ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6 1.1. Психологические основы типов личности: интроверсия и экстраверсия 6 1.2. Особенности внимания у младших школьников: общий обзор 9 1.3. Влияние типа личности на процессы внимания в младшем школьном возрасте 16 Выводы по первой главе 20 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ 22 2.1. Методология исследования: выборка, инструменты и процедуры 22 2.2. Анализ результатов: сравнительный анализ внимания у интровертов и экстравертов 27 2.3. Интерпретация результатов и педагогические рекомендации для работы с младшими школьниками разных типов личности 40 Выводы по второй главе 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47  
ИГУ
2 курс

Особенности внимания младших школьников интроверт и экстраверт типа личности

курсовая работа
Психология
45 страниц
76% уникальность
2024 год
21 просмотров
Пристайло О.
Эксперт по предмету «Психология и педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
В контексте современных академических учебных программ повышается акцент на освоение содержания, касающегося эмоционально-образовательного прогресса детей начального школьного возраста. Несмотря на это, остается недостаточно исследований, адресующих проблематику фокусировки внимания младших школьников и характеристики их случайных коммуникативных практик. Анализ и выявление характеристик внимания у детей с различными психотипами, в частности интровертов и экстравертов, приобретают значимую роль с точки зрения психопедагогических наук. Рассмотрение свойств внимания и бессодержательного общения у учащихся начальных классов выходит на первый план в свете их аномального функционирования и критических этапов физиологического созревания. Определение факторов, эксплицирующих влияние на механизмы концентрации внимания этих детей, и особенно тех, чья личность классифицируется как интровертная, необходимо для формирования более адаптированных учебных стратегий и обеспечения эффективной индивидуализации поддержки. Теоретическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные наработки влиятельных мыслителей в области психологии и педагогики, затрагивающие аспекты развития детей, психологии личности и концентрации внимания. Работы таких теоретиков, как Карл Густав Юнг и Ханс Юрген Айзенк, лежат в основе концептуального анализа нашего исследования. Исследование также оперирует теоретико-методологическими исследованиями российских ученых в области психологии личности, включая, но не ограничиваясь, трудами Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Объектом исследования являются младшие школьники, возрастом от 6 до 9 лет. Предметом исследования являются особенности внимания у детей данной возрастной группы, учитывая их тип личности – интровертный или экстравертный. Целью данной курсовой работы является исследование особенностей внимания у младших школьников, обладающих интровертными и экстравертными чертами личности, а также выявление влияния типа личности на процессы внимания в данной возрастной группе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ основ интроверсии и экстраверсии, а также особенностей внимания у младших школьников. 2. Провести эмпирическое исследование, сравнив внимание у детей с разными типами личности. 3. Интерпретировать результаты исследования и разработать педагогические рекомендации для работы с младшими школьниками интровертного и экстравертного типов личности. Приведенные сведения о дисфункции внимания у интровертированных учащихся начальной школы образуют новую концептуальную основу и методологический подход для психологической науки в изучении детей данного возраста. Полученные в ходе исследования результаты и разработанные на их основе педагогические требования будут ценными для широкого круга профессионалов, в том числе образовательных специалистов и психологов, а также родителей, заинтересованных в расширении понимания факторов, влияющих на развитие их детей. Для достижения исследовательских задач и формирования обоснованных выводов по исследуемой проблеме были применены методы, включая анализ актуальной научной литературы, проведение аффективных тестов и статистический анализ данных. Представленные исследовательские данные способствуют углублению знаний о связях между бытовым общением и вниманием в контексте образовательной деятельности учащихся младших классов. Также они призваны стимулировать создание и усовершенствование целенаправленных образовательных программ и стратегий взаимодействия с данной возрастной категорией детей. Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе детально разбираются теоретические особенности интроверсии и экстраверсии, а также особенности механизмов концентрации внимания у детей начальной школы. Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования в данной области, на основе которых сформированы и описаны целенаправленные педагогические рекомендации.  
