Введение 3 Глава 1. Конституционные основы компетенции Российской Федерации 5 1.1. Основные положения Конституции РФ, регулирующие распределение компетенций 5 1.2. Полномочия федеральных органов власти в РФ 6 Глава 2. Компетенция субъектов Российской Федерации 15 2.1. Правовые основы полномочий субъектов РФ 15 2.2. Анализ разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами 16 Заключение 21 Список использованных источников 23
ИГУ
2 курс

Компетенция РФ и ее субъектов

курсовая работа
Право
26 страниц
40% уникальность
2024 год
9 просмотров
Александр М.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованны
В современном мире Российская Федерация (РФ) занимает важное место как на глобальной, так и на региональной арене. Страна обладает огромными территориальными ресурсами, богатством природных ресурсов, а также обширным населением. Однако, её успех и устойчивое развитие во многом зависят от эффективности взаимодействия между центральным правительством и её субъектами - регионами и республиками. Тема «Компетенция РФ и её субъектов» становится особенно актуальной в свете постоянно меняющейся политической, экономической и социальной обстановки как внутри страны, так и на мировой арене. Стремление к более эффективному управлению и увеличению степени автономии регионов являются важными вызовами для России. В этом контексте исследование компетенции РФ и её субъектов становится неотъемлемой частью анализа политической системы страны. Курсовая работа на данную тему позволит глубоко исследовать структуру и механизмы взаимодействия между РФ и её субъектами, выявить ключевые проблемы и вызовы, а также предложить рекомендации по улучшению системы управления. Такой анализ имеет важное значение для понимания современных вызовов и перспектив развития Российской Федерации, а также для разработки более эффективных политических и административных решений на федеральном и региональном уровнях. Объектом исследования в данной курсовой работе является система компетенции Российской Федерации (РФ) и её субъектов, то есть механизмы распределения власти и ответственности между центральным правительством и региональными уровнями управления. Предметом исследования являются особенности функционирования и взаимодействия между РФ и её субъектами, включая анализ конституционных норм, законодательных актов, политических процессов и административных практик, которые определяют сферы компетенции и полномочий каждого уровня власти. Целью данной курсовой работы является проведение всестороннего анализа системы компетенции РФ и её субъектов с целью выявления ключевых аспектов её функционирования, актуальных вызовов и перспектив развития. Задачи: 1. Изучить основные положения Конституции Российской Федерации, регулирующие распределение компетенций между федеральным центром и регионами. 2. Рассмотреть полномочия федеральных органов власти в Российской Федерации и их роль в системе управления. 3. Изучить правовые основы полномочий субъектов РФ, включая анализ законодательных актов, которые определяют их компетенцию. 4. Проанализировать разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, выявляя ключевые аспекты и проблемы в этой области. Теоретической основы работы стали труды таких ученых как О. В. Бикаев, С. В. Ведяшкин, А. В. Илюшин, Е. В. Гаврилов, А. Х. Галаев, Ф. Т. Картоева, З. И. Келиматов, В. С. Гребнев, И. В. Зернов и других Методология исследования основывается на общенаучных и частнонаучных методах, которые позволяют приобрести и сгруппировать новые знания об объекте исследования. Данная работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается конституционные основы компетенции Российской Федерации. Во второй – компетенция субъектов Российской Федерации  
Читать дальше
1.1. Основные положения Конституции РФ, регулирующие распределение компетенций Основные положения Конституции Российской Федерации, касающиеся распределения компетенций, являются фундаментальными для понимания структуры и функционирования государственной власти в РФ . Это направление анализа требует углубленного изучения конституционно-правовых норм, определяющих распределение полномочий между различными уровнями власти. В соответствии с Конституцией РФ, федеративное устройство государства основывается на ее суверенитете и территориальной целостности, разделении властей, равноправии и самоопределении ее субъектов. Рассмотрение начинается с анализа статей 71 и 72 Конституции РФ, которые определяют предметы ведения и полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации . Статья 71 Конституции РФ устанавливает исключительную компетенцию федеральных органов власти. К таким компетенциям относятся вопросы внешней политики, обороны и безопасности, регулирование федерального бюджета, федеральных служб, управление федеральной собственностью, и пр. Это означает, что только федеральные органы имеют право законодательного регулирования в этих областях, исключая возможность вмешательства субъектов Федерации. В свою очередь, статья 72 Конституции РФ описывает совместную компетенцию федерального центра и субъектов. К таким областям относятся, например, обеспечение согласованности законодательства, охрана прав и свобод человека и гражданина, образование, здравоохранение, установление основных начал налоговой и кредитной систем. Это означает, что в этих сферах возможно и необходимо взаимодействие и координация усилий между федеральным центром и субъектами .
