ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ ……..…7 1.1. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ как объект психологических исследований………………………………………………………...……………7 1.2 Варианты помощи и особенности психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ………………………………………..18 Выводы по главе 1……………………………………………………………….24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ГРУППЫ САМОПОМОЩИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ………………….25 2.1 Описание деятельности по сопровождению группы самопомощи родителей детей с ОВЗ………………………………………..…………………………….25 2.2 Особенности и результаты сопровождения группы самопомощи родителей детей с ОВЗ………………………………………………………..…………….29 Выводы по главе 2…………………………………………………………...….37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…….41

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

дипломная работа
Психология
40 страниц
76% уникальность
2023 год
4 просмотров
Стребкова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ ……..…7 1.1. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ как объект психологических исследований………………………………………………………...……………7 1.2 Варианты помощи и особенности психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ………………………………………..18 Выводы по главе 1……………………………………………………………….24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ГРУППЫ САМОПОМОЩИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ………………….25 2.1 Описание деятельности по сопровождению группы самопомощи родителей детей с ОВЗ………………………………………..…………………………….25 2.2 Особенности и результаты сопровождения группы самопомощи родителей детей с ОВЗ………………………………………………………..…………….29 Выводы по главе 2…………………………………………………………...….37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…….41
Читать дальше
Актуальность. Работа педагога-психолога не ограничивается только детьми. Так в профессиональном стандарте педагога говорится об обязанности помогать семьям в вопросах воспитания ребенка, помогать создавать общности не только детей, а и родителей. Семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в наибольшей степени необходима помощь. Родителям сложно воспитывать детей с ограниченными возможностями, тяжелыми заболеваниями и со сложными хроническими заболеваниями.


Хотите узнать сколько стоит заказать курсовую работу в Тюмени ? Рассчитайте на нашем онлайн-калькуляторе.


Такая ситуация оказывает стрессовое воздействие на всех членов семьи. Влияние психологического состояния родителей на ребенка может быть прямым или косвенным. Снижение благосостояния в семье приводит к более выраженным нарушениям развития ребенка, реабилитация проходит сложнее. Ситуация с состоянием родителей объясняется тем, что после появления на свет ребенка со сложными нарушениями здоровья требуется постоянное медикаментозное лечение, затраты на реабилитацию, в результате чего благосостояние резко ухудшается. Неурядицы возникают между членами семьи. Далеко не все родители способны сохранять спокойствие и здравый взгляд на жизнь своего ребенка. Это препятствует принятию состояния здоровья нового члена семьи, отрицанию его особенности, достаточной медицинской информированности. В связи с этим родители, которые столкнулись с такими проблемами, испытывают трудности при вхождении их ребенка в образовательную среду. Значительная часть родителей из-за страха и сомнений предпочитают предоставить своим детям домашнее обучение или специальные коррекционные классы. Хотя многие школы сегодня могут принять ребенка с ОВЗ, чтобы тот обучался в обычном классе, многие родители опасаются инклюзии, основываясь на своих собственных убеждениях или предрассудках. Разрешить данную проблему может помочь психолог, который должен работать с семьями, воспитывающими особых детей. Кроме того, родители могут чувствовать себя отреченными от общества. Не покидает ощущение того, что такие семьи замкнулись на своих проблемах, без выноса их вовне. Поэтому, семье необходимо понять, что она может помочь ребенку, если подключит дополнительные ресурсы, которыми может не обладать. Следует понять, что они не одни, в мире есть люди, которые столкнулись с похожей проблемой. Консолидация таких семей может положительно повлиять на развитие и адаптацию их детей. XXI век – это век высоких информационных технологий. Совсем недавно, чтобы поговорить и что-то осудить сообществу необходимо было собираться в определенном месте, то благодаря социальным сетям, сегодня можно даже не выходить из дома. При этом педагог должен уметь пользоваться всеми возможными ресурсами для работы. Именно такие платформы для построения и организации социальных отношений в Интернете подходят педагогам, которые работают с родителями. Проблема исследования – что необходимо предпринять педагогу-психологу, чтобы облегчить психологическое состояние родителя? В чем еще можно снизить напряжение в семье? Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования были использованы работы таких ученых, как Л.С Выготский, И.Л Левченко, Г.Г Филиппова, С.С. Ковалева, А.