ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ……………………………………………………………………………….8 1.1 Понятие исследовательских умений младших школьников ………..………8 1.2 Основные условия формирования исследовательских умений на уроках окружающего мира………………………………………………………...11 1.3 Использование средств информационных технологий на уроках окружающего мира…………………………………...…………………….15 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………20 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА…………………………………………………..……21 2.1 Диагностика сформированности исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира……………………………………………………………21 2.2 Организация и результаты экспериментальной работы по развитию исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира …………......30 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………40 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………41

Развитие исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
61% уникальность
2023 год
6 просмотров
Чаднов В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ……………………………………………………………………………….8 1.1 Понятие исследовательских умений младших школьников ………..………8 1.2 Основные условия формирования исследовательских умений на уроках окружающего мира………………………………………………………...11 1.3 Использование средств информационных технологий на уроках окружающего мира…………………………………...…………………….15 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………20 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА…………………………………………………..……21 2.1 Диагностика сформированности исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира……………………………………………………………21 2.2 Организация и результаты экспериментальной работы по развитию исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира …………......30 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………40 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………41
Читать дальше
Актуальность исследования. Сегодня происходит ускоренный научно-технический прогресс, который предъявляет требования к личности, которая должна уметь эффективно решать появляющиеся перед ней задачи. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны учиться организации собственной деятельности, уметь «принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности». Согласно ФГОС, младшие школьники к моменту окончания начальной школы должны уметь решать проблемы творческого и поискового плана, используя для этого различные приемы: искать, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию согласно задач, которые ставит учебный предмет перед школьником. Поэтому у ученика начальной школы должны быть сформированы исследовательские умения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Эти умения и навыки проявляются во время исследовательской деятельности. Когда у школьника развитые исследовательские умения, он может работать с многообразными источниками информации, он умеет заниматься сбором, обработкой, анализом и интерпретацией информации согласно решаемых задач, может работать самостоятельно. Исследовательские умения в силу разнообразия тематики, могут отлично складываться на уроках окружающего мира. Благодаря разнообразным направлениям, которые изучают на данном предмете, педагог легко может разработать увлекательные и познавательные темы для исследований младшими школьниками.


Сложная курсовая на заказ в Красноярске ? Легко для Work5.


Развивать умения исследовать на уроках окружающего мира можно с помощью средств информационных технологий. С их помощью педагог может ярко, доступно и наглядно преподносить материал, который будет понятен младшим школьникам. С помощью средств информационных технологий учитель может легко найти нужную информацию к уроку, подготовить интересные задания, что и обуславливает актуальность темы исследования. Проблема исследования. Но уже много лет на практике в начальной школе можно наблюдать, как противодействуют друг другу процессы традиционного и исследовательского обучения. Система традиционного образования строится на репродуктивном процессе деятельности, которая представляет собой ознакомление с уже готовыми, заранее добытыми кем-либо фактами, здесь не используется самостоятельный, творческий процесс поиска и исследований. Поэтому у ребенка со временем исчезает основная черта исследовательского поведения – активность. И как итог ребенок теряет любознательность, умение мыслить самостоятельно, что приводит к затруднению процессов самостоятельного развития и обучения. Объект исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира. Цель исследования: изучить развитие исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира. Задачи исследования: 1) Изучить сущность понятия «исследовательские умения». 2) Рассмотреть основные условия формирования исследовательских умений на уроках окружающего мира. 3) Проанализировать особенности использования информационных технологий на уроках окружающего мира. 4) Провести экспериментальную работу по развитию исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира. Гипотеза: развитие исследовательских умений младших школьников будет эффективным при условии:  использования информационных технологий при реализации комплекса занятий на уроках окружающего мира;  использования самостоятельных и групповых работ школьников для решения сложных задач;  использования разнообразных способов поиска информации. Методологические основы исследования состоят из трудов различных российских и зарубежных ученых. Так сущность исследовательской работы младших школьников отражена в работах А.В.Леонтович, И.А. Зимней. Специфику развития исследовательских умений у младших школьников изучали А.Б. Мухамбетова, М.А. Пашинина, Н.А. Семенова. Сущность информационых технологий изучали Е.А. Заломская, И.Г. Захарова. Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, систематизация, обобщение. Этапы исследования: 1 этап. Выбор темы дипломной работы и направления исследования. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме. 2 этап. Проведение диагностики сформированности исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира. Научная новизна исследования: проведена экспериментальная работа по развитию исследовательских умений младших школьников средствами информационных технологий на уроках окружающего мира. Теоретическая значимость исследования. Изучена психологическая и педагогическая литература, поставлены цели и определены задачи исследования. Практическая значимость исследования. Возможность использовать результаты экспериментальной работы.

Читать дальше
Итак, анализируя педагогическую и специальную литературу, можно сказать следующее: Учителю необходимо разбираться в информационных технологиях, как того требует время, представлять, что такое операционная система Windows, знать правила работы с самыми популярными компьютерными программами, например, Word, Ехсеl, Роwer Point и другими специализированными программами, которые связаны с работой учителя, уметь работать с Интернетом, а также уметь применять знания компьютеров учащимися, которые им даны на уроках Информатики. Исследовательские умения являются способностью самим проводить наблюдения, экспериментировать, решать исследовательские задачи при определенных условиях. Уже с первых классов школы нужно формировать и развивать у учеников интерес к проведению исследований. Во время проведения уроков должны быть созданы условия, благодаря которым ученики сами смогут получать знания во время проведения самостоятельного исследования. Когда во время уроков дети наблюдают и экспериментируют, у них лучше формируются умения проводить исследования, т. к. ученики учатся формулированию гипотез, планированию своей работы, измерению, сопоставлению фактов, проведению анализа литературы. Для диагностики сформированности умения проводить исследования исследовательских при помощи информационных технологий на уроках окружающего мира было осуществлено: анкетирование для выявления начального уровня компетентности младших школьников, диагностическая работа «Выявление уровня сформированности навыков в области информационных технологий», методика исследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников. Согласно результатов у школьников плохо развиты навыки управления, интеграции, оценки. Это указывает на то, что обучающимся сложно использовать имеющиеся знания и умения в незнакомой ситуации. Были разработаны и проведены занятия по дисциплине «Окружающий мир», с применением информационных технологий. На достаточном уровне овладели младшие школьники навыками поиска и передачей информации. Уровень навыка управления повысился на 7,1%. Сформированность таких навыков, как интеграция и создание информации осталось на прежнем уровне. Таким образом, гипотеза исследования доказана, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П.Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2019. - 444 с. 2. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. – 423 с. 3. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2020. – 338 с. 4. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2021" / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2020. № 1. - С. 32-64. 5. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2019. – с.343 6. Воронцов А.Б. Проектная задача. – Начальная школа. – № 6/2018. – 354 с. 7. Гутник И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2019. - 248 с. 8. Ефремов, О. Ю. Педагогика: [учеб. пособие для вузов] / О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2019. - 351 с. 9. Загвязинский В. И. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2020. – 275 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Классовое и общесоциальное в праве
Количество страниц:
25
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Льготы гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС
Количество страниц:
33
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Цели и функции административной ответственности
Количество страниц:
26
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image