Введение 3 1 Теоретические основы развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 6 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6 1.2 Проблема развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15 2 Практико-ориентированные основы развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 26 2.1 Диагностика уровня развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 26 2.2 Проектирование и реализация коррекционно-педагогической деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 35 2.3 Рекомендации по проведению игр на развитие мыслительных операций детей младшего школьного возраста 39 Заключение 44 Список используемых источников 46 Приложение А 51

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
51% уникальность
2023 год
6 просмотров
Скорина Ж.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Теоретические основы развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 6 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6 1.2 Проблема развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15 2 Практико-ориентированные основы развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 26 2.1 Диагностика уровня развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 26 2.2 Проектирование и реализация коррекционно-педагогической деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития 35 2.3 Рекомендации по проведению игр на развитие мыслительных операций детей младшего школьного возраста 39 Заключение 44 Список используемых источников 46 Приложение А 51
Читать дальше
Актуальность исследования. В процессе онтогенеза человека проходит множество различных этапов, так или иначе влияющих на его дальнейшую жизнедеятельность. Один из таких этапов, попадающих на сенситивный период развития ребенка и в дальнейшем определяющий успешность получения им образования, является переход ребенка от возрастного этапа старшего дошкольника к этапу младшего школьника, что непосредственно связано с множеством влияющих на ребенка факторов новой среды. И от того, как быстро младший школьник сможет адаптироваться к новой обстановке, как быстро сможет усваивать научный материал образовательной программы и насколько хорошо будут сформированы его основные познавательные функции, будет зависеть успешность прохождения данного возрастного этапа. Несомненно, невозможно точно утверждать о том, насколько соотносимы научные предположения психологии о возрастных этапах, времени их наступления и прохождения, с реальностью. Не всегда формирование структуры организма укладывается во временные рамки, что в итоге приводит к недостаточной сформированности определенных психических функций. В лучшем случае такие процессы обратимы, но урон, причиненный подобным дефектом, может значительно отражаться на способности ребенка усваивать материал. Одним из таких обратимых, но значительно влияющих на способность младшего школьника к обучению, является наличие у него задержки психического развития. Данный дефект с точки зрения психологии не является критичным и имеет обратимый эффект, но именно в младшем школьном возрасте ЗПР способна нанести обучающему наиболее серьезный ущерб. Помимо того, что у обучающегося должным образом не сформируется позиция ученика, а, следовательно, и мотивация к получению знаний также будет заметно снижена.


Хотите узнать, где заказать реферат по транспорту? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


Низкий уровень развития саморегуляции ребенка с ЗПР не позволит ему сосредотачиваться и концентрироваться на учебном процессе, а особенности развития внимания и памяти не позволят хорошо запоминать и воспроизводить учебный материал. Основной познавательный процесс, благодаря которому происходит сам процесс научения – мышление - также находится под влиянием деструктивных изменений мозга. При задержке психического развития сам процесс мышления и основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, не будут достаточно сформированы. С учетом того, что такая аномалия развития, как ЗПР, способна проявится у обучающегося на любом этапе получения образования, данная тема является важной для исследования. Знание факторов, приводящих к возникновению задержки психического развития, их выявление и своевременное устранение могут решить множество проблем, связанных с неуспеваемостью младшего школьника и повысить уровень его способности к обучению в будущем. Исследования по проблеме образования обучающихся младших классов с задержкой психического развития проводились специалистами разного профиля: психологами (З. И. Калмыкова, И. А. Коробейников, Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, Н. П. Слободяник и др.); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, С. Г. Шевченко и др.). Несмотря на достаточно большой материал, описанный в трудах исследователей, проблема успешного обучения школьника с ЗПР, а также сопровождение и коррекция данного дефекта остается немаловажной темой для исследования, так как в современном мире появились новые факторы возникновения данного дефекта, а также появились новые возможности по его устранению. Объект исследования: мыслительные операции младших школьников с задержкой психического развития. Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования: разработать и апробировать программу развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1) изучить и проанали зировать психолого-педагогическую литер атуру по проблеме исследования; 2) подобрать методики и выявить уровень развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития; 3) разработать содержание коррекционно-педагогической деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития Логика построения работы: работа состоит из введения, двух разделов (теоретические основы развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития; практико-ориентированные основы развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития), заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