Я. Варга, М. Малер и других авторов. Объект исследования – семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – динамика родительских установок и детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ в процессе психолого-педагогического сопровождения. Цель исследования – определить и обосновать содержание психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Гипотеза исследования – анализ и обобщение полученных в ходе исследования данных позволит определить и разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, что в значительной степени обеспечит оптимизацию межличностных отношений, формирование воспитательских компетенций у взрослых членов семьи; создаст условия для гармоничного личностного развития ребенка с ОВЗ, реализации его потенциала в обучении и социальной адаптации. Задачи исследования: – изучить теоретические подходы к определению психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ; – проанализировать возможности существующих моделей психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ; – провести исследование психологических проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ; – реализовать психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ; – провести анализ результатов реализации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; изучение личных дел детей; анкетирование. Теоретическая и практическая значимость проблемы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, очевидны. Теоретическая значимость проблемы состоит в том, что изучение психологического климата, особенностей и проблем таких семей, может стать фундаментом для разработки моделей психологического сопровождения семей с детьми с ОВЗ. Практическая значимость заключается в том, что на основе теоретического материала и разработанных моделей психологического сопровождения семей мы своевременно и дифференцированно реализуем решение острых психологических проблем семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Читать дальше
Многое в работе педагога-психологов зависит от эффективности сопровождения родителей. Ребенок с ОВЗ, который находится в семье, впитывает в себя все эмоции, которые получает от родителей. Его развитие и поведение напрямую зависит от гармонии внутри семьи. Родители «особенных» детей должны получать поддержку. Однако некоторые люди имеют обиды по отношению к обществу. И не у всех есть возможность получить квалифицированную помощь со стороны близких или родственников. Именно поэтому в таких ситуациях хочется выговорится тому человеку, кто тебя поймет и не осудит. Кто как не люди, находящиеся в схожих ситуациях, могут подбадривать друг друга. В ходе эксперимента было установлено, что при выполнении всех условий сопровождения группы самопомощи, работа будет приносить положительные результаты. Использование социальных сетей, а не реальности для сопровождения группы имеет как преимущества, так и минусы. У нас есть преимущества, которые мы выявили. Это мобильность, возможность высказаться прямо сейчас, способность объединить людей из разных уголков мира. Бывает, что нет возможности быстро ответить на вопрос. Могут возникнуть проблемы с Интернетом, кто-то может быть в отъезде. Для психолога сопровождение группы самопомощи – это работа круглосуточно, без выходных. Несмотря на все трудности и препятствия в нашем эксперименте мы видим положительный результат. Не стоит забывать о том, что сопровождение группы может быть более продуктивным, если включать в себя как можно больше участников. Но, как только их станет слишком много, возможность отслеживать работу всех членов группы будет усложнена. Поэтому, специалисту следует учитывать данный факт. В составе группы самопомощи родителей детей с ограниченными возможностями здоровья мы следили за тем, чтобы все участники свободно высказывали свои мысли, общались на доверительной основе и получали поддержку от других родителей. С помощью этой группы мы смогли контролировать все эти процессы. Когда мы проводили эксперимент, большинство родителей нуждались в дополнительной информации о возможных формах обучения своих детей. При сопровождении группы мы старались информировать участников о том, где у них есть пробелы. Под руководством группы помощи родителям детей с ОВЗ мы выяснили следующее: при возможности свободно выражать свои мысли, создавать новые контакты и говорить на доверительном уровне без ограничений; получать поддержку от других родителей для обмена опытом друг с другом или получения дополнительной важной информации. Психологическое состояние родительского сообщества улучшается. Когда они начинают смотреть на свои проблемы под другим углом, обретают новые силы для того, чтобы заботиться о развитии своего ребенка.
Читать дальше
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С. Абрамова – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 407 с. 2. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Асламазова // дис. … канд. психол. н. – СПб., 2015. – 243 с. 3. Баз, Л.Л. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни / Л.Л. Баз, О.В. Баженова // Психологический журнал. – 1996. – №1. – С. 97-109. 4. Брехман, Г.И. Пути многоуровнего взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка / Г.И. Брехман // Перинатальная психология и медицина – Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2001. – С. 164-179. 5. Варга, А.Я. Системная психотерапия / А.Я. Варга // Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с. 6. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга // автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 1986. – 163 с. 7. Винникот, Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Винникот – М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1995. – 109 с. 8. Волковская, Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62-70. 9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. / Л.С. Выготский / – М.: Педагогика, 1984. – 432 с. 10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппейнтер – М.: «ЧеРо»,2015. – 240 с. 11. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 1995. – №10. – С. 95-99. 12. Демченко, В.И. Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/6(14)/demchenko_6_14_51_60.pdf (дата обращения: 17.05.2023) 13. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 180 с. 14. Дрожжина, Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Дрожжина – М., 2015. 15. Забродина, Л.