-
Демидовский университет

Связь личностных особенностей и стратегий преодоления стресса у преподавательского состава института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России

курсовая работа
Психология
30 страниц
72% уникальность
2024 год
4 просмотров
Добротина Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1
2
Заключение
Список использованн
Введение 3 Глава 1. Проблема стрессоустойчивости в психологической науке 6 1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости 6 1.2. Особенности управления стрессом в организации 9 1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России 12 Глава 2. Исследование уровня развития связи личностных особенностей и стратегий преодоления стресса у преподавательского состава института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России 15 2.1. Организация и методы исследования 15 2.2. Особенности стрессоустойчивости и ее психологические ресурсы у педагогов института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России 18 2.3. Результаты экспериментального исследования и их анализ 20 Выводы 26 Заключение 28 Список литературы 29
Читать дальше
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной) рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологических, психофизиологических, так и философско-абстрактных. Работа пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального стажа пожарных, создают экстремальные условия для их деятельности в связи с угрозой жизни, физическому и психическому здоровью работников, а также угрозой жизни, здоровью, благополучию. чужого, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: травмоопасность ситуаций, стрессовое воздействие и постоянная готовность идти на риск. Новизна исследования. На данный момент стрессоустойчивость активно изучается психологами профессиональной сферы, в том числе преподавателями пожарной службы. Практическая значимость. Исследование стрессоустойчивости представителей конкретных профессий (в данном случае преподавателей МЧС России) позволит разработать более эффективные методы подготовки специалистов. В современном мире неуклонно увеличивается количество травмирующих, фрустрирующих и стрессовых факторов, негативно влияющих на человека, его профессиональное благополучие и здоровье. Одним из таких факторов можно считать большой набор требований, которые общество предъявляет к профессионалу на современном этапе развития. Другим фактором являются резко возросшие процессы интенсификации труда, предполагающие высокий уровень соответствия требованиям и стабильность при осуществлении профессиональной деятельности. Профессия педагога относится к категории профессий, особо уязвимых к стрессу, поскольку учителю приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях дефицита времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов. Гипотеза исследования: социально-психологический тренинг преподавателей в ГПС МЧС России способствует улучшению показателей стрессоустойчивости, а именно: тревожности, оценки воздействия травмирующего события, интенсивности чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствия, активности, настроения. Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес у ученых и практиков и объединяет множество фундаментальных и прикладных исследований. За рубежом накоплен обширный научный опыт по проблеме изучения и борьбы со стрессом (В. Вундт, У. Джеймс; Р. Йеркс, Дж. Додсон; У. Кэннон; Т. Кокс, К. Маккей; Р. Лазарус; Р. В. Маймо, Д. Механик, Г. Селье, З. Фримен и др.). В российской науке постоянно растет интерес к изучению темы стресса и стрессоустойчивости. Такие видные психологи, как В.А. Абабков, В.В. Бодров, А.В. Данной проблемой занимались Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабаченко, Г.И. Косицкий, В.М. Смирнов, Ю.А. Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, К.И. Погодаев, Ю.В. В. Щербатых и др. Объектом исследования является преподаватели, в том числе профессорско-преподавательский состав Института безопасности жизнедеятельности МЧС России. Предметом исследования являются личностные особенности и стратегии совладания преподавателей. Социально-психологический тренинг способствует улучшению показателей стрессоустойчивости: тревожности, оценки воздействия травмирующего события, интенсивности чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствия, активности, настроения. Цель исследования – изучить и проанализировать связь личностных особенностей и стратегий преодоления стресса у преподавательского состава института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России. Задачи исследования: - раскрыть теоретические основы проблемы стрессоустойчивости в психологической науке; - провести исследование уровня развития связи личностных особенностей и стратегий преодоления стресса у преподавательского состава института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России. Методы исследования: эмпирические (тестирования, опросники), статистическая обработка данных. База исследования. В исследовании приняли участие преподаватели факультета инженеров пожарной безопасности Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС. Характеристика выборки: 20 человек в возрасте от 35 до 50 лет. Особенностью выборки было то, что ее составили мужчины (100%), что в целом отражает специфику факультета. В исследовании использовались следующие диагностические методы: - Тест Спилбергера-Ханина. - Опросник самочувствия, активности, настроения (САН). - Шкала депрессии Бека Структура работы включает в себя введение, две главы с подразделами, выводы, заключение и список литературы
Читать дальше
На протяжении всей жизни мы проходим через множество стрессовых ситуаций, которые могут привести к высокому уровню тоски и беспокойства. Однако часто мы не контролируем обстоятельства, так что у нас нет иного выбора, кроме как воспользоваться последней из наших свобод: возможностью выбирать отношение, с которым мы будем сталкиваться с невзгодами. Когда что-то идет не так и невзгоды стучатся в дверь или когда накапливаются проблемы, напряженность и конфликты, есть ключевой навык, который избавит нас от бремени, тоски и страданий: стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это способность выдерживать давление и перегрузки, не падая духом, поддерживая эффективный уровень функционирования и минимальную степень тревожности в условиях, которые для большинства людей были бы стрессовыми или подавляющими. Переносить стресс не означает быть невосприимчивым к невзгодам, это гораздо более сложный навык. С одной стороны, это подразумевает умение справляться с болью и беспокойством, порождаемыми стрессовыми и неблагоприятными ситуациями. Следовательно, это способность, которая позволяет нам переносить негативные или вызывающие отвращение эмоциональные состояния, такие как физический дискомфорт или психологическое давление, не падая духом. С другой стороны, стрессоустойчивость также включает поведенческий акт сопротивления тревожным внутренним состояниям, вызванным каким-либо типом стресса или неблагоприятного события. Это означает, что мы можем поддерживать базовый уровень функционирования, который позволяет нам адаптивно справляться со стрессовыми событиями, не позволяя этим негативным эмоциям слишком сильно влиять на нашу работоспособность. В наше время, когда нам приходится идти вразрез со временем и обязательства множатся, низкая стрессоустойчивость может быть очень вредной, потому что это приведет нас к жизни в состоянии напряжения и почти постоянной тоски.
