Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 6 1.1. Научные представления в психолого-педагогической литературе по вопросу формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 6 1.2. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 10 1.3. Особенности формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ЗПР 19 1.4. Использование сюжетно-ролевой игры для формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ЗПР 22 Выводы по первой главе 27 Глава II. Исследование сформированности коммуникативной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 28 2.1. Этапы и методики исследования 28 2.2. Анализ педагогической среды старших дошкольников с ЗПР 31 2.3. Анализ результатов исследования 37 Выводы по второй главе 47 Глава III. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования коммуникативной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 51 3.1. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 51 3.2. Рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр со старшими дошкольниками с ЗПР 55 Выводы по третьей главе 63 Заключение 64 Список использованной литературы 67 Приложения 75

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ЗПР при проведении сюжетно-ролевых игр

дипломная работа
Педагогика
70 страниц
81% уникальность
2023 год
13 просмотров
Григорьева И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 6 1.1. Научные представления в психолого-педагогической литературе по вопросу формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 6 1.2. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников 10 1.3. Особенности формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ЗПР 19 1.4. Использование сюжетно-ролевой игры для формирования коммуникативной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ЗПР 22 Выводы по первой главе 27 Глава II. Исследование сформированности коммуникативной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 28 2.1. Этапы и методики исследования 28 2.2. Анализ педагогической среды старших дошкольников с ЗПР 31 2.3. Анализ результатов исследования 37 Выводы по второй главе 47 Глава III. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования коммуникативной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 51 3.1. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 51 3.2. Рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр со старшими дошкольниками с ЗПР 55 Выводы по третьей главе 63 Заключение 64 Список использованной литературы 67 Приложения 75
Читать дальше
Актуальность изучения коммуникативной готовности детей с задержкой психического развития (ЗПР) к обучению связана с тем, что в последнее время возникли противоречия между высокими требованиями школы и степенью готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выполнять эти требования. Большинство таких детей не посещают специализированные детские сады и группы, поэтому у многих из них недостаточно развиты не только умения и навыки, которые соответствуют данному возрасту, но и предпосылки для их формирования, возрастные новообразования, то есть многокомпонентная структура психологической готовности к школе. Психологические подходы к изучению проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению рассматривались многими отечественными учеными, такими как К.


Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по математике. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.


.Д. Ушинский, Л.И.Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, Т.А.Нежина, Е.Е. Дмитриева, Е.С. Слепович и др. Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению в школе крайне важна при формировании как психологической, так и общей интеллектуальной готовности. От умения общаться, уровня развития связной речи: диалогической и монологической, богатства словарного запаса старших дошкольников зависит весь процесс адаптации будущих первоклассников. Умение правильно строить предложения, задавать вопросы и давать развернутые ответы на вопросы являются необходимыми компонентами процесса обучения. Благодаря развитой речи ребенку легче освоить навыки чтения и письма, овладеть умениями сравнивать, обобщать, классифицировать предметы. Одним из способов формирования развитой речи может способствовать применение на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях игровых технологий, в том числе использование сюжетно-ролевых игр. Важность применения сюжетно-ролевых игр при коррекции всех сфер психического развития детей с ЗПР обосновывается в работах различных исследователей. Они указывают на то, что дошкольникам с ЗПР сложно перейти к школьному обучению, так как у таких детей отсутствует мотивационная готовность и преобладающим видом деятельности даже к 6-7 годам остается игровая. Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития для подготовки к школьному обучению. Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 2. Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 3. Определить содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением сюжетно-ролевой игры. 4. Реализовать сюжетно-ролевые игры по преодолению нарушений коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 5. Проанализировать полученные данные и разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР. Гипотеза исследования: сюжетно-ролевые игры увеличивают уровень сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития для подготовки к школьному обучению. Методы исследования: Теоретические методы: сравнение, анализ, классификация, обобщение. Эмпирические методы: анкетирование, опрос, наблюдение. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материалов по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития для подготовки к школьному обучению. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации по применению сюжетно-ролевых игр для коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития для подготовки к школьному обучению могут использовать педагоги в своей практической деятельности. Положения, выносимые на защиту: 1. Психолого-педагогическая литература по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития достаточно обширна, но составляет разрозненный материал. 2. Уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР крайне низкий и требует проведения специальных коррекционных мероприятий. 3. Сюжетно-ролевые игры помогают в преодолении нарушений коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Структура работы: исследование состоит из введения, 3 глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Читать дальше
