ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы об образе пещеры в контексте европейской культурной традиции 5 2. Образность пещеры в храмах европейских стран 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Образность пещеры в храмах европейских стран от неолита до современности»

реферат
Искусство
20 страниц
62% уникальность
2023 год
9 просмотров
Антипова, А.
Эксперт по предмету «История искусств»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические основы об образе пещеры в контексте европейской культурной традиции 5 2. Образность пещеры в храмах европейских стран 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 23
Читать дальше
Актуальность работы заключается в том, что в работе рассматривается генезис пещер, расположенных на территории монастырей и церквей, храмом, которые находятся в разных субъектах европейской части. Отмечается, что на появление культовых пещер повлиял целый ряд факторов. Пещеры появились в результате переноса священного пространства таких центров христианского паломничества, как Иерусалим, Афон, Киев, на русскую землю. Пещеры также были созданы в результате духовной практики исихазма, покаянной жизни и эсхатологической ожидания. Появление культовых пещер происходило как в форме индивидуального покаяния мирян и монахов, так и в форме рытья людьми пещер. Следует отметить, что пещеры были построены либо в новых, ранее не входивших в сакральное пространство поселениях, либо на территориях монастырей, ранее упраздненных в результате секуляризации. В некоторых случаях сообщалось о создании пещер на территории монастыря. В советское время пещеры были заброшены вместе с закрытием монастырей.


Дипломная работа по сетям на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!


В настоящее время священный воссоздается пространство пещер вместе с вновь возникающими обителями, в подземных церквях проводятся богослужения. Пещеры, занимающие уникальное место в культурном ландшафте, привлекают паломников и туристов. Однако семантика сакрального пространства не всегда может быть полностью реализована в них. Обнаруженные в статье конкретные примеры переноса из сакрального пространства Иерусалима, Афона и Киева в пещерные монастыри Русской православной Церкви призваны нивелировать этот аспект, а также аспект пути исихастов отражение в коридорах и ячейках пещерных лабиринтов. Целью исследования является изучение и анализ образности пещеры в храмах европейских стран от неолита до современности. Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы об образе пещеры в контексте европейской культурной традиции. 2. Выявить основные аспекты образности пещеры в храмах европейских стран. Объект исследования – образность пещеры в истории искусств. Предмет исследования – анализ образа пещеры в храмах европейских стран от неолита до современности. В работе для анализа полученной информации были использованы методы исследования: - структурно-семантический метод, позволивший выявить значение пещерных комплексов в сакральном монастырском пространстве; - антропологический метод в изучении субкультуры пещерных копателей помог проанализировать мотивы и ценности создателей пещер. Структура работы включает в себя введение, две главы с подразделами, заключение и список использованных источников.

Читать дальше
В процессе написания работы цель была достигнута и все поставленные задачи решены. Изображение пещеры, где родился Христос, и кувуклии, где он был погребен, представляет собой апсиду алтаря. На это указывает его полукруглая форма, напоминающая грот. Свет, проходящий через окна апосиды, означает свет Вифлеемской звезды. Он также указывает на Воскресение Спасителя и Его Второе Пришествие. Говоря о восточной, византийской иконографии, следует отметить, что здесь основной акцент делается на таинственном значении праздника Рождества Христова. В изображении яслей, белых покрывал, престола, на котором был положен младенец Христос, мы видим знаки евхаристической жертвы. Пастухи, которые первыми услышали благую весть, символизируют священников, овцы — народ. Пещера, в которой было совершено таинство, становится образом Церкви Христовой. Еще одной особенностью византийской иконографии является изображение Богоматери, лежащей перед входом в пещеру на ярко-красном ложе – это указание на реальность Воплощения Бога. Богородицу часто изображают отвернувшейся от Бога-младенца: это символизирует благовествование миру, родившийся Спаситель принадлежит уже не Ей, а всему человечеству. В отличие от Византийской, западная иконография несколько иная. Богоматерь на большинстве икон изображена сидящей, такая поза является признаком Ее непорочного зачатия. Также довольно часто Богородицу изображают кормящей младенца. Волхвы, символизирующие народы, принявшие христианскую веру, примерно с XIII–XIV вв. начинают изображаться потомками Ноя, представителями трёх рас — азиатской, европейской и негритянской. Общение всего человечества с Богом свидетельствует о соборности Церкви, проповедующей Евангелие всем народам. Иной образ пещеры предстает и в западной традиции: он представлен в виде грота, наполненного множеством предметов быта. Но чаще его заменяет небольшой навес или балдахин. В эпоху Возрождения сцена Рождества Христова была полностью перенесена в храм или на городскую площадь, как это было у Джотто, Пьеро делла Франческа, Якопо Бассанно и др. В заключение можно сделать вывод, что западно-католическая традиция пытается вписать иконографию Рождества Христова в современный культурный контекст. Изображение становится жанровым, реалистичным. И в это время восточная, византийская традиция не просто более аскетична, но имеет более глубокое, многослойное символическое значение – здесь мы видим чтение не горизонтальное, а вертикальное. И уже в XIV–XV веках перед нами предстают два разных Возрождения: в Италии — это торжество земной жизни, в Византии — Палеологическое Возрождение, которое было связано с возрождением монашеской традиции и расцветом исихазма.
Читать дальше
1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1977. С. 81–522. 2. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Собрание сочинений. В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. С. 7–214. 3. Гомер. Одиссея // Гомер. Илиада. Одиссея. – М.: Эксмо, 2020. – 896 с. 4. Гете И.В. Фауст. М.: Художественная литература, 1969. – 512 с. 5. Замятин Е.И. О синтетизме// Избранные произведения. – м.: Наука и искусство, 2019. – 288 с. 6. Лосев А.Ф. Примечания. Указатели // Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 516–624. 7. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1988. – 719 с. 8. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений. – М.: Мысль, 2018. С. 79–420. 9. Пещерная образность в романе А. Мердок «черный принц» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. – М.: Филологические науки, 2020. – 209 с. 10. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 2020. С. 345–361. 11. Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. М.: Наука и образование, 2019. – 168 с. 12. Аллегория пещеры: современное прочтение. - URL: https://dzen.ru/a/XApG9FnzAwCqlasF (дата обращения: 18.09.2023). 13. Мердок А. Суверенность Блага / Пер. с англ. Е. Востриковой и Ю. Кульгавчук // Логос. 2008. № 1. С. 117-137. - URL: https://www.hse.ru/data/811/533/1238/Мердок (дата обращения: 18.09.2023). 14. Полякова О.П. Античный миф о пещере в контексте европейской культурной традиции, 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antichnyy-mif-o-peschere-v-kontekste-evropeyskoy-kulturnoy-traditsii?ysclid=lmoqzne8p8121932421 (дата обращения: 18.09.2023). 15. Семиотика пещеры в русской литературе. – URL: https://pandia.ru/text/79/053/75909.php?ysclid=lmor1o8jaj494248485 (дата обращения: 18.09.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Количество страниц:
15
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
реферат
Физическая культура Средневековья
Количество страниц:
15
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Физкультура
курсовая работа
Понятие, признаки и цели уголовного наказания
Количество страниц:
25
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image