Познание невозможно без такого мыслительного процесса как мышление. Логическое мышление младших школьников с ЗПР несовершенно. Первоначально ученики могут выполнять только простые логические операции на конкретном материале, но постепенно ученики начинают сравнивать, анализировать и т.п. объекты не только по внешним признакам, но и по абстрактным, на основе собственного опыта и умозаключений. Для развития логического мышления учителя начальных классов используют различные приемы, в основном на уроках математики, русского языка, чтения. Для достижения цели констатирующего исследования был организован эксперимент. Исследование проходило на опытно–экспериментальной базе: МБОУ «Шиморская СШ» Нижегородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3-4 классов младшего школьного возраста, в количестве 10 человек, возраст испытуемых 9-10 лет. Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методы наблюдения, анализ учебно-методической документации учителей, методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», «Выявление общих понятий». Анализ материалов констатирующего исследования показал, что младшие школьники имеют потенциальные возможности к выполнению логических операций при выполнении заданий. Всем ученикам задания были очень интересны, было видно, что дети с удовольствием приступали к их выполнению, но также многие в своей деятельности были пассивны в их выполнении, боялись совершить ошибку, действовали неуверенно. Анализ результатов методик также показал, что уровень развития мышления у младших школьников недостаточен для полноценного обучения в школе. С целью развития логического мышления у младших школьников были спланированы и проведены дополнительные занятия по развитию логического мышления. Учителей познакомили с различными технологиями и приемами, которые можно использовать в классе, обучающемуся по традиционной программе, и которая в большей степени направлена на развитие мышления. Применение различных методов обучения на уроках в начальных классах способствует появлению новых возможностей, связанных с установлением межличностного взаимодействия учащихся друг с другом, а также с учителем путем диалога в процессе усвоения учебного материала и повышает ее эффективность. Были предложены различные игры, направленные на развитие мыслительных операций, а также на уроках предлагались обучающимся всевозможные игры и задания, которые способствовали как общему развитию интеллектуальных способностей детей, так и умению использовать приемы анализа, синтеза, обобщения, сравнения и др. Все обучающиеся охотно шли на контакт, с удовольствием принимали участие в выполнении заданий, хотя некоторые ученики в начале эксперимента несколько терялись при выполнении заданий, боялись ошибиться и получить неодобрение или наказание со стороны экспериментатора. В ходе данного исследования была изучена различная и вполне достаточная литература по теме работы, были подобраны необходимые методики для проведения формирующего эксперимента, были разработаны задания по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Айзман, Р. И. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н.И.Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07272-3. — Текст : непосредственный. 2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика умственного развития детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / М.К.Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10899-6. — Текст : непосредственный. 3. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : практическое пособие / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-11068-5. — Текст : непосредственный. 4. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 129 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11117-0. — Текст : непосредственный. 5. Белошистая, А. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В.Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 129 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11554-3. — Текст : непосредственный. 6. Бойков, Д. И. Обучение и организация различных видов деятельности общения детей с проблемами в развитии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13325-7. — Текст : непосредственный. 7. Булатова О. В. Особенности познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Булатова. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. 2009. — №10. — С. 327-333. 8. Быханова, Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в начальной школе / Т. П. Быханова, Ю. А. Нырова. — Текст : непосредственный. // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Барнаул, 24-25 февраля 2017. — С. 102-104. 9. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07532-8. — Текст : непосредственный. 10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11695-3. — Текст : непосредственный. 11. Гаджимагомедова Т. Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР / Т. Г. Гаджимагомедова. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №13. — С. 300-307. 12. Глоба Н. В. Особенности когнитивной и личностной децентрации младших школьников с задержкой психического развития / Н. В. Глоба. - Текст : непосредственный // Гаудеамус. — 2006. — Т.2. — №10. — С. 78-90. 