Читать дальше
1.1. Психологические основы типов личности: интроверсия и экстраверсия Интроверсия и экстраверсия представляют собой две доминирующие эмоционально-поведенческие дименсии личности в концепции Ганса Айзенка и Сибиллы Айзенк, ассоциируемые с адаптивным взаимодействием личности с внешним миром и общепризнанными в большинстве эмоциональных исследований. Трактовка данных типов как своеобразных «фенотипических отпечатков» позволяет углубленно анализировать взаимосвязи поведенческих и эмоциональных характеристик с процессами социального восприятия и взаимодействия человека со своим окружающим пространством. Согласно мнению специалистов в области психологии, степень экстравертированности и интровертированности личности является ключевым системным атрибутом в контексте понимания стратегий межличностного взаимодействия взрослых мужчин. Подход Г. Айзенка представляет собой концепцию, в которой экстраверсия и интроверсия, наряду с нейротизмом, являются основополагающими в построении многогранного изображения индивида в социальном контексте [10]. Тем не менее, в сфере этнопсихологии всё ещё существует недостаток информации о механизмах формирования коммуникативной компетенции. Разбор данных закономерностей и выявление аномалий коммуникативности на уровне детского возраста предоставляет возможность для анализа различий в характере лица. Детально рассмотрим конструкт интроверсии как личностную характеристику, отражающую преобладание внутреннего диалога над внешними стимулами и проявляющуюся в следующих особенностях [20]:
Читать дальше
2.1. Методология исследования: выборка, инструменты и процедуры Для проведения исследования была сформирована целенаправленная выборка из 20 учеников младших классов общеобразовательной школы в возрасте от 7 до 10 лет. Этот возрастной диапазон был выбран, так как он соответствует начальной стадии формирования личностных характеристик и развития когнитивных способностей, включая внимание. Включены дети от 7 до 10 лет, что соответствует младшему школьному возрасту. Этот период характеризуется активным развитием когнитивных функций и социальных навыков, что делает его критическим для изучения внимания и типов личности. Выборка включает равное количество мальчиков и девочек, чтобы исключить гендерные предвзятости и обеспечить широкий обзор воздействия типа личности на внимание независимо от пола. Учащиеся были выбраны таким образом, чтобы представить различные уровни академической успеваемости – от высоких до низких. Это дает возможность исследовать, как интроверсия и экстраверсия влияют на внимание в контексте различных учебных способностей. На предварительном этапе было проведено психологическое тестирование с использованием адаптированных опросников для определения типа личности. Дети, проявляющие ярко выраженные характеристики интроверсии или экстраверсии, были включены в выборку. Это позволило создать две сопоставимые группы для анализа влияния этих типов личности на внимание. Процесс отбора: 1. Предварительное тестирование: с помощью анкет и опросников были оценены общие психологические характеристики учеников, включая их склонность к интроверсии или экстраверсии. Также учителя и родители предоставили информацию о поведении детей и их учебной активности.
Читать дальше
Интроверты и экстраверты имеют разные предпочтения и способы обработки информации в социальных ситуациях. Интроверты ориентированы на внутренний мир, а экстраверты – на внешний. Ученики младших классов имеют короткую продолжительность внимания, легко отвлекаются и интересуются самыми разными задачами и предметами. Тип личности влияет на способ обработки информации, степень отвлекаемости, а также на мотивацию и интерес к учебной деятельности. Каждый ребенок уникален и по-своему внимателен. Индивидуальные различия в стилях внимания могут влиять на обучение, социальные предпочтения и способности. Внимание играет важную роль в развитии когнитивных функций, таких как анализ, сравнение, классификация и решение проблем у детей младшего возраста. Естественной частью социального развития является то, что учащиеся младших классов проявляют активный интерес к социальным взаимодействиям и общению с друзьями. Настоящее исследование подтверждает гипотезу о том, что интровертный или экстравертный типы личности влияют на процессы внимания в младших классах. Эти результаты имеют важное значение для педагогики и практики преподавания, чтобы лучше адаптировать методы обучения к индивидуальным потребностям и предпочтениям детей. Рекомендации для дальнейших исследований в этой области включают более детальное изучение характеристик внимания различных типов личности и разработку стратегий обучения на основе этих характеристик. Можно также сосредоточиться на разработке и тестировании индивидуальных методов обучения, учитывающих стиль внимания каждого ребенка.  
