-
Демидовский университет

Цели и задачи региональной экономической политики унитарного государства

курсовая работа
Менеджмент
20 страниц
21% уникальность
2024 год
4 просмотров
Ирина Г.
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 глава
2 глава
3 глава
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованн
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 4 1.1. Понятие, признаки и типы унитарных государств 4 1.2. Цели, задачи и особенности региональной экономической политики унитарного государства 7 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОГО И УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 10 2.1. Анализ особенностей унитарных и федеративных государств 10 2.2. Анализ социальных и экономических последствий децентрализации регионов унитарных государств Европы 13 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЫ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 Приложение 1 23 Приложение 2 24 Приложение 3 25
Читать дальше
Актуальность темы исследования заключается в главной экономической проблеме унитарного государства: у регионов отсутствует оперативное руководство и быстрая система реагирования, а чрезмерная централизация замедляет оборачиваемость средств, а значит, снижает эффективность бизнеса. Проблема исследования: необходимость оценки и анализа региональной экономической политики унитарного государства. Цель исследования: проанализировать цели, задачи и оценить особенности региональной экономической политики унитарных государств. Объект исследования: регионы унитарного государства. Предмет исследования: цели и задачи региональной экономической политики унитарного государства. Задачи исследования: раскрыть понятие, признаки и типы унитарных государств, проанализировать цели и задачи их региональной экономики, оценить достоинства и недостатки федеративного и унитарного государства, проанализировать экономические последствия децентрализации регионов унитарных государств, оценить тенденции и пути экономического развития регионов унитарных государств в современной Европе. Методологическая база: аналитика, статистика, труды известных авторов: Бердегуловой Л.А., Волковой Г.И., Ворониной Е.В., Еремина А.Р., Осипова А.П., Черновой Э.Р., Яшника А.Н., периодические издания и интернет-ресурсы. В работе используются теоретические методы исследования: анализируются информационные источники, обобщаются и структурируются выводы, полученные итоги представляются в виде 3 таблиц и 10 рисунков. Структура текста: введение, первая теоретическая глава, вторая глава аналитическая, в третьей главе изложены тенденции и пути развития унитарных государств, а также заключение, три приложения и 16 источников используемой литературы. В заключении изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.
Читать дальше
Государственное устройство является важнейшим элементом формы государства. Сегодня помимо классических моделей активно вводятся новые формы, поэтому вопросы, связанные с изучением особенностей формы территориального устройства, их природы и сущности, не теряют своей актуальности и в XXI веке. Унитаризм характерен большинству государств, образованных после падения колониальной системы: Франция, Великобритания, Италия, Китай, Япония, Египет и другие. В одном унитарном государстве могут сосуществовать разнообразные и гибкие системы местного управления, к тому же гарантируется право населения осуществлять местное самоуправление.
Читать дальше
унитарное государство по сущности единое, неделимое, административно-территориальные границы устанавливаются и изменяются центром, конститутивные решения принимаются высшими органами власти. Едиными являются: конституция, гражданство и судебно-правовая система. Международная деятельность осуществляется в полном объеме, право расторжения договора отсутствует. Федерация отличается (Приложение 2) от унитарного государства тем, что в ее состав входят отдельные государственные образования. Следовательно, федерация представляет собой многоуровневую структуру, в которой выделяются автономные уровни. В историческом аспекте унитаризм сменил феодальную раздробленность, сыграв прогрессивную роль в государственном развитии. Большая часть государств на современном этапе являются государственными. Для централизованных унитарных государств характерна высокая степень зависимости от центральной власти, например, во Франции или в Турции. Некоторые унитарные государства включают административные автономии, например, в состав Великобритании входят как административные автономии Северная Ирландия и Шотландия. Как правило автономиям в унитарных государствах дается меньший объем полномочий, чем соответствующим образованиям в составе федераций.