Основная задача, с которой ребенок сталкивается при подготовке к школьному обучению – это освоение новой «социальной позиции». Для формирования готовности ребенка к предстоящему обучению в школе необходима целенаправленная работа, которую следует осуществлять на этапе дошкольного детства, поскольку на этом этапе формируются предпосылки учебной деятельности, основы культуры общения, первичная социализация. Отечественными учеными рассматривается готовность к обучению в школе как сложное интегративное психическое состояние выделяет в данном феномене в качестве ключевого компонента именно коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению. Коммуникативная готовность к школе обеспечивает ребенку определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Ее формирование осуществляется как в условиях спонтанного, так и педагогически организованного общения детей с взрослыми и сверстниками Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению в школе особенно важна для детей с задержкой психического развития, так как умение общаться является важным навыком не только для участия ребенка в образовательном процессе, но и для его общей социализации. Здесь крайне важна роль всех специалистов, работающих в дошкольной образовательной организации. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с ЗПР развита в меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характеризуются низким уровнем активности и инициативности в общении, неумением передавать адекватными неречевыми и речевыми средствами свое эмоциональное состояние, слабым владением коммуникативными действиями саморегуляции, недоразвитием экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения. Доказано, что наиболее полно умения и навыки дети старшего дошкольного возраста приобретают в игровой деятельности, которая способствует разностороннему развитию ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР большое значение имеет сюжетно-ролевая игра. Мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру как разновидность творческой игры детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых. В рамках нашего исследования мы применяем сюжетно-ролевую игру как средство преодоления нарушений коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР в целостном педагогическом процессе. Посредством проведения сюжетно-ролевых игр как в самом дошкольном учреждении, так и дома можно увидеть насколько сформированы коммуникативные компетенции ребенка. В сюжетно-ролевой игре партнерские связи, диалогическое общение развивают и обогащают речь. Дети проявляют игровой интерес друг к другу, к замыслу партнеров, разрешают возникшие споры. Вместе с тем развитию игры содействует развитие у детей умений пользоваться высказываниями, присущими диалогу, для вступления в разговор или для его поддержания. Поэтому диалогическая речь является главной в сюжетно- ролевой игре. Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, позволило провести экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось в три этапа. По итогам констатирующего эксперимента нами был проведен формирующий этап эксперимента, с целью подбора и апробации сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Для проверки эффективности предложенных сюжетно-ролевых игр был проведён контрольный этап эксперимента, который позволил увидеть динамику уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы в ходе, которого, было выявлено, что дети с задержкой психического развития имеют достаточно низкий уровень готовности к обучению в школе. Это подтверждалось проведенными различными исследованиями. У детей с ЗПР крайне низкий уровень школьной мотивации, они планируют вести такой же образ жизни, как и в дошкольной образовательной организации и при переходе на обучение в начальные классы общеобразовательной школы. Знания об окружающем мире у детей с задержкой психического развития крайне скудные, что не позволяет им активно вступать в диалог как со взрослыми, так и со сверстниками. Эти данные подтверждает и анализ проведенных диагностик по определению уровня коммуникативной готовности к обучению в школе. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что дети с задержкой психического развития требуют особого внимания со стороны взрослых, которые их окружают. В данном исследовании были определены цель, задачи и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством применения сюжетно-ролевой игры. Были разработаны и реализованы различные сюжетно-ролевые игры, направленные на преодоление нарушений коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Далее в работе были составлены рекомендации для воспитателей и других специалистов дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативных навыков и общего развития готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития. Поставленная в работе цель была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Бабкина Н.В. Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям / Н.В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2016. - №2. – С. 100-111. 2. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. М.: Айрис-пресс, 2006. - 234 с. 3. Беляева С.В. Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры / С.В. Беляева // Студент года 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Часть 3. Петрозаводск. 2022. Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.). 16 мая 2022. – С. 56-64. 4. Богуницкая Т.В. Речевое развитие детей младшего школьного возраста инклюзивного образования средствами сюжетно-ролевой игры / Т.