Введение 3 Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования 6 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творческая деятельность», «творческие способности» младших школьников 6 I.2. Научно-методические основы развивающего литературного образования 12 1.3. Методы и приемы начального литературного образования, способствующие развитию творческих способностей 15 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Экспериментальная деятельность по развитию творческих способностей младших школьников 24 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе исследования 24 2.2. Система работы в процессе литературного образования, активизирующая развитие творческих способностей младших школьников 33 2. 3. Эффективность системы работы в процессе литературного образования, развивающей творческие способности младших школьников 40 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Список использованной литературы 50

Организация литературно-творческой деятельности обучающихся начальных классов

дипломная работа
Литература
50 страниц
66% уникальность
2023 год
20 просмотров
Смирнова М.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования 6 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творческая деятельность», «творческие способности» младших школьников 6 I.2. Научно-методические основы развивающего литературного образования 12 1.3. Методы и приемы начального литературного образования, способствующие развитию творческих способностей 15 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Экспериментальная деятельность по развитию творческих способностей младших школьников 24 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе исследования 24 2.2. Система работы в процессе литературного образования, активизирующая развитие творческих способностей младших школьников 33 2. 3. Эффективность системы работы в процессе литературного образования, развивающей творческие способности младших школьников 40 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Список использованной литературы 50
Читать дальше
Современное общество все чаще нуждается в новых идеях, подходах для решения стандартных вопросов и задач. Поэтому встает вопрос в воспитании и обучении талантливой личности, которая умеет творчески и нестандартно мыслить, с целью решения поставленных социальных и научных проблем. Перед образованием, в данном случае, стоит не только задача дать необходимый объём знаний для дальнейшего обучения, но и воспитать творческую личность, с индивидуальными качествами и способностями. Развитие творческой активности личности – процесс непростой и продолжительный. В разных возрастных стадиях её развития он имеет собственную специфику, в значительной мере предопределенную едиными отличительными чертами каждого из этапов. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества.


Чтобы заказать написание дипломной работы по языкознанию нужно всего лишь заполнить форму заказа. Переходите по ссылке, заполняйте форму и мы поможем вам с написанием диплома!


Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране. Поэтому организация литературно-творческой деятельности обучающихся начальных классов имеет важнейшее значение в формировании личности. Сегодня, когда меняются фундаментальные основы общества, перестраивается экономика, социальная жизнь и условия жизнедеятельности людей, возрастает мера социальной свободы для активной и творческой личности, раскрытие индивидуальности. Всё это требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, нестандартного подхода к решению возникающих трудностей и проблем. Человеческая неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества. Исследования особенностей развития творческой активности младших школьников осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, П.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. В своих работах они рассматривали организацию внеурочных занятий по литературному творчеству, уделяли внимание развитию творческих способностей школьников средствами интеграции разных видов искусства. Однако недостаточно внимания уделено именно приемам организации литературного творчества в начальной школе. Кроме того, в современной школе учителя зачастую ограничиваются несколькими облегченными видами творчества на уроках литературного чтения (сочинение или иллюстрирование). Отсюда возникает противоречие: согласно ФГОС НОО учителя на уроках должны привлекать детей к разнообразным видам творческой деятельности, но на практике дети осваивают небольшое их количество. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных классах. Данное противоречие формулирует проблему: с помощью каких приемов можно развить творческие способности школьника на уроках литературного чтения. Проблема исследования заключается в разрешении указанных противоречий. Методологическую основу исследования составили положения отечественной психологии и педагогики о ведущей роли деятельности в психическом развитии, общих закономерностях развития детей, комплексном подходе к реализации педагогической работы. Объектом исследования является развитие творческих способностей школьников. Предметом исследования является развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения Цель исследования – выявить специфику развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. 2. Выявить уровень развития творческих способностей детей. 3. Составить методические рекомендации по использованию творческой деятельности на уроках литературного чтения у учащихся начальных классов. 4. Определить эффективность методической программы, направленной на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Методы: анализ психолого–педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных. Гипотеза исследования: Эффективная организация литературно-творческой деятельности обучающихся начальных классов по предмету "Литература" способствует развитию литературных навыков и творческого мышления детей, что проявляется в повышении их интереса к чтению и литературным произведениям. Новизна исследования: обоснование возможностей использования игр на уроках литературного чтения с целью развития творческой активности младших школьников; систематизация диагностического инструментария исследования творческой активности младших школьников. Практическая значимость: разработанный комплекс уроков позволяет качественно улучшить процесс развития творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, заключения.

