Введение 3 Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 6 1.1. Проблема изучения мышления 6 1.2. Особенности словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха 9 1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха 12 Глава 2. Эмпирическое исследование словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха 15 2.1. Констатирующий этап исследования 15 2.2. Коррекционно-развивающая программа развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха 24 2.3. Контрольный этап исследования 29 Заключение 38 Список используемой литературы 41

Развитие словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
61% уникальность
2023 год
8 просмотров
Карпова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 6 1.1. Проблема изучения мышления 6 1.2. Особенности словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха 9 1.3. Современное состояние изучения проблемы словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха 12 Глава 2. Эмпирическое исследование словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха 15 2.1. Констатирующий этап исследования 15 2.2. Коррекционно-развивающая программа развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха 24 2.3. Контрольный этап исследования 29 Заключение 38 Список используемой литературы 41
Читать дальше
Изучение проблемы словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха является в настоящее время актуальной, т.к. количество детей с нарушениями слуха с каждым годом увеличивается.


Окажем помощь в написании курсовой работы , доверьтесь Work5.


В России наблюдается около 1 млн. детей с нарушениями слуха. Следует отметить, что только около 150000 стоят на учете у специалистов-сурдологов. Зарегистрированные данные говорят о том, что родители обращаются за помощью несвоевременно и т.д. В России в дефектологии главным принципом является наиболее ранее выявление отклонений в развитии и разработка, а также реализация коррекционно-развивающей программы работы с детьми. Следует отметить, что наиболее сложный период в онтогенезе является подростковый возраст. Над проблемой развития словесно-логического мышления работают многочисленные ученые, психологи, педагоги, логопеды и многие специалисты в данной области. В учебной литературе можно встретить изучение проблемы развития мышления у подростков с нарушением слуха в трудах С.Н. Костромина, В.А. Борисова, М.И. Ушакова, Л.И. Божович, Т.В, Драгунова, В.В. Тимохина, Л.Л. Кириллова, А.Ф. Ануфриева, В.И. Бельтюкова, В.Н. Келасьева. По мнению В.И. Бельтюкова именно в подростковый возраст закладываются все свойства личности с процессом преобразования [5]. У глухих подростков в большей степени преобладает наглядное мышление. Данная закономерность заключается в том, что подростки мыслят не словами, а образами. Важно учитывать, что подростки с нарушением слуха значительно отстают от развития детей с нормальным развитием. Проявление отставания заключается, например, в познавательной деятельности. У подростков с нарушением слуха обнаруживаются индивидуальные различия в развитии мышления. Наглядное мышление подростков развивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Так, одна четвертая часть подростков с нарушениями слуха имеют развитие наглядного мышления, как и у детей с нормальным развитием. Уровень развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха приближается к половине, но на практике встречается большое количество учеников, у которых нарушено словесно-логическое мышление. Следует отметить, что диспропорция в развитии словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха является результатом обучения детей словесной речи без конкретной дифференциации и использования практических занятий, например, использование игр, изобразительного искусства. Целью исследования является изучение особенностей мышления подростков с нарушением слуха и на основе проведенной диагностики исследования предложить развитие и реализацию коррекционно-развивающей работы. Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:  провести теоретический анализ литературы по теме исследования;  определить особенности словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха;  провести диагностику развития словесно-логического развития;  разработать программу коррекционно-развивающих занятий с подростками с нарушением слуха для развития словесно-логического мышления. В качестве объекта исследования выступает особенность и специфика словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха. В качестве предмета исследования выступает особенность развития словесно-логического мышления у подростков с нарушением слуха при помощи коррекционно-развивающей программы. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие словесно-логического мышления может являться продуктивным при комплексной диагностике и реализации коррекционно-развивающей программы работы с подростками с нарушением слуха. В работе используются следующие диагностические методики исследования:  методика «Количественные отношения» Немов Р.С [43];  методика сравнения понятий Выготского – Сахарова (модифицированная);  методика «Классификация понятий» (Л.С. Выготский и Б.В. Зейгарник) [15]. В работе используются следующие методы исследования:  теоретический анализ литературы;  эмпирический метод исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);  метод количественной, качественной обработки данных. Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам, логопедам, психологам для того, чтобы расширить представления о словесно-образном мышлении подростков с нарушением слуха. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть полезными специалистам при разработке коррекционно-развивающей программы с подростками с нарушением слуха. Исследование проводилось на базе на базе ГОУ ТО «ТОЦО» отделение №3, г. Тула. В исследовании приняли участие 20 подростков с нарушением слуха. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы. Работа иллюстрирована 12 рисунками, 2 таблицами.

