных стилей на академические достижения учащихся в долгосрочной перспективе. 2. Рекомендуется расширить выборку участников, включив учащихся разных возрастных групп и социальных условий, а также использовать более широкий спектр методик для оценки когнитивных стилей. Данное исследование демонстрирует значительное влияние когнитивного стиля на память и процессы обучения у старших школьников, подчеркивая необходимость индивидуального подхода в образовательной практике.
Читать дальше
1. Алексеев, А.И. Память и когнитивные стили у старших школь-ников / А.И. Алексеев // Психология образования. – 2020. – № 2. – С. 25-34. 2. Беляева, Е.С. Особенности памяти старших школьников в кон-тексте учебной деятельности / Е.С. Беляева // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 4. – С. 56-68. 3. Гончаров, В.П. Влияние эмоций на память и обучение старших школьников / В.П. Гончаров // Вестник психологии и педагогики. – 2018. – № 3. – С. 12-23. 4. Дубровина, Н.И. Когнитивные стили и их влияние на обучение старших школьников / Н.И. Дубровина // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 5. – С. 112-124. 5. Захарова, О.В. Развитие метакогнитивных навыков у старших школьников / О.В. Захарова // Педагогическая психология. – 2021. – № 1. – С. 45-58. 6. Иванова, Т.М. Сенсорная память старших школьников: особенности и развитие / Т.М. Иванова // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 2. – С. 87-98. 7. Козлов, В.А. Рефлективные и импульсивные когнитивные стили старших школьников / В.А. Козлов // Образование и педагогическая психология. – 2019. – № 6. – С. 30-42. 8. Морозова, Е.Д. Психологические аспекты развития памяти и когнитивных стилей у старших школьников / Е.Д. Морозова // Современная психология. – 2021. – Т. 49, № 4. – С. 68-80. 9. Петров, П.Н. Вербальный и визуальный стиль обучения старших школьников / П.Н. Петров // Педагогическая психология и психологическое консультирование. – 2017. – № 3. – С. 88-98. 10. Романова, А.С. Семантическая память и ее развитие у старших школьников / А.С. Романова // Психологическая наука и образование. – 2022. – № 1. – С. 15-28. 11. Смирнов, И.В. Глобальные и детализированные когнитивные стили у старших школьников / И.В. Смирнов // Вопросы образования. – 2020. – № 5. – С. 42-54. 12. Тихонова, Л.А. Роль эмоций в формировании памяти старших школьников / Л.А. Тихонова // Психологические исследования. – 2018. – Т. 14, № 1. – С. 78-92. 13. Ульянов, Г.И. Влияние когнитивных стилей на учебные достижения старших школьников / Г.И. Ульянов // Образование и развитие. – 2017. – № 4. – С. 20-32. 14. Федорова, Е.Н. Роль мета когнитивных навыков в управлении памятью у старших школьников / Е.Н. Федорова // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42, № 3. – С. 54-66. 15. Хохлова, А.С. Влияние стратегий запоминания на обучение старших школьников / А.С. Хохлова // Педагогическая психология и психологическое консультирование. – 2022. – № 2. – С. 12-24. 16. Чернова, И.М. Влияние эмоций на когнитивные процессы и па-мять старших школьников / И.М. Чернова // Психология образования. – 2019. – № 1. – С. 36-48. 17. Шарова, Н.А. Развитие когнитивных стилей и их влияние на учебную активность старших школьников / Н.А. Шарова // Вестник психологии и педагогики. – 2017. – № 2. – С. 14-26. 18. Шестакова, О.П. Эмоциональные состояния и их влияние на память старших школьников / О.П. Шестакова // Психологические исследования. – 2020. – Т. 18, № 4. – С. 32-45. 19. Яковлева, М.В. Влияние эмоциональных состояний на когнитивные стили старших школьников / М.В. Яковлева // Педагогическая психология. – 2021. – № 3. – С. 76-88. 20. Walker, C.M. Cognitive Style and Memory Characteristics in High School Students. Journal of Educational Psychology, 2018, Vol. 110, No. 4, pp. 512-526.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление кредиторской и дебиторской задолженностью ООО «Калининская АЭС-Сервис» 
Количество страниц:
33
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
Методы и формы проведения презентации продукции, организации (на примере...)
Количество страниц:
61
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Коммерция
реферат
Внешняя политика СССР в 30-ые годы, накануне Второй Мировой и Великой Отечественной войны
Количество страниц:
16
Оригинальность:
34%
Год сдачи:
2024
Предмет:
История России
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image