ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 5 1.1 Закономерности развития вербальной памяти у старших дошкольников в норме 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 8 1.3. Характеристика состояния вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 14 ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 19 2.1. Основные принципы, цели, задачи и методика констатирующего эксперимента 19 2.2. Сопоставительный анализ результатов обследования вербальной памяти у старших дошкольников с дизартрией 21 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 25 3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией 25 3.2. Содержание логопедической работы по формированию вербальной памяти у старших дошкольников с дизартрией 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Развитие вербальной памяти у старших дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях.

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
53% уникальность
2023 год
6 просмотров
Любич П.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 5 1.1 Закономерности развития вербальной памяти у старших дошкольников в норме 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 8 1.3. Характеристика состояния вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 14 ГЛАВА 2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 19 2.1. Основные принципы, цели, задачи и методика констатирующего эксперимента 19 2.2. Сопоставительный анализ результатов обследования вербальной памяти у старших дошкольников с дизартрией 21 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 25 3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией 25 3.2. Содержание логопедической работы по формированию вербальной памяти у старших дошкольников с дизартрией 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Читать дальше
Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи в результате поражения нервной системы. Отличительной чертой дизарт-рии, является нарушения иннервации речевого аппарата. Исследователи, занимающиеся проблемами речевых расстройств детей с дизартрией, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович, Г.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в Воронеже . Воспользуйтесь сервисом Work5.


В. Гуровец, С. И. Маевская, Л. В. Лопа-тина и т.д., наблюдают, что у этих детей нарушения носят стойкий харак-тер и имеют сходство в своих проявлениях с другими артикуляторными расстройствами и трудны для дифференциальной диагностики. Анализ ли-тературы позволяет заметить, что ряд авторов Р. Е. Левина, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, О. А. Токарева, и т.д., отмечают несколько форм ди-зартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или под-корковую), мозжечковую, корковую. В логопедической работе, уделяется огромное внимание коррекции дефектов звукопроизношения, так, как успешного становления речевой си-стемы у детей с дизартрией, является профилактикой недостатков в пись-менной речи будущих школьников. Артикуляторные затруднения, оказы-вают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы данного язы-ка. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение ана-лизировать звуковой состав слова, является важным аспектом обучению письму. Актуальность выбранной темы. Вопрос о формировании высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи достаточно ак-туален, это связано с тем, что чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функ-ций, а именно вербальной памяти. Отклонения в формировании данного вида памяти тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития, снижают его эффективность. В свою очередь, неполноценная речевая дея-тельность накладывает отпечаток на формирование у детей вербальной памяти, что значительно осложняет в дальнейшем учебный процесс детей с речевой патологией. Успешное обучение детей с нарушениями речи, зави-сит от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Актуальность работы заключается в определение уровня сформиро-ванности вербальной памяти и лексики у старших дошкольников с дизарт-рией, что в дальнейшем поможет выстроить 5 эффективную логопедиче-скую работу по коррекции вербальной памяти в структуре преодоления дизартрии у детей. Цель данного исследования - изучить особенности вербальной памя-ти у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования. 2. Выявить особенности вербальной памяти у детей старшего до-школьного возраста с дизартрией. 3. Эмпирически исследовать особенности вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 4. Провести анализ показателей вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать его ре-зультаты. Объект исследования - вербальная память у старших дошкольников с дизартрией. Предмет исследования – особенности развития вербальной памяти у старших дошкольников с дизартрией. Гипотеза исследования: формирование вербальной памяти дошколь-ников старшего возраста с дизартрией, будет более эффективна при про-ведении поэтапно коррекционно-развивающей работы, знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения речевой моторики, при использовании специально подобранных упражне-ний, наглядных средств, с учётом ведущей деятельности детей. Теоретическую основу исследования: составили труды психологов, педагогов, лингвистов, таких как: А. Р. Лурия, В. П. Глухов, Л. С. Выгот-ский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Г. А. Каше, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, 7 А. Н. Гвоз-дев, Н. И. Жинкин, Н. X. Швачкин, Р. М. Боскис, Л. С. Волкова, С. Н. Ша-ховская, О. А. Токарева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Реализация целей и задач исследования осуществлялась с помощью следующих методов: 1. Теоретический метод: анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. 2. Экспериментальный метод: проведение констатирующего экспе-римента. 3. Аналитический метод: анализ результатов исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.  