А. Психологическая подготовка родителей в формировании конструктивных родительско-детских отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.А. Забродина. – Самара, 2016. – 25 с. 16. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / Кляйн М., Айзенкс С., Райвери Дж., Хайманн П. – М.: Академический проект, 2015. – 512 с. 17. Ковалев, C.B. Психология современной семьи / С.В. Ковалев – М.: Просвещение, 1988. – 207 с. 18. Ковалева, Т.В. Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, через организацию работы «Школы родителей» / Т.В. Ковалева – Самара, 2018. – 118 с. 19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2000. – 988 с. 20. Крючева, Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Я.В. Крючева. – Тюмень, 2015. – 23 с. 21. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – С. 8-13. 22. Лифинцев, Д.В. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. / Д.В. Лифинцев, А.Б. Серых, А.А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 98-105. 23. Ляксо, Е.Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованной младенцам первого полугодия жизни / Е.Е. Ляксо // Психологический журнал. – 1997. – №2. – С. 55-64. 24. Малер, М. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности / Малер М., Мак-Девитт Дж.Б // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2017. – №3. – С. 32-40. 25. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.А. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Владос, 2003. – 408 с. 26. Махмутова, Р.К. Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация) / Р.К. Махмутова – Иваново: Ивановский гос. университет, 2002. – 239 с. 27. Мещерякова-Замогильная, С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. н. – Москва, 1979. – 24 с. 28. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – Москва: Изд-во МГУ, 1981. – 81 с. 29. Мясищев, В.Н. Психология отношений / Мясищев В.Н. – Москва : Воронеж: Ин-т практ. Психологии : НПО «МОДЭК», 1998. – 362 с. 30. Соколова, А.В. Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с ОВЗ / A.B. Соколова // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. – Самара: Современные образовательные технологии, 2016. – С. 101-102. 31. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста / под ред. Е.М. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1996. – 107 с. 32. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Под ред. В.И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС., 2015. – С. 182-254. 33. Тинберген, Н. Поведение животных. / Н. Тинберген – М.: Мир, 1975. – 192 с. 34. Федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов / Численность детей- инвалидов по возрастным группам в разрезе субъектов РФ. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei/chislennost-detei-po- vozrastu?territory=1 (дата обращения: 17.05.2023) 35. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 240 с. 36. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с. 37. Хайнд, Р. Поведение животных / Р. Хайнд.-- М.: Мир, 1975. – 855 с. 38. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 312 с. 39. Ashum Gupta Positive perceptions in parents of children with disabilities / Ashum Gupta, Nidhi Singhal // Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal 15. – № 1. – 2018. – 24 p. 40. Badinter E. Mother love myth a reality: motherhood in mod. History / Badinter E. – New York: Macmillan, Cop. 1981. – 360 p. 41. Chandorkar, H. Psychological Morbidity of Parents of Mentally Retarded Children / Chandorkar H., Chakraborty PK. // Indian Journal of Psychiatry. – № 42. – 2000. – 271-274 p. 42. Chandramuki, I. Attitudes of Parents towards Children with Specific Learning Disabilities/ Chandramuki I. // Journal of Learning Disabilities. – № 1. – 2016. – P. 63. 43. Dimitrova-Radojichich, D. Parents attitude: inclusive education of children with disability / Daniela Dimitrova-Radojichich, Natasha Chichevska- Jovanova // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. – № 1. – 2015. – P. 13. 44. Folkman, S. Positive Affect and the Other Side of Coping / Folkman S., Mosokowitz JT. // American Psychologist 2014. – P. 647-654. 45. Frude, N. Understanding Family Problems: A Psychological Approach / Frude N. – Chichester: JohnWiley. – 1992. – P. 119-124. 46. Omoniyi, Parental Attitude towards Disability and Gender in the Nigerian Context: Implications for Conselling. / Omoniyi Parental, Mary Banke Iyabo // Mediterranean Journal of Social Sciences. – № 20. – 2015. – P. 363. 47. Scorgie, K. Transformational outcomes associated with parenting chidren who have disabilities / Scorgie K., Sobsey D. // Mental Retardation. – №3. – 2018. – P. 195-206. 48. Sternglanz, S.H., Nash A. Ethological contribution to the study of human mothering. Different faces of motherhood // Ed. by B. Birns and D. Hay. – NY – L.: Acad. Press, 1988. – P. 81-95. 49. The Development of attachment and affiliative systems. / Ed. by R.N. Emde at all. – NY – L.: Plenum press, 1982. – 245 p. 50. Winnicott, D. Babies and their Mothers / Winnicott D. – London: Free Association Books, 1988. – 112 р.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
анализ рынка российских акций и обоснование наиболее инвестиционно привлекательных банки и финансы
Количество страниц:
31
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
курсовая работа
Гендерный фактор при переводе речевых стратегий дискредитации в современном английском языке (на материале интернет-изданий)"
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Расчет параметров асинхронного электродвигателя
Количество страниц:
20
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Электротехника
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image