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Психология развития личности: Учебник / Б.Г. Ананьев. – Москва: Педагогика, 2019. – 432 с. 2. Беккер, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Беккер. – Москва: Эксмо, 2017. – 240 с. 3. Буланова, А.В. Роль внимания в социализации младших школьников / А.В. Буланова // Вестник педагогической психологии. – 2021. – № 1 (21). – С. 88-95. 4. Виготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Виготский. – Москва: Лабиринт, 2017. – 272 с. 5. Гайдар, А.Л. Развитие внимания и мышления у детей младшего школьного возраста / А.Л. Гайдар. – Москва: Просвещение, 2019. – 224 с. 6. Голдштейн, Э.Б. Внимание и его развитие у детей / Э.Б. Голдштейн. – Москва: Педагогика, 2020. – 216 с. 7. Голованова, С.В. Развитие когнитивных функций у младших школьников / С.В. Голованова. – Москва: Просвещение, 2021. – 192 с. 8. Гуревич, И.Д. Психология социального развития ребенка / И.Д. Гуревич. – Москва: Питер, 2018. – 256 с. 9. Гуревич, К.Г. Психология обучения и воспитания / К.Г. Гуревич. – Москва: Просвещение, 2018. – 368 с. 10. Доманская, Е.И. Психология обучения / Е.И. Доманская. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 304 с. 11. Дружинин, В.Н. Психологическая помощь детям / В.Н. Дружинин. – Москва: Академия, 2018. – 224 с. 12. Жукова, О.В. Внимание и мотивация в учебной деятельности младших школьников / О.В. Жукова // Психологическая наука и практика. – 2020. – № 3 (25). – С. 112-118. 13. Зимняя, И.А. Психологический практикум / И.А. Зимняя. – Москва: Просвещение, 2018. – 256 с. 14. Корнеева, Н.А. Психология развития детей младшего школьного возраста: Учебное пособие / Н.А. Корнеева. – Москва: Педагогика, 2017. – 352 с. 15. Кочергина, О.В. Психология интроверсии и экстраверсии в детском возрасте / О.В. Кочергина // Психологические исследования. – 2017. – № 5 (25). – С. 45-51. 16. Кравцова, О.В. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник / О.В. Кравцова. – Москва: Просвещение, 2018. – 384 с. 17. Лебедева, Н.А. Развитие когнитивных функций у детей младшего школьного возраста: Учебное пособие / Н.А. Лебедева. – Москва: Академия, 2019. – 288 с. 18. Морозова, Н.В. Психология социальных отношений у младших школьников / Н.В. Морозова. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 208 с. 19. Мякишев, А.А. Особенности восприятия и внимания у детей младшего школьного возраста / А.А. Мякишев // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4 (24). – С. 87-92. 20. Петрова, О.И. Психология детей с разными типами личности / О.И. Петрова // Вестник педагогики и психологии. – 2018. – № 2 (18). – С. 55-61. 21. Петровская, Е.Б. Психология развития детей младшего школьного возраста / Е.Б. Петровская. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 352 с. 22. Подольская, Т.А. Структура внимания и его развитие у младших школьников / Т.А. Подольская // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – С. 63-69. 23. Потемкина, Е.В. Особенности внимания и активности младших школьников / Е.В. Потемкина // Психологическая наука и образование. – 2020. – № 3 (39). – С. 64-68. 24. Роджерс, К. Психология развития личности / К. Роджерс. – Москва: Эксмо, 2021. – 320 с. 25. Семенова, Т.П. Социализация детей младшего школьного возраста / Т.П. Семенова. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 224 с. 26. Сергеев, П.А. Внимание и активность в учебной деятельности младших школьников / П.А. Сергеев // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 2 (48). – С. 102-108. 27. Шаталова, Е.В. Влияние типа личности на внимание у детей / Е.В. Шаталова // Вестник психологии и педагогики. – 2019. – № 2 (34). – С. 112-118. 28. Шевелева, М.И. Педагогическая психология: Учебное пособие / М.И. Шевелева. – Москва: Академия, 2021. – 336 с. 29. Широкова, Л.А. Особенности внимания и мотивации у детей младшего школьного возраста / Л.А. Широкова // Педагогическая психология. – 2020. – № 1 (45). – С. 78-85. 30. Шульц, Г. Психология внимания / Г. Шульц. – Москва: Эксмо, 2018. – 208 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Гидравлический расчет наружного объединенного водопровода населенного пункта и промышленного предприятия
Количество страниц:
38
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Механика
дипломная работа
Литературное краеведение - одно из перспективных направлений деятельности МБУ Асиновской межпоселенческой централизованной библиотечной системы
Количество страниц:
61
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Библиотековедение
курсовая работа
Ответственность предпринимателя за нарушение договорных обязательств
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image