Читать дальше
Анализ литературы показал, что память тесно связана с речевой функцией, а значит, речевая функция тесно связана со всеми компонентами функциональной системы. Выпадение одной функции означает нарушение другой. Исходя из этого, специфически меняется процесс формирования речевой системы у детей с общим недоразвитием, может специфично протекать процесс вербальной памяти, запоминания и целенаправленного заучивания. На это указывают многие авторы, в частности Г. А. Каше, Р. И. Мартынова. Если процессы памяти связаны с запоминанием слов, близких по звучанию, с нарушением фонем близких по артикуляторно-акустическим признакам, это основание для изучения вербальной памяти. В дошкольном возрасте важно уделять внимание развитию вербаль-ной памяти ребенка, особенно при общем недоразвитии речи III уровня. По-этому необходимо начинать коррекционную работу как можно раньше и при ее организации учитывать особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. На современном этапе основное внимание ученых приковано к изу-чению связи речи и мышления, другие вопросы, такие как речь и память, разработаны не так подробно, что свидетельствует о выборе темы, ее ак-туальности. На основании полученных результатов о состоянии словесной памя-ти и лексического состава у детей старшего дошкольного возраста, боль-ных дизартрией, мы пришли к выводу, что у детей отмечается средний и низкий уровень развития словесной памяти и словарного запаса. Анализ литературы показал, что память тесно связана с речевой функцией, а значит, речевая функция тесно связана со всеми компонентами функциональной системы. Выпадение одной функции означает нарушение другой. Также на основании вышеприведенных результатов исследования следует отметить, что при вторичном диагнозе уровень словесной памяти детей отличается от первичного диагноза. Этот вывод подтверждает предположение о том, что эффективнее было бы включить в структуру логопедических занятий систематическую работу по развитию словесной памяти дошкольников с использованием дидактических заданий и игр, посредством которых в результате форми-рующего эксперимента повышается уровень улучшилось развитие памяти и словарного запаса в целом.
Читать дальше
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2007.224 с. 2. Андреева Л. В. Сурдопедагогика. Москва: Акaдемия, 2005.576 с. 3. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. 1997.307 с. 4. Астаева А.В. Нейропсихологический анализ развития высших высших функций у детей в норме и общего с недоразвитием речи // Вест-ник ЮУрГУ.сер. «Психология».2010. Вып.10. - № 27.С. 82-86. 5. Башаева, Т.В. Готовим к детской школе: развиваем познава-тельные способности: внимание, восприятие, память, мышление, речь, во-ображение. Ярославль: Академия развития, 2008.128 с. 6. Блонский П. П. Память и мышление. Санкт-Петербург: Питер, 2014.288 с. 7. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. Москва: Просвещение, 1973.222 с. 8. Волкова Л. С. Логопедия: учеб для студ. дефектол. фак. педву-зов. Москва: ВЛАДОС, 2008.703 с. 9. Выготский Л.В. Память и ее развитие в детском возрасте. Москва: Изд-во Моск.ун-та, 1979.360 с. 10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Москва: Изд-во Юрайт, 2016.199 с. 11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. Москва: Просвеще-ние, 1995.-157 с. 12. Гуревич К. МОСКВА Психологическая диагностика. Москва: Изд-во УРАО, 2007.286 с. 13. Елецкая О.В. Информационные технологии в специальном об-разовании. Учеб. пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, А.А. Тараканова; под общей редакцией О.В. Елецкой. - М.: Из-дательство ВЛАДОС, 2019. - 319 с. 14. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвитие речи у до-школьников. Екатеринбург: Литур, 2000.320 с. 15. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвитие речи у до-школьников. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999.160 с. 16. Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у де-тей. Санкт-Петербург: СОЮЗ,1975. № 2.С. 12-16. 17. Левченко И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. Москва: Национальный книжный центр, 2016.144 с. 18. Левченко И. Ю. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи // Коррекционная педагогика, 2013. № 2.С. 5-12. 19. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Москва: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.224 с. 20. Лопатина Л.В. Преодоление речевых занятий у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «СОЮЗ», 2000.160 с. 21. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина. – Москва: Академия, 2000. – 314 с. 22. Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – Москва: Про-свещение, 1973. – 272 с. 23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. Москва: Аспект Пресс, 2001.460 с. 24. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррек-ция в детском возрасте: учеб. пособие для вузов. Москва: Академия, 2002.114 с. 25. Соковых С. В. использование нетрадиционных приемов разви-тия мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67. 26. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса. Москва, 1984. 112 c. 27. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематическо-го восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. Санкт- Пе-тербург: Детство-пресс, 1998. – 32 с. 28. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с. 29. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с недоразвитием речи. Москва, 2002. 112 с. 30. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. об-разоват. учреждений. Москва, 2004. 288 с. 31. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у до-школьников с нарушениями речи. Москва, 2013. 41 с. 32. Филичева Т.Б., Чиркина Т.Б. Устранение ОНР у детей дошколь-ного возраста. Москва, 2004.224 с. 33. Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. Во-ронеж: МОДЭК, 2001.592 с. 34. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Воронеж: МОДЭК, 2000.304 с. 35. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. Москва, 2000. 240 с. 36. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос. Екатеринбург, 2000. 300 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ЖИВОТНЫЕ, КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Количество страниц:
13
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
Особенности работы журналиста на телевидении (на примере АО Дон-медиа)
Количество страниц:
50
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
Реконструкция системы электроснабжения ПС 35/6 кВ "2-й Микрорайон"
Количество страниц:
80
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Электроснабжение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image