Актуальность исследования. На сегодняшний день проблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной) рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологических, психофизиологических, так и философско-абстрактных.
Работа пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального стажа пожарных, создают экстремальные условия для их деятельности в связи с угрозой жизни, физическому и психическому здоровью работников, а также угрозой жизни, здоровью, благополучию. чужого, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: травмоопасность ситуаций, стрессовое воздействие и постоянная готовность идти на риск.
Новизна исследования. На данный момент стрессоустойчивость активно изучается психологами профессиональной сферы, в том числе преподавателями пожарной службы.
Практическая значимость. Исследование стрессоустойчивости представителей конкретных профессий (в данном случае преподавателей МЧС России) позволит разработать более эффективные методы подготовки специалистов.
В современном мире неуклонно увеличивается количество травмирующих, фрустрирующих и стрессовых факторов, негативно влияющих на человека, его профессиональное благополучие и здоровье. Одним из таких факторов можно считать большой набор требований, которые общество предъявляет к профессионалу на современном этапе развития. Другим фактором являются резко возросшие процессы интенсификации труда, предполагающие высокий уровень соответствия требованиям и стабильность при осуществлении профессиональной деятельности. Профессия педагога относится к категории профессий, особо уязвимых к стрессу, поскольку учителю приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях дефицита времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты. Профессиональная деятельность современного педагога требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов.
Гипотеза исследования: социально-психологический тренинг преподавателей в ГПС МЧС России способствует улучшению показателей стрессоустойчивости, а именно: тревожности, оценки воздействия травмирующего события, интенсивности чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствия, активности, настроения.
Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес у ученых и практиков и объединяет множество фундаментальных и прикладных исследований. За рубежом накоплен обширный научный опыт по проблеме изучения и борьбы со стрессом (В. Вундт, У. Джеймс; Р. Йеркс, Дж. Додсон; У. Кэннон; Т. Кокс, К. Маккей; Р. Лазарус; Р. В. Маймо, Д. Механик, Г. Селье, З. Фримен и др.). В российской науке постоянно растет интерес к изучению темы стресса и стрессоустойчивости. Такие видные психологи, как В.А. Абабков, В.В. Бодров, А.В. Данной проблемой занимались Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, А.А. Виру, Н.Е. Водопьянова, Т.С. Кабаченко, Г.И. Косицкий, В.М. Смирнов, Ю.А. Китаев-Смык, А.А. Криулина, А.Б. Леонова, И.Г. Малкина-Пых, В.Л. Марищук, К.И. Погодаев, Ю.В. В. Щербатых и др.
Объектом исследования является преподаватели, в том числе профессорско-преподавательский состав Института безопасности жизнедеятельности МЧС России.
Предметом исследования являются личностные особенности и стратегии совладания преподавателей.
Социально-психологический тренинг способствует улучшению показателей стрессоустойчивости: тревожности, оценки воздействия травмирующего события, интенсивности чувств, влияющих на регуляцию психического состояния, самочувствия, активности, настроения.
Цель исследования – изучить и проанализировать связь личностных особенностей и стратегий преодоления стресса у преподавательского состава института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы проблемы стрессоустойчивости в психологической науке;
- провести исследование уровня развития связи личностных особенностей и стратегий преодоления стресса у преподавательского состава института безопасности жизнедеятельности ГПС МЧС России.
Методы исследования: эмпирические (тестирования, опросники), статистическая обработка данных.
База исследования. В исследовании приняли участие преподаватели факультета инженеров пожарной безопасности Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС.
Характеристика выборки: 20 человек в возрасте от 35 до 50 лет. Особенностью выборки было то, что ее составили мужчины (100%), что в целом отражает специфику факультета.
В исследовании использовались следующие диагностические методы:
- Тест Спилбергера-Ханина.
- Опросник самочувствия, активности, настроения (САН).
- Шкала депрессии Бека
Структура работы включает в себя введение, две главы с подразделами, выводы, заключение и список литературы