Читать дальше
Целью мер психологической поддержки является оказывать помощь начальствующему составу подразделений противопожарной службы в выполнении психологически обоснованный подход ко всем компонентам профессиональной деятельности. обучение: развитие и совершенствование профессионально важных качеств сотрудников, укрепление здоровья персонала, а также минимизация энергопотребления в стрессовая ситуация. В более узком смысле психологическое обеспечение профессиональной подготовки в подразделениях МЧС России рассматривается как комплекс целевых психологические, исследовательские, организационные и воспитательные мероприятия направленные на повышение качества профессиональной деятельности, образования и развитие профессионально важных качеств сотрудников, эмоциональной устойчивости. По содержанию психологическая поддержка должна способствовать к созданию нового типа развивающей, образовательной и обучающей среды, способствующей рост профессионального и творческого потенциала личности будущих специалистов подразделений ФПС МЧС России. Пожарные - это специальные государственные служащие, которые отвечают за аварийно-спасательные функции на всех объектах стихийных бедствий, включая пожары и техногенные катастрофы [1]. Что касается обязанностей Министерства пожарной охраны, то Основной закон о пожарной службе “защищает жизнь, тело и имущество людей посредством предотвращения пожаров, бдительности, тушения пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также способствует повышению благосостояния” [2].
Читать дальше
Актуальность темы предпринятого исследования обусловлена повышенными факторами стресса в профессии пожарных. И как следствие – необходимость дополнительной психологической подготовки курсантов университета пожарной службы, которая позволит сформировать показатели стрессоустойчивости. Многочисленные исследования стресса и стрессоустойчивости также указывают на необходимость проведения тренингов с людьми, и особенно с представителями профессий, связанных с постоянным неконтролируемым стрессом. По результатам исследования можно объективно констатировать, что данная социально-психологическая тренировка по формированию стрессоустойчивости повышает большинство показателей стрессоустойчивости, необходимых в работе пожарного. Он способствует формированию коллектива, психологически готовит к профессиональной деятельности пожарного, учит саморегуляции - двигательным, дыхательным и медитативным приемам, формирует навыки взаимопомощи, поддержки, навыки эффективной деятельности, преодоления негативных психологических состояний и восстанавливая работоспособность, развивает командное взаимодействие, формирует эффективные стратегии действий в экстремальных ситуациях, навыки рационального распределения ролей, а также помогает в обновлении групповых ресурсов.
Читать дальше
1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие/В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. – М.: Высш. школа, 2022. – 157 с. 2. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. - М.: Альфа-пресс, 2019. - 480 c. 3. Дьяченко, И.А. Основные правила пожарной безопасности. Наглядное пособие для начальной школы / И.А. Дьяченко. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 691 c. 4. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов Н.А. Защита населения и территорий в ЧС: Учебное пособие для высшей школы / Под редакцией В.В. Тарасова - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Академический проект: «Трикcта» 2021. -480 с. 5. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. ГОСТ Р 53315-2009. - М.: Энергия, 2022. - 736 c. 6. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Контроль защитных свойств: Энциклопедия. «Экометрия» из серии справочных изданий по экологическим и медицинским измерениям. - М.: ФИД «Деловой экспресс», 2020. – 408 с. 7. Ложкин В. С. Памятка-инструкция для ответственного за обеспечение пожарной безопасности офисных помещений по выполнению возложенных на него ежедневных обязанностей / В.С. Ложкин. - М.: Безопасность труда и жизни, 2019. - 211 c. 8. Ложкин В. С. Памятка-инструкция для ответственного за обеспечение пожарной безопасности производственных помещений по выполнению возложенных на него ежедневных обязанностей / В.С. Ложкин. - М.: Безопасность труда и жизни, 2020. - 652 c. 9. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций. - М.: Безопасность труда и жизни, 2021. - 918 c. 10. Пасютина, О. В. Безопасность труда и пожарная безопасность при механической обработке металла на станках и линиях / О.В. Пасютина. - М.: РИПО, 2020. - 108 c. 11. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — [Электронный ресурс] // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450781 (дата обращения 25.01.2024). 12. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник для академического бакалавриата / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 702 с. – ISBN 978-5-9916-3058-0. — [Электронный ресурс] // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/396488 (дата обращения 25.01.2024). 13. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях [электронный ресурс] – режим доступа URL: https://studme.org/15800119/bzhd/prognozirovanie_otsenka_obstanovki_pri_chrezvychaynyh_situatsiyah (дата обращения 25.01.2024). 14. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС [Электронный ресурс] – режим доступа URL: http://www.obzh.ru/learn/u1-016.html (дата обращения 25.01.2024).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности самоотношения и чувства удовлетворенности жизнью у молодых женщин со склонностью к нарушениям пищевого поведения
Количество страниц:
41
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Психология
курсовая работа
Современные механизмы управления риском
Количество страниц:
25
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Мировая экономика
курсовая работа
Гражданское законодательство периода НЭПа
Количество страниц:
30
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2024
Предмет:
История государства и права России
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image