Читать дальше
Хотя в европейских странах преобладают унитарные государства, однако в последние годы наблюдается тенденция их трансформации. Причина тому –европейская интеграция, которой сопутствует рост экономической и политической самостоятельности регионов в рамках Евросоюза. Данная форма государственного устройства хороша тем, что позволяет консолидировать изолированные регионы. Кроме того, унитаризм удобен, ведь существует единый рынок и государственная администрация. В результате чего (рис.3.1) большей части европейских государств в настоящее время присуща унитарная форма государственного управления – территория не имеет в своем составе федеративных единиц (республик, штатов), а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты. То есть центральное правительство предоставило регионам лишь частичную автономию и их это устроило . Некоторые территории стран Евросоюза получили особый статус. Например, Гренландия отказалась быть в Европейском союзе как часть Дании в 1982 году. Также вне Евросоюза находятся датские Фарерские острова, заморские территории Франции, владения Великобритании и Нидерландов . Что касается еврорегионов, то в настоящее время в Европейском союзе существует свыше 100 таких образований со своими задачами, которые охватывают и муниципалитеты, и государства
Читать дальше
Сегодня стремление территорий унитарного государства к большей самостоятельности приводит к формированию автономий и расширению их прав. В этом процессе отражается демократизация власти и ее сближение с народом, так как унитарное государство – это одна из форм государственного управления, где субъект страны не является суверенным и подчиняется центральной власти, поэтому в каждом районе, регионе, области (или любом другом субъекте) местные власти являются проводниками «воли центра». Анализ особенностей региональной экономической политики унитарных государств (глава 1) показал, что в большинстве государств именно такая форма применяется для управления обществом. Причина использования понятна – центральная власть может без особых проблем проводить все необходимые манипуляции без выдачи суверенитетов подконтрольным районам, так как основной признак унитарного государства – деление на административные единицы, подконтрольные центру, у которых отсутствует суверенитет. И в то же время, значимость унитаризма имеет важное значение для обеспечения целостности государства, укрепления вертикали власти и достижения равномерного развития всех регионов. Он позволяет предотвратить разобщение и распад государства, сохранить единую правовую систему и национальную безопасность. Кроме того, унитаризм способствует обеспечению гражданского мира и сплоченности национально-территориального устройства государства. В условиях разнообразия народов и культур страны, унитаризм позволяет сохранить единство государства и преодолеть противоречия и конфликты, возникающие между различными регионами. Все это является основой для эффективного функционирования государства и достижения национального благосостояния. Сравнительный анализ федеративных и унитарных государств (глава 2) показал, что один из самых крупных недостатков унитарных государств, в состав которых входит большое число различных национальностей – сепаратизм. В ряде государств регулярно возникают движения, которые высказывают мысли о выходе их территориальной единицы из состава страны. Для предотвращения таких настроений и создаются автономные образования (раздел 2.2). Их жителям даются дополнительные права, которые направлены на принятие самостоятельных решений местного самоуправления. Например, правительство отдельно взятого региона страны занимается именно местными вопросами и проблемами неполитического характера в сферах: торговли, туризма, коммунальных услуг, здравоохранения, образования. В то же время, в европейских государствах и при унитарной форме организации регионы стали стремиться к большей самостоятельности, в результате чего стал востребованным процесс децентрализации. Децентрализация (глава 3) сопровождается передачей местным властям широких полномочий в регионе, следовательно, «пресекается волокита», дублирование управленческих функций, а значит, достигается более гибкое и оперативное руководство экономикой региона, активизируется оборачиваемость средств, повышается эффективность развития региональных предприятий. Таким образом, целями региональной экономической политики унитарного государства становятся: сокращение региональной асимметрии в ресурсах и экономическом потенциале, снижение обостряющихся межрегиональных отношений, недопущение сепаратизма и угрозы территориальной целостности унитарного государства. И хотя большинство европейских унитарных государств сегодня все внешние межгосударственные отношения осуществляют через центральные органы, в ближайшем будущем унитарные государства станут эффективно сочетать централизацию и самостоятельность местного самоуправления.
Читать дальше
1. Бердегулова Л.А. Тенденции децентрализации в унитарных европейских государствах / Л.А. Бердегулова, Э.Р. Чернова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2021. – № 1 (47). – С. 12−16. 2. Волкова Г.И. Баскский терроризм и политика регионального автономизма в Испании / Г.И. Волкова // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 2. – С. 93–97. 3. Воронина Е.В. Трансформация бюджетно-налоговых отношений в условиях пандемии / Е.В. Воронина, И.Д. Шамиев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3 (116). – С. 1106–1110. 4. Еремин А.Р. Проблемы определения функций местного самоуправления / А.Р. Еремин // Общественные науки. – 2022. – №2. – С. 132-144. 5. Косов М.Е. Фискальный федерализм как ответная мера на кризис / М.Е. Косов // Вестник экономической безопасности. – 2023. – №1. – С. 226-231. 6. Кремянская Е.А. Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование / Е.А. Кремянская. – М.: МГИМО Университет, 2015. – 146 с. 7. Кузнецова Н.Р. Бюджетный федерализм и его роль в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации / Н.Р. Кузнецова // Самоуправление. – 2021. – № 3 (125). – С. 391–394. 8. Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения / А.В. Нечкин // Теория права. – 2021. – №5(150). – С.132-148. 9. Никлаус А.А. Децентрализованные европейские унитарные государства: траектории эволюции / А.А. Никлаус // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. – 2022. – №4. – С. 21-37. 10. Осипов А. П. Система публичной власти / А.П. Осипов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 1. – С. 73-74. 11. Ревина С.Н. К вопросу о сущности федеративного устройства государства / С.Н. Ревина, М.С. Французова // Международный научно-исследовательский журнал. – №6 (120). – С. 189-192. 12. Смольяков А.А. Российский федерализм: проблемы теории и конституционно-правового регулирования. Курс лекций / А.А. Смольяков. – М.: ГУАП, 2018. – 311 с. 13. Унитарное государство: признаки, список, примеры, виды / Статистика и показатели. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfostat.ru/ unitarnoe-gosudarstvo/ (дата обращения: 19.01.2024). 14. Худолей Д.М. О форме государств зарубежных стран / Д.М. Худолей // Финансовое и международное право. – 2021. – №5. – С. 197-207. 15. Чернова Э.Р. Тенденции развития унитарной модели государственного территориального устройства в современной Европе / Э.Р. Чернова // Общество: политика, экономика, право. 2022. – № 4. – С. 37−42. 16. Яшник А.Н. Проблемы федерализма и пути их решения. Идеология, религия, экономика / А.Н. Яшник. – М.: Издательские решения, 2018. – 282 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Инвестиционная безопасность государства и меры по ее обеспечению
Количество страниц:
35
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Экономика
курсовая работа
3
Количество страниц:
30
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Искусство
дипломная работа
Государственная социальная помощь
Количество страниц:
50
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Право и организация социального обеспечения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image