Читать дальше
Таким образом, при написании бакалаврской работы, была исследована проблема развития творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения. Целью данного исследования являлось: исследовать эффективность основных форм литературно-творческой деятельности на уроках литературного чтения младших школьников. Цель исследования подтверждалась тем, что на практике в образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяется развитию творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения. Так, на начальном этапе, была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме основных форм литературно-творческой деятельности на уроках литературного чтения. Подробно рассмотрены взгляды различных исследователей по вопросам изучения данной темы, а также выделены основные подходы. Изучение психолого-педагогической литературы, позволило сделать вывод о том, что каждая наука и каждый автор, подходит к изучению данной темы со своей позиции, но в них прослеживаются основные черты, характеризующие творческую активность. Также на основе анализа психолого-педагогической литературы, в исследовании были выделены основные критерии, раскрывающие характеристику творческой активности ребенка на этапе начального обучения. Первый этап экспериментальной работы подтвердил, что творческая активность у младших школьников находится на низком уровне. Это обусловлено тем, что учащиеся не хотят действовать по определенному шаблону. Очень важно направить деятельность учеников в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс. Для этого нами был реализован комплекс уроков, развивающих творческую активность у младших школьников на уроках литературного чтения. Нами были определены и теоретически обоснованы условия, необходимые для этого. Результат эксперимента свидетельствует, что систематическая и целенаправленная работа способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: в работе реализовывать условия свободного творчества ребёнка, совместного творчества со сверстниками и взрослыми; создать атмосферу игровой деятельности в творчестве, тем самым повышая активность ребёнка; использовать разнообразие видов дидактических игр на уроках литературного чтения. Создавая данные требования для развития творческой активности, мы установили, что у учащихся возник устойчивый интерес к творчеству, увеличился уровень самостоятельности, оригинальности воображения, способности к новизне результатов и способов деятельности. Таким образом, поставленные задачи исследования нашли свое подтверждение и решение. Исследование позволяет утверждать, что при соблюдении выделенных нами условий, творческая активность у младших школьников на уроках литературного чтения с использованием дидактических игр заметно повышается. Проведенное исследование раскрывает определенную часть возможностей по формированию творческой активности у младших школьников.
Читать дальше
1 Абдиева Н.В. Дидактическая игра как средство развития ребёнка // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа. : Аэтерна. 2016. С. 171-173. 2 Александрова Н. И., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 2017. №6. С 36-39. 3 Алешаева, Н.П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н.П. Алешаева // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/713/71367af3dce24fc729c729615a5fc55b.pd f (дата обращения: 06.10.2023) 4 Банеева Е.В. Развитие творческой активности // Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения. Сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. Н. Новгород. : Научная общественная организация. 2017. С. 251-256. 5 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара. : Издательский дом «Фёдоров». 2019. - 416 с. 6 В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности». Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». 2016. С. 106-109. 7 Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл : Эксмо. 2015.- 512 с. 8 Григорян О. В. Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 31. – С. 41–46. 9 Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. М. : Каро. 2007. 159 с. 10 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер. 2006. 249 с. 11 Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М. : Академия. 1996. 128 с. 12 Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер. 2009. 433 с. 13 Ильина Н.О. Специфика преподавания ИЗО в ОЧУ СОЖ «Мир интеллекта» для родителей. М. : Прогресс. 2015. 10 с. 14 Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. М. : АРКТИ. 2008. 80 с. 15 Корнеева Т.А. Дидактические игры как средство формирования проектных умений младших школьников. Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований. Сборник статей XIX Международной научнопрактической конференции аспирантов. М. : Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2016. С. 271-277. 16 Кудейко М.В. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кудейко Михаил Викентьевич. Минск. : БГПУ им. М. Танка. 2015. 27 с. 17 Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону., 2021– 234 С. 18 Курносова М.С. К генезису понятия «творческая активность» личности. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научнопрактической конференции. Казань. : Бриг. 2017. С. 340-344. 19 Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Ростов-на-Дону.,2018– 234 С. 20 Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2022.-56с. 21 Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность/ А.А.Леонтьев. – М., 2019. – с.155. 22 Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 2016– 234 С. 23 Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 2018. – 234 С. 24 Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 2020. – 270 С. 25 Макаренко А.С. О воспитании. М. : Политиздат. 1990. 415 с. 26 Максакова А.И. Учите, играя. М., 2019. – 224 С. 27 Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М. : МПСИ. 2003. 720 с. 28 Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. 2017. №52. С. 201-204. 29 Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии – 2019 - №5. – 234 С. 30 Мохова И.К. Урок-исследование в начальной школе. Начальная школа. 2017, № 12. – 234 С. 31 Немов Р.С. Психология в трех книгах. Кн.2.: Психология образования. – М.: Владос, 2015. – 234 С. 32 Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. М. : ВЛАДОС. 2001. 640 с. 33 Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа – 2021 №3. – 234 С. 34 Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб. : Питер. 2016. 187 с. 35 Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия». 2000. 512 с. 36 Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей. М. : ВЛАДОС. 2008. 463 с. 37 Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная – М.: Наука, 2020. – 234 С. 38 Практические советы учителю. Методический журнал. Избранные материалы по модернизации начального образования. №4, Издательство Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.– М.: Педагогика, 2020.- 240 С. 39 Проблемы способности/ Под редакцией В.Н. Мясищева – М.: АПИ, 1962. 40 Психологические исследования творческой деятельности / Ответ. Ред. О.К.Тихомиров, М.: Наука, 2021. - 240 С. 41 Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. – 2018. №5 с. 64 – 68. 42 Психология личности и деятельности школьника / Под редакцией А.В.Запорожца. – М.: Педагогика, 2020.- 240 С. 43 Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 2021. 44 Рожина В. А., Вахрушева А. В. Развитие учебной мотивации учащихся второго класса на уроках литературного чтения посредством применения дидактических игр // Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 6–8. 45 Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа – 2020 - №12 с. 101 – 108. 46 Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение. 2013, 4­е изд., перераб. 223 с. 47 Скакулина Н.П. Творчество и фантазия – М.: Просвещение, 2020.- 240 С. 48 Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. СПб. : Иматон. 1998. 171 с. 49 Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. 464 с. 50 Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический журнал «Концепт». – 2014. – № S10. – С. 51–55. 51 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб : Питер. 2002. 272 с. 52 Якунин В.А. Изучение мотивов учебной деятельности. М. : Знание. 2014. 212 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Роль и место пластиковых карт в системе безналичных расчетов. На примере организации АО «Почта Банк»
Количество страниц:
70
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
курсовая работа
Содержание кислорода в воде, как показатель антропогенного загрязнения
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экология
курсовая работа
Опыт социально-психологической работы с детьми «группы риска».
Количество страниц:
25
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image