Анализ финансово - экономического состояния предприятия является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Результаты анализа финансово - экономического состояния ложатся в основу разработки основных направлений финансово-экономической политики предприятия, и от качества и полноты анализа финансового состояния, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
Практические аспекты анализа финансового состояния исследованы на примере дочернего китайской компании Haier - ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус», которая реализует бытовую технику и электронику на территории РФ.
При анализе финансового состояния предприятия, нужно учитывать внешнюю среду, в которой оно функционирует. Анализ внешней среды показал, что российский рынок бытовой электроники проявляет тенденцию наращивания объемности рынка и в оценке физических показателей и в оценке стоимостных индикаторов.
Согласно данным исследования «Рынок бытовой электроники в России, влияние санкций 2022: исследование и прогноз до 2026 года», проведенного маркетинговым агентством Роиф Эксперт в 2022 году, объем рынка бытовой электроники достиг темпа роста в 19% в оценке натуральных величин в годовом рассмотрении, по стоимостным индикаторам рынок бытовой электроники увеличился на 49 миллиардов рублей.
С учетом текущей ситуации в экономике России, а также поведения ряда иностранных компаний, прогнозируемая динамика движения объемности товарных потоков в оценке натуральных и стоимостных индикаторов будет носить разновекторную направленность. Для рынка бытовой электроники в РФ в целом по итогам 2022 года будет характерна высокая динамика и максимальный объем рынка по стоимости.
Ключевой тенденцией рынка бытовой электроники является максимальное увеличение закупок бытовой электроники импортного производства. Совокупные объемы закупок импортной бытовой электроники демонстрируют абсолютно максимальные показатели и превышают предыдущие показатели на 709 миллионов долларов.
Финансовые результаты ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» полностью подтверждают данную тенденцию.
Так, выручка ООО «ХАР» в 2022 году увеличилась по сравнению с 2020 годом в 2 раза и составила 62,8 млрд. руб. Прибыль от продаж по сравнению с 2020 годом выросла почти в 5 раз. Чистая прибыль в 2022 году составила 6,1 млрд. руб., что в 5 раз больше, чем 2021 году. Рентабельность основной деятельности, продаж, активов и собственного капитала в 2022 году выше показателей предыдущих лет.
Анализ финансового состояния ООО «ХАР» показал, что 2020-2022 годах, отмечена положительная динамика ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия.
Структура источников формирования имущества ООО «ХАР» характеризует финансовое положение, как стабильное, так, как его деятельность финансировалась преимущественно за счет собственного капитала, а его доля в источниках формирования имущества компании на конец 2022 года составила 58,8%.
Анализ ликвидности баланса ООО «ХАР» показал, что в 2020 - 2022 годах у компании отсутствует абсолютная ликвидность активов, что означает, что денежных средств и краткосрочных финансовых вложений недостаточно, чтобы немедленно расплатиться по своим долгам перед контрагентами.
При этом компания обладает удовлетворительной платежеспособностью, так, как на конец 2022 года оборотные средства полностью покрывают краткосрочную кредиторскую задолженность.
На рост деловой активности положительное влияние оказал рост выручки от реализации, что характеризуется ускорением оборачиваемости всех активов по сравнению с предыдущим периодом, а следовательно, снижается потребность в привлечении дополнительных средств в оборот, чтобы продолжать свою коммерческую деятельность.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Мировые производители электроники и бытовой техники покинули российский рынок в 2022 году.
Страны запада, вводя санкции, хотели изолировать Россию, путем отключения российских банков от SWIFT, закрытия воздушного пространства и границ, лишения потребительских товаров, прекращения оказания услуг международной доставки.
В 2022 году многие производители электроники и бытовой техники объявили о сворачивании деятельности в России. Оставшиеся компании из–за нарушенных логистических цепочек сократили поставки. Россияне ответили на события ажиотажным спросом, опасаясь, что больше не получится купить товары полюбившихся марок — Samsung, Sony, Panasonic, Hitachi, Sharp, Yamaha. Представители ушедших организаций заявляют о том, что остановка продаж в России носит временный характер, не называя точный срок своего возвращения.
После ухода иностранных производителей бытовой техники и электроники в стране образовался высокий спрос на данные товары. Оставшиеся складские запасы были распроданы за несколько месяцев. Для насыщения рынка предприняты попытки заполнить полки магазинов отечественными брендами и товарами из дружественных стран.
В значительной степени укрепили позиции на российском рынке китайские поставщики. Бренд Haier после ухода южнокорейских конкурентов стал лидером продаж по холодильникам и стиральным машинам. Продукция данной марки производится на базе немецких технологий, поэтому соответствует по качеству ведущим мировым маркам.
В связи со сложившимися тенденциями можно прогнозировать, что в краткосрочном периоде компании ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» предоставляется прекрасная возможность нарастить продажи, увеличить прибыль и улучшить финансовые показатели своей деятельности.