Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Понятие и структура детско-родительских отношений 5 1.2. Понятие, особенности социализации детей старшего дошкольного возраста 10 1.3. Роль детско-родительских отношений в социализации детей старшего дошкольного возраста 16 Заключение 22 Список литературы 24

Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
25 страниц
44% уникальность
2023 год
6 просмотров
Полякова О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Понятие и структура детско-родительских отношений 5 1.2. Понятие, особенности социализации детей старшего дошкольного возраста 10 1.3. Роль детско-родительских отношений в социализации детей старшего дошкольного возраста 16 Заключение 22 Список литературы 24
Читать дальше
Актуальность. Исследование процесса социализации в отечественной науке становится одной из самых актуальных проблем, к которой обращаются не только психологи, но и социологи, историки, политики. Проблема социальной адаптации личности отражена в исследованиях зарубежных (К. Роджерс, А.


Не бойтесь заказать реферат в Новосибирске , у нас работают профессионалы


Фрейд) авторов, которые подчеркивали значение положительных эмоций для развития детей. Отечественные исследователи (И. С. Кон, М.И. Лисина, Е.В. Субботский) считали, что развитые социальные эмоции регулируют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность. Процесс вхождения в определенную социальную реальность предполагает понимание особенностей этой реальности, принятие ее норм и ценностей как собственных идеалов и ориентиров. Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой. Следует отметить, что социальная адаптация представляет собой первый этап социализации личности, совпадающий с периодом детства. На этом этапе происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями и овладение простыми формами деятельности. Отношения ребенка с миром взрослых считаются особой интегративной формой формирования человека как субъекта общественных отношений, формой практического освоения окружающего мира. Эта форма предполагает наличие у ребенка управляющих отношений, т. е. отношений, играющих решающую роль в его развитии. Такие отношения на протяжении всего периода формирования личности представляют собой многоуровневые отношения с миром взрослых. Эти отношения носят перспективный, прогнозируемый характер, они способствуют формированию новой социальной позиции ребенка, выводят ребенка в иное состояние, в другой мир − во взрослость и находят свое выражение в ведущем виде деятельности на определенном этапе онтогенеза. Само существование такого рода отношений обусловлено, прежде всего, тем, что «...ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых». Большой вклад в изучение процесса социализации внесли следующие авторы: Т.С. Борисова, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Л.С. Ходаковский и другие. Объект исследования: детско-родительских отношений в социализации детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: – проанализировать понятие и структуру детско-родительских отношений, – изучить особенности социализации детей старшего дошкольного возраста; – обосновать роль детско-родительских отношений в социализации детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической, специальной литературы, обобщение педагогического опыта.

Читать дальше
Таким образом, общество уделяет большое внимание социальному развитию личности, и наука определяет социализацию как комплекс всех процессов, благодаря которым человек усваивает и воспроизводит заданную систему знаний, правил, ценностей, позволяющих ему эффективно проживать в качестве полноправного члена общества. Общественные нормы предполагают наличие следующих качеств у индивида: самостоятельность выбора действия и поступка, инициативность в общении и социальной жизни, возложение на себя ответственности за сделанный выбор, за свою жизнь. Для возрастного этапа старшего дошкольного возраста актуален критерий перехода от социальной реактивности к социально активному поведению. Подобное поведение проявляется в возможности внутренней саморегуляции поведения на основе интериоризированных знаний и норм поведения. У дошкольников отсроченный более значимый результат вместо сиюминутного удовольствия. Возрастает потребность в активных действиях, не требующих регуляции со стороны взрослых. Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во–первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во–вторых, эти отношения понимают, как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально–психологические закономерности межличностных отношений. Детско-родительские отношения к семье рассматривается также как интегративно–личностное и социально–психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющие психологическую готовность к семье и браку, а также определенных знаний и умений. Старший дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно поэтому очень важно в этот период заложить основы для формирования социализированной личности. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. У ребенка к концу старшего дошкольного возраста происходит формирование его самосознания, способности к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов. Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а также социальная роль. Процесс социализации старших дошкольников осуществляется через всю систему воспитания и обучения. В детском саду программы воспитательного процесса обеспечивают комплексное решение множества вопросов социального развития таких как, ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром, развитие межличностного общения, приобщение к различного вида играм, включение в разнообразные виды деятельности – игровую, художественно-изобразительную, трудовую, конструкторскую и т.д. Усвоению программного материала далеко не всегда основывается на учете склонностей, перспектив развития каждого отдельного ребенка, его индивидуальных особенностей. Детско-родительские отношения являются решающим фактором в формировании социализации детей старшего дошкольного возраста, нежели общие условия его социального существования.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет. М: Просвещение, 2016. – 230 с. 2. Арефьева Г. С. Социальная активность. – М.: Сфера, 2018. – 155 с. 3. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника. М.: Книга, 2015. – 364 с. 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2015. – 464 с. 5. Безруков О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2023. – 167 с. 6. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. СПб.: СПб АППО, 2022. – 120 с. 7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2017. – 144 с. 8. Галагузова М. А. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 2020. – 377 с. 9. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2016. – 272 с. 10. Гарунов Э.Г. Социализация школьников и проблемы их воспитания. – Махачкала: ДГПУ, 2023. – 76 с. 11. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2014. – 318 с 12. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023.№ 2 (21). С. 3-86. 13. Лидерс А.Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «Глазами ребенка» и «Глазами родителя» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико – биологические науки, 2023 – № 2. С.7–36. 14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. Изд.: Питер. 2019. – 96 с 15. Мудрик А. В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2022. –140 с 16. Малышева О. А. Социальное развитие дошкольников / О.А. Малышева, И.А. Килина // Дошкольная педагогика. – 2023. – №8. – С. 2–48. 17. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2015. – 321 с. 18. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МОДЭК, 2018. – 151 с. 19. Матвеева М.А. Проблема детско–родительских отношений в современной психолого–педагогической литературе // Новая наука: От идеи к результату. – 2022. – № 10–2. – С. 141–144. 20. Столин В.В. Самосознание личности. М, 2018. – 150 с. 21. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии 2019. № 6. С. 5–46 22. Яворская С.Ю. Детско-родительские отношения как фактор успешного развития ребенка // ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(29) 2019. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-lichnostnogo-i-sotsialnogo-blagopoluchiya-rebenka
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Идеалы и образцы современной молодежи
Количество страниц:
25
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Политология
курсовая работа
проектирование АС учёта и оптимизации транспортных расходов на предприятии
Количество страниц:
30
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Организация обслуживания гостей в процессе проживания
Количество страниц:
21
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image