Читать дальше
2.1. Правовые основы полномочий субъектов РФ Правовые основы полномочий субъектов Российской Федерации заложены не только в Конституции РФ, но и в ряде других нормативно-правовых актов, а также в позициях, занимаемых конституционным и федеральным законодательством. Основным документом, определяющим структуру и функции субъектов Федерации, является Конституция РФ, в частности статьи 5, 72 и 78. Эти статьи закрепляют равноправие субъектов РФ, определяют сферы их собственных полномочий и устанавливают порядок делегирования полномочий от федерального центра к субъектам. Статья 5 Конституции РФ подчеркивает, что субъекты РФ обладают равноправием в отношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие выражается в возможности субъектов принимать свои конституции и законы, которые действуют на их территории, при условии, что они не противоречат федеральному законодательству . Согласно статье 72 Конституции РФ, субъекты Российской Федерации обладают собственными полномочиями в определенных сферах, таких как управление местными делами, регулирование вопросов местного значения и другие. Это означает, что в данных сферах субъекты Федерации имеют исключительное право законодательного регулирования, не завися от федерального центра. Статья 78 Конституции РФ устанавливает, что федеральные органы власти могут делегировать выполнение части своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ, что реализуется через федеральные законы или соглашения между федеральными органами и органами субъектов Федерации. Такие соглашения позволяют более эффективно решать вопросы местного значения, а также способствуют разграничению полномочий между различными уровнями власти.
Читать дальше
Курсовая работа «Компетенция РФ и ее субъектов» представляет собой всесторонний анализ конституционно-правовых аспектов распределения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. В рамках работы были рассмотрены как теоретические основы, так и практическое применение норм, регулирующих компетенцию на различных уровнях власти. Основываясь на анализе конституционных положений, федерального и регионального законодательства, а также судебной практики, можно сделать ряд заключительных выводов и обобщений. Прежде всего, курсовая работа подчеркивает, что конституционное устройство Российской Федерации основывается на принципах федерализма и разделения властей, что обеспечивает динамичное взаимодействие и баланс между различными уровнями государственной власти. Федеративное устройство России, закрепленное в Конституции, является фундаментом для определения и реализации полномочий как федеральными органами власти, так и субъектами Федерации. Такой подход способствует укреплению государственного суверенитета, обеспечению прав и свобод граждан, а также учитывает многообразие и уникальность регионов России. Исследование показало, что исключительные полномочия федерального центра, включая вопросы внешней политики, обороны, федерального законодательства и финансов, играют ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности государства. Федеральные органы власти несут ответственность за поддержание единства юридического пространства и выполнение международных обязательств России. В то же время совместные полномочия федерального центра и субъектов Федерации, такие как управление федеральными ресурсами, защита прав и свобод граждан, образование и здравоохранение, отражают необходимость согласованной работы и взаимодействия на разных уровнях для достижения общенациональных целей. Собственные полномочия субъектов Федерации, определяемые конституционным и законодательным регулированием, подчеркивают значимость регионального самоуправления и инициативы в решении местных вопросов. Такое распределение полномочий способствует развитию местной демократии, учитывает специфику и потребности различных регионов и стимулирует социально-экономическое развитие на местном уровне. Вместе с тем, важность соблюдения общегосударственных интересов и законодательства обуславливает необходимость координации и взаимодействия между федеральным центром и региональными властями. В курсовой работе также отмечается роль Конституционного Суда Российской Федерации в разрешении споров, связанных с распределением полномочий между федеральным центром и субъектами. Судебная практика Конституционного Суда способствует уточнению границ полномочий, обеспечивает правовую защиту прав и интересов субъектов Федерации и поддерживает конституционный порядок в стране. Таким образом, компетенция РФ и ее субъектов представляет собой сложную и многогранную систему, основанную на конституционных принципах федерализма и разделения властей. Эта система требует постоянного анализа и адаптации к изменяющимся условиям, а также гарантирует устойчивое функционирование государственной машины, обеспечение прав и свобод граждан, а также эффективное решение социально-экономических задач на всех уровнях государственного управления. В заключение можно утверждать, что глубокое понимание компетенции РФ и ее субъектов является ключевым фактором для развития правовой системы и демократии в Российской Федерации. 
