ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ, УРОВНЕЙ И СВОЙСТВ ОБУЧАЕМОСТИ.5
1.1. Научные подходы к изучению обучаемости как психолого-педагогического феномена……………………………………………….5
1.2. Понятие и психологическая характеристика обучаемости…………….8
1.3. Характеристика видов, уровней и свойств обучаемости……………….9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………..…………………………………11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБУЧАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………….…………………......12
2.1. Методы, методики и технологии психолого-педагогической работы по изучению обучаемости младших школьников…………………………………12
2.2. Диагностика обучаемости детей младшего школьного возраста…………14
2.3. Методические рекомендации по повышению обучаемости у детей младшего школьного возраста………………………………………………….17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………….…………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………..……………………….21
Читать дальше
Обучаемость представляет собой интегрированный показатель, основными компонентами которого являются: способность к овладению знаниями и умениями, темпы обучения и другие.
Изучение подходов диагностики обучаемости в научной литературе, показало, что эффективность обучения в школе во многом зависит от степени обучаемости ребёнка, поскольку именно она определяет способность школьников к образованию, освоению учебного материала и способствует достижению им необходимых результатов своевременно.
Для решения теоретических задач курсовой работы, был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в результате которого определены основные виды, уровни и свойства обучаемости, а также особенности обучаемости младших школьников.
Для реализации эмпирического исследования были изучены и определены различные методики, организованна комплексная диагностика учащихся первого класса, по итогам которой составлен комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение обучаемости учащихся.
Подводя итог можно сделать вывод, что диагностика обучаемости школьников является очень важной частью работы учителя. Данные психолого-педагогического исследования могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами образовательных учреждений, работающих с детьми младшего школьного возраста.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.
2. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников// Вопросы психологии. 2003. №2.
3. Бакеев В.А., Никиреев Е.М. К вопросу об экспериментальном исследовании индивидуальных различий внимания и внушения личности // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. 1970. № 361.
4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
5. Бугуева Л. Гайсина Р. Диагностика и коррекция интеллектуально-образовательной составляющей учащихся на примере математики.// Вопросы психологии. 2004. №1.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1959.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-Л., 1930.
8. Говоркова А.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений // Вопросы психологии 1962. № 2.
9. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.
10. Зинченко В. П. (при участии Горбова С. Ф., Гордеевой Н. Д.) Психологические основы педагогики. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002.
11. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
12. Менчинская Н.А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004.
13. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
14. Сафин. В.Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости // Вопросы психологии 1970. № 1.
15. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. М., 1935.
16. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979.
Читать дальше