Введение 3 Глава 1. Современное состояние проблемы исследования нарушений письма 6 1. 1. Психофизиологические предпосылки формирования письма 6 1.2. Этиология и механизмы нарушения письма 9 1.3 Симптоматика и классификация 12 1. 4. Нарушение письма у учащихся младших классов общеобразовательного школы 16 Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции дисграфии у учащихся младших классов 21 2.1. Научно - теоретическое обоснование методико -констатирующего эксперимента 21 Заключение 24 Список использованной литературы 26
РГСУ

Пути логопедического воздействия по коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы

курсовая работа
Педагогика
29 страниц
78% уникальность
2024 год
8 просмотров
Ромашкина Д.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованно
Актуальность исследования обусловлена тем, что дисграфия является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся младших классов общеобразовательной школы. Дисграфия может привести к серьезным трудностям в обучении, включая проблемы с чтением и письмом, а также негативно сказаться на самооценке и мотивации учащихся. Несмотря на то, что логопедическое воздействие является одним из основных методов коррекции дисграфии, его эффективность может варьироваться в зависимости от многих факторов, включая индивидуальные особенности учащихся, их мотивацию и готовность к сотрудничеству. Исследование логопедического воздействия по коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы является актуальным и важным, поскольку дисграфия является распространенной проблемой, которая может привести к серьезным трудностям в обучении и негативно сказаться на самооценке и мотивации учащихся [1, стр. 116]. Эффективность логопедического воздействия может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, их мотивации и готовности к сотрудничеству. Поэтому исследование путей логопедического воздействия по коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы позволит выявить наиболее эффективные методы и стратегии, которые помогут логопедам и учителям эффективно работать с учащимися, страдающими от дисграфии, и обеспечить им успешное обучение и развитие. Разработка эффективных методик и стратегий, основанных на результатах исследования, позволит улучшить результаты обучения и повысить качество жизни учащихся. Это поможет учащимся преодолеть трудности, связанные с дисграфией, и достичь лучших результатов в учебе. Кроме того, улучшение результатов обучения и повышение качества жизни учащихся положительно скажется на их самооценке, мотивации и общем благополучии. Таким образом, исследование путей логопедического воздействия по коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы позволит выявить наиболее эффективные методы и стратегии, которые помогут логопедам и учителям эффективно работать с учащимися, страдающими от дисграфии, и обеспечить им успешное обучение и развитие. Цель исследования - теоретические и методические основы работы по преодолению дисграфии. Объектом исследования является процесс усвоения навыков письма детьми младшего школьного возраста. Предмет исследования - пути логопедического воздействия по коррекции дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Из цели исследования вытекают его основные задачи: 1. Рассмотреть современное состояние проблемы исследования нарушений письма. 2. Изучить психофизиологические предпосылки формирования письма. 3. Рассмотреть этиологию и механизмы нарушения письма. 4. Рассмотреть симптоматику и классификацию дисграфии. 5. Провести констатирующий эксперимент. Проанализировать результаты. Методологической основой исследования являлись: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, система обучения начальному чтению Д.Б. Эльконина; концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн). В ходе работы были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, метод наблюдения, констатирующий эксперимент. В структурном отношении данная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы. В списке использованной литературы 24 источника.
Читать дальше
1. 1. Психофизиологические предпосылки формирования письма В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих. По данным исследований нарушение письменной речи является наиболее распространённой формой речевой патологии учащихся младших классов [18, стр. 75]. Число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30% от общего числа учащихся, и составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей [18, стр. 76]. Письменная речь формируется на базе устной. Письменная речь несколько отличается от устной речи по своей структуре. Отличия устной речи от письменной речи заключаются в том, что в функциональную систему обеспечивающих процессы письма и чтения включаются не только собственно речевые структуры головного мозга, но и подключаются зрительные анализаторы зрительного восприятия, пространственного анализа и синтеза, функция движений руки при письме, функция движения глаз по строке и по странице как вовремя письма, так и во время чтения [13, стр. 37]. Письмо — это сложный психофизиологический процесс, который требует участия различных систем организма. Рассмотрим психофизиологические предпосылки формирования письма: 1. Моторные навыки.