Читать дальше
Проведенное исследование в соответствии с поставленными целями и задачами показало, что проблема изучения словесно-логического мышления посвящено огромное количество работ как зарубежных (Ж. Пиаже, Д. Векслер, В. Келлер, Ф. Вернон и другие), так и отечественных ученых (Л. С. Выготский, Розанова Т.В., Соловьев И.М., и другие). Подводя итог всей работы, хочется отметить, что дети с нарушением слуха требуют своевременного выявления проблемы и грамотного подхода к разработке и реализации коррекционной работы. Проведя теоретический анализ основных понятий, мы обозначили особенности психического развития подростков с нарушениями слуха и развития словесно-логического мышления. Они проявляются в резком отставании от нормально слышащих детей, подростки чаще демонстрируют элементарные способы действия (стремятся выполнить по образцу, а не обобщено), им нужно большее количество времени на выполнение заданий. Также особенностями являются: неумение выделять свойства объектов, трудности при категоризации, сравнении и обобщении. Подростки затрудняются при оперировании понятиями, понимании их глубинного смысла, они мыслят достаточно конкретно, процесс абстрагирования также затруднен. В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с подростками с нарушениями слуха на базе ГОУ ТО «ТОЦО» отделение №3, г. Тула, включающая в себя проведение следующих методик: Методика «Количественные отношения» Немов Р.С., Методика сравнения понятий Выготского – Сахарова (модифицированная), Методика «Классификация понятий» (Л.С. Выготский и Б.В. Зейгарник). В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у подростков с нарушением слуха словесно-логическое мышление развито недостаточно, что проявляется в нарушении процессов счета в уме, выстраивания логических цепочек, анализе и синтезе информации, способности к классификации и категоризации, затруднения при обобщении. По результатам, полученным в рамках констатирующего эксперимента, можно утверждать, что большая часть подростков с нарушением слуха имеют средний и низкий уровень сформированности словесно-логического мышления. У подростков нарушены такие важные мыслительные операции как счет и вычисления в уме, анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстрагирование. Далее в работе была составлена программа коррекционно-развивающая программа занятий по развитию словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха. Данный метод коррекционной работы с учащимися со слабым слухом базируется на результатах диагностики, которая была проведена во второй главе данной работы. Разработанная коррекционная программа рассчитана на 12 занятий, форма работы групповая, основной для коррекционной работы явилась игротерапия. Каждое занятие представляет собой комплекс игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления. Полученные на контрольном этапе исследования результаты, свидетельствуют о том, что в контрольной группе у подростков значительных изменений не зафиксировано в показателях. У подростков преобладал низкий и средний уровень развития словесно-логического мышления. В экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика. Число детей, имеющих низкий уровень развития словесно-логического мышления сократился на 14,4%, что означает повышение уровня словесно-логического мышления в целом. Количество детей с высокими показателями сформированности словесно-логического обобщения увеличилось, что свидетельствует о том, школьники стали быстрее анализировать информацию, эффективнее выполнять мыслительные вычислительные операции, более грамотно выстраивать фразы, находить больше признаков у предметов и сравнивать их по разным основаниям. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции словесно-логического мышления подростков с нарушением слуха оказалась эффективной. Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. Новосибирск: Изд – во НИПКиПРО, 2018. – 412 с. 2. Андреева Л. В. Сурдопедагогика: учебник для вузов М.: Академия, 2017.– 572 с. 3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психологические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 2019. – 65 с. 4. Багрова И.Г. и др.; под ред. Речицкой Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 655 с. 5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 2020. – 47 с. 6. Блонский, П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2017. – 269 с. 7. Богдан Н.Н. Специальная психология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. – 220 с. 8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с. 9. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 2018. – 194 с. 10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., Изд-во АПН РСФСР, 2019, – 79 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Системный подход при разработке решений
Количество страниц:
10
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Системный анализ
курсовая работа
Организация работ по ремонту тягового подвижного состава
Количество страниц:
15
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Технологические процессы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image