13. Гребенева, Н. А. К вопросу мониторинга речевого развития младших школьников с ЗПР в условиях их дифференцированного образования / Н. А. Гребенева. — Текст : непосредственный // Современные научные исследования и разработки. — 2017. — №2 (10). — С. 290-291. 14. Денисова, М. С. Снижение учебной мотивации как причина возникновения трудностей в обучении у младших школьников с ЗПР / М.С.Денисова. — Текст : непосредственный. // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России. Магнитогорск, 31 мая – 01 июня 2017. — С. 107-111. 15. Донцов, Д. А. Психология познавательных процессов : учебное пособие для вузов / Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич ; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06012-6. — Текст : непосредственный. 16. Комиссарова, А. Ю. Условия овладения младшими школьниками с ЗПР навыками чтения в общеобразовательной школе / А. Ю. Комиссарова. — Текст : непосредственный. // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — №41. — С. 708-709. 17. Корниенко, М. Н. Эффективные стратегии в организации коррекции речи младших школьников с ЗПР в условиях реализации ФГОС / М.Н.Корниенко, Г. В. Курдюмова. — Текст : непосредственный. // Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях внедрения ФГОС. 24-25 апреля 2018. — С. 25-43. 18. Куликова, О. В. Формирование учебной мотивации в начальных классах у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / О. В. Куликова. — Текст : непосредственный. // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. — 2017. — №1. — С. 246-250. 19. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00393-2. — Текст : непосредственный. 20. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11488-1. — Текст : непосредственный. 21. Мищенко, З. И. К вопросу о проектировании профессиональной готовности учителя начальных классов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования / З. И. Мищенко. — Текст : непосредственный. // Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования: современный научный поиск. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию факультета. Курск, 2013. — С. 49-53. 22. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00249-2. — Текст : непосредственный. 23. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 275 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10873-6. — Текст : непосредственный. 24. Омарова П. О. Характеристика социального развития детей с задержкой психического развития / П. О. Омарова. - Текст : непосредственный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2010. — №125. — С. 69-75. 25. Панферов В. Н. Общая психология. Основные психические явления : учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, А. В. Микляева, П. В. Румянцева, М. С. Андронова ; под редакцией В. Н. Панферова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5928-4. — Текст : непосредственный. 26. Покаместова О. В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе / О. В. Покаместова. - Текст : непосредственный // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — №12 (30). — С. 126-127. 27. Руденский, Е. В. Психология ненормативного развития личности : учебное пособие для вузов / Е. В. Руденский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07970-8. — Текст : непосредственный. 28. Федорова, Н. В. Особенности развития операций классификации, обобщения и абстрагирования у младших школьников с задержкой психического развития / Н. В. Федорова. - Текст : непосредственный // Омский психиатрический журнал. — 2016. — №4 (10). — С. 30-32. 29. Федорова, Н. В. Особенности развития операций сравнения, анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития / Н.В.Федорова. - Текст : непосредственный // Омский психиатрический журнал. — 2017. — №2 (12). — С. 38-39. 30. Чаркина, Н. В. К вопросу о формировании мотивационной готовности к овладению чтением детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Н.В. Чаркина. - Текст : непосредственный // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации. Материалы III Международной научно-практической конференции. 22-23 октября 2020. Орел, 2020. — С. 219-222. 31. Чукальская, В. И. Креативное развитие детей с задержкой психического развития в инклюзивной среде в парадигме комптентносного подхода / В. И. Чукальская. - Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2020. — №1 (57). — С. 96-107. 32. Bhutta, A. T. Cognitive and behavioral outcomes of school-aged children who were born preterm: a meta-analysis / A. T. Bhutta, M. A. Cleves, P. H. Casey et al. // JAMA. – 2002. – Vol. 288 (6). – P. 728–737. 33. Rahmetova, A. M. Diagnostics of formation and correction of communication and speech skills in children with impaired mental function when mastering oral textual activity / A. M. Rahmetova, A. K. Nurshabaeva, A.S.Kudarinova // Научный альманах . – 2020. – No. 6-1(68). – P. 101-106.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Правовое регулирование и организация деятельности по порядку освобождения от отбывания наказания
Количество страниц:
30
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Взаимосвязь институтов и экономического развития
Количество страниц:
20
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Институциональная экономика
курсовая работа
Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости в нефтедобывающей промышленности
Количество страниц:
45
Оригинальность:
37%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image