Читать дальше
2.1. Научно - теоретическое обоснование методико -констатирующего эксперимента Коррекция дисграфии у учащихся младших классов — это процесс, который включает в себя комплекс специальных упражнений и занятий, направленных на устранение ошибок в письме. Для успешной коррекции дисграфии необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и причины возникновения дисграфии. Методико-констатирующий эксперимент — это один из этапов исследования, который проводится для определения уровня развития навыков письма у учащихся младших классов. В ходе эксперимента проводится тестирование, которое позволяет выявить наличие дисграфии и определить ее степень. Научно-теоретическое обоснование методико-констатирующего эксперимента заключается в том, что он позволяет получить объективную информацию о состоянии навыков письма у учащихся младших классов. Это позволяет разработать индивидуальную программу коррекции дисграфии, которая будет наиболее эффективной для каждого ребенка [6, стр. 50]. Для организации логопедической работы необходимо выявить трудности письма у младших школьников. Теоретические основы проблемы преодоления нарушения письма, дисграфии у младших школьников, изложенные нами в 1 главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных условий, способствующих ее разрешению. Для изучения трудностей письма младших школьников базе __________________________________________ был проведен эксперимент. Изучались проявления дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Читать дальше
Психофизиологические предпосылки формирования письма включают в себя различные психологические и физиологические механизмы. Письмо является сложным процессом, включающим в себя восприятие, анализ, синтез, кодирование и воспроизведение информации. Нарушение письма может быть вызвано различными факторами, такими как нарушения слуха, зрения, моторики, а также психологическими факторами, такими как тревожность, стресс, депрессия. Этиология и механизмы нарушения письма могут быть связаны с нарушением процессов восприятия, анализа, синтеза, кодирования и воспроизведения информации. Нарушение письма может проявляться в виде различных симптомов, таких как трудности с написанием букв, слов, предложений, а также проблемы с орфографией и грамматикой. Симптоматика и классификация нарушений письма могут быть различными и зависят от типа и степени нарушения. Классификация нарушений письма может быть основана на различных критериях, таких как степень нарушения, тип нарушения, возраст пациента и другие факторы. Нарушение письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы может быть вызвано различными факторами, такими как недостаточная развитость высших психических функций, проблемы с восприятием, анализом, синтезом информации, а также социально-психологические факторы. Симптомы нарушения письма у учащихся младших классов могут проявляться в виде различных симптомов, таких как трудности с написанием букв, слов, предложений, а также проблемы с орфографией и грамматикой. Особое внимание было уделено исследованию нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются дети при формировании письма, и предложены методики и экспериментальные подходы для их решения. Научно-теоретическое обоснование методико-констатирующего эксперимента позволяет более точно определить эффективность применяемых методик и корректировать их при необходимости. Результаты исследования могут быть использованы для разработки индивидуальных программ работы с детьми, страдающими от нарушения письма, а также для обучения педагогов и специалистов, работающих с этой категорией детей. В целом, проведенное исследование позволяет более глубоко понять проблемы нарушения письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы и предлагает практические рекомендации по их решению.
Читать дальше
1. Астахова, Л. Б. Реализация семейно-центрированного подхода в процессе логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их родителей / Л. Б. Астахова // Пед. образование в России. – 2017. – № 9. – С. 113–119. 2. Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1-5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приемы/ Е.Д. Бурина. – СанктПерербург: КАРО, 2016. – 192 с. 3. Воронина, Т. П. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2022. - 96 c. 4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2020. – 519 с. 5. Гришанова, И.А. Особенности нарушения письма у младших школьников / И. А. Гришанова, В. А. Вахрушева // Инновационные процессы в системе образования: материалы ХIV итоговой науч.-практ. конф. / под ред. С. Л. Скопкаревой. – Ижевск: Шелест, 2020. – С. 46-48. 6. Грушевская, М.С. Дисграфия у младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.С. Грушевская. – М., 2018. – C. 264. 7. Дерюгина, А. С., Медведева Е. Ю. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. - С. 63-66. 8. Деткина, Ю. А. Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной и зарубежной литературе / Ю. А. Деткина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 412-414. 9. Дубынина, Т. Е. Причины возникновения дисграфии у младших школьников / Т. Е. Дубынина // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам XVII Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 17 дек. 2018 г. / редкол.: Н. П. Ходакова [и др.]. – Новосибирск, 2018. – С. 7–10. 10. Зегебарт, Г. М. Коррекция дисграфии / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2021. - 120 c. 11. Коннова, О. В. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников / О. В. Коннова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 123-125. 12. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи/ А.Н. Корнев – Москва, 2007. – 119 с. 13. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекции/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова — Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. — 224 с. 14. Лодатко, Е. А. Типология педагогических моделей / Е. А. Лодатко // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. – 2014. – № 1. – С. 126–128. 15. Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2022. - 128 c. 16. Макарова, Е. А. Физиологические и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с дисграфией / Е. А. Макарова // Педагогический форум: Сборник статей V Международной научнопрактической конференции, Пенза, 15 июня 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 142-147. 17. Оглобина, И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислалии у младших школьников /И.Ю. Оглобина.– М.: Владос,2015. – 64 с. 18. Пилипенко, О. П. Диагностика предрасположенности к дисграфии учащихся первого класса [Текст] / О. П. Пилипенко // Логопед. - 2014. - №6. - С. 74-76. 19. Потапова, Т. Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях [Текст] / Т. Потапова // Коррекционно-развивающее образование. - 2014. - №2. - С. 44-45. 20. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2020. - 280 c. 21. Тушенцова, М. В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Тушенцова, Т. А. Карандаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 561-563. 22. Фадеева, Ю. А. Формы коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников / Ю. А. Фадеева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 36-37. 23. Чистякова, О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2-4 классы / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2021. - 466 c. 24. Ярымчук, Т. Е. Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших школьников / Т. Е. Ярымчук, Е. П. Рыжевич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 133-134.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Вентиляция промышленного здания
Количество страниц:
26
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Кондиционирование и системы вентиляции
реферат
Стандарты качества оказания фитнес-услуг. Ключевые факторы качественного сервиса в фитнес-индустрии
Количество страниц:
13
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Оказание международных логистических услуг. На примере компании Amazon
Количество страниц:
72
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Логистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image