Читать дальше
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022 2. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета, N 294, 27.12.2021 Специальная литература 3. Бикаев, О. В. Участие органов государственной власти субъектов РФ в федеральном законодательном процессе (на материалах СФО) / О. В. Бикаев // МНСК-2019. Государство и право : Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 14–19 апреля 2019 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2019. – С. 174-175 4. Васильева, А. А. Федеральные органы государственной власти РФ и их полномочия в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина / А. А. Васильева, А. С. Мендурова // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ науки и ОБРАЗОВАНИЯ : сборник статей XXV Международной научно-практической конференции : в 3 ч., Пенза, 20 декабря 2022 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 160-163 5. Ведяшкин, С. В. Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ / С. В. Ведяшкин, А. В. Илюшин // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2019. – № 31. – С. 53-62 6. Гаврилов, Е. В. О некоторых проблемах федерального законодательного регулирования перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ / Е. В. Гаврилов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2020. – № 4. – С. 17-20 7. Галаев, А. Х. Полномочия Президента РФ, связанные с формированием федеральных органов государственной власти / А. Х. Галаев, Ф. Т. Картоева, З. И. Келиматов // Инновационная наука. – 2020. – № 12. – С. 97-99 8. Гребнев, В. С. Проблемы Федерального законодательного регулирования перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления / В. С. Гребнев // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – Т. 1, № 44. – С. 216-220 9. Дамба, Д. А. Проблемы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти РФ в сфере трудовых отношений / Д. А. Дамба // НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Пенза, 17 января 2020 года. Том Часть 3. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 110-112 10. Епифанова, Е. В. О некоторых организационных проблемах деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (административно-правовой аспект) / Е. В. Епифанова // Юридический вестник Кубанского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 28-36 11. Зернов, И. В. Полномочия органов публично-правовых образований по защите прав человека / И. В. Зернов // Пролог: журнал о праве. – 2020. – № 3(27). – С. 3-9 12. Иптышева, Е. Н. Административно - договорные соглашения о передаче части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ / Е. Н. Иптышева // АКТУАЛЬНЫЕ вопросы РАЗВИТИЯ научных исследований: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ и ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД : сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Саратов, 22 августа 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 186-189 13. Галаев, А. Х. Полномочия Президента РФ, связанные с формированием федеральных органов государственной власти / А. Х. Галаев, Ф. Т. Картоева, З. И. Келиматов // Инновационная наука. – 2020. – № 12. – С. 97-99 14. Мальчугина, О. С. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ в социальной сфере / О. С. Мальчугина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции : в 3 ч., Пенза, 15 июня 2019 года. Том Часть 3. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 164-169 15. Михнев, И. П. Обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры: полномочия федеральных органов государственной власти РФ / И. П. Михнев, С. В. Михнева // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности : Сборник материалов Международной научной конференции, Костанай, 27–29 мая 2019 года. – Костанай: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 275-278 16. Никишин, Д. Л. Правовой механизм реализации вопросов разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений / Д. Л. Никишин // Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 21 апреля 2022 года. – Рязань: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. – С. 127-130. 17. Овсепян, Ж. И. Конституционно-правовая ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ / Ж. И. Овсепян // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2019. – № 4. – С. 65-73 18. Слухай, А. В. Формы и критерии разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ / А. В. Слухай // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 10(37). – С. 819-822 19. Тутаев, Р. Х. Особенности разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления / Р. Х. Тутаев // Современные НАУКОЁМКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 05 февраля 2019 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 154-156 20. Фризен, О. А. К вопросу о единой системе органов публичной власти в Российской Федерации / О. А. Фризен // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 2. – С. 96-100
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Технологический процесс вывода скважины №1 на оптимальный режим работы погружным центробежным электронасосом на месторождении Русском
Количество страниц:
32
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Нефтегазовое дело
курсовая работа
Семантика игрового и зрительского пространства в греческом и римском театре: сравнительный анализ
Количество страниц:
18
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2024
Предмет:
Искусство
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image