В. Богуницкая // Научно-педагогической обозрение. – 2020. - №4(32). – С. 9-16. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. СПб.: Питер, 2010. - 400 с. 6. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина. М.: Просвещение, 2014. - 143 с. 7. Булгакова М.Б. Речевая готовность ребенка к школе / М.В. Булгакова, С.В. Щуплова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №7-2. – С. 121-122. 8. Бутвина О.Ю., Муратова Л.К. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Бутвина О.Ю., Муратова Л.К. // Вестник науки и образования. – 2019. – №22-3 (76). – С. 53-55. 9. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. - 92 с. 10. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и дошкольников с задержкой психического развития / Т. Н. Волковская. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2013. - 210 с. 11. Воробьева М.Н., Дьякова Д.В., Лопатина Н.В. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция» как средство развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М.Н. Воробьева, Д.В. Дьякова, Н.В. Лопатина // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тульское образовательное пространство. – 2021. – №2. – С. 109-112. 12. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 351 с. 13. Голицина Л.А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием// Л.А. Голицина// Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 3-5. 14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М: Посвещение, 2008. – 143 с. 15. Егорова Е.Н. Опыт работы по формированию мотивационной готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Егорова, Ю.Б. Стельмах // Инновационный потенциал развития науки в контексте междисциплинарных исследований. Материалы XXXV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2021. Издательство: ООО «Издательство ВВМ». Санкт-Петербург. 18 августа 2021. – С. 115-117. 16. Иванова Н.А. Формирование навыков сотрудничества у детей с задержкой психического развития в предшкольной подготовке с использованием игры / Н.А. Иванова // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. Барнаул. Издательство: Алтайский государственный педагогический университет. 02-03 ноября 2017. – С. 374-379. 17. Каирова Л.А. Формирование универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Л.А. Каирова // Подготовка студентов и учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников : материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 22-23 октября 2015 г.) / Алтайский государственный педагогический университет ; под ред. Л. А. Никитиной, Г. Ф. Свиридовой. – Барнаул, 2015. – С. 135-143. 18. Кахнович С.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / С.В. Кахнович, И.Е.Парамонова // Евсевьевские чтения. Серия: подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. 2016. Саранск. Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсеева. 02-03 июня 2016. – С. 39-44. 19. Каюмова А.Я. Особенности развития диалогической речи младших школьников / А.Я. Каюмова // Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам V Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Стерлитамак. 2018. Издательство: Башкирский государственный университет. 15 ноября 2018. – С. 88-91. 20. Климова И.В. Условия организации предметно-развивающей среды ДОО для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников / И.В.Климова // Инновации в современной науке. Материалы VIII Международного весеннего симпозиума. Центр научной мысли. Таганрог. 2015. Издательство: «Перо». 30 мая 2015. – С. 42-45. 21. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с задержкой психического развития / И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Том 4. – № 4 (25). – С. 314-317. 22. Коробейников И.А. Современные задачи дифферинциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - №3. – С. 4-10. 23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. - 219 с. 24. Кувшинова И.А., Баранова Ю.А. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. 2019. - С. 85-88. 25. Кухарчук О.В. Интеллектуальная готовность к обучению в школе старших дошкольников с задержкой психического развития / О.В. Кухарчук, А.Г. Сумарокова // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления // Материалы VI Международной научной конференции. Саратов. 2018. Издательство: «Саратовский источник». 13 апреля 2018. – С. 312-320. 26. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 268 27. Лукьяненко А.А. Игра и ее роль в социальном развитии детей дошкольного возраста / А.А. Лукьяненко // Молодежный исследовательский потенциал. Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.) (Петрозаводск). 29 марта 2021. – С. 209-215. 28. Мальцева А.Е. Формирование предпосылок школьной готовности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.Е.Мальцева // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2021. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021. Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск. ) 16-19 марта 2021. – С. 395-401. 29. Махевская М.В. Формирование готовности ребенка к обучению в школе как важная задача дошкольного образования / М.В. Махевская // Форум молодых ученых. – 2019. - №4(32). – С. 705-709. 30. Медникова Л.С. Динамика мотивационной готовности к школьному обучению детей с ЗПР // Л.С. Медникова, Е.М. Груздева // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. под ред. М.В. Сурниной. 2017. Издательство: Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул). 24-25 февраля 2017. - С. 194-196. 31. Миназова В.М. Диагностика психологической готовности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.М. Миназова, З.З. Мвгомедова // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2021 Издательство: Чеченский государственный педагогический университет. 26 октября 2021. – С. 294-299. 32. Михайленко, Н. Я. Формирование ролевого поведения детей / Н.Я. Михайленко // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – Москва : , 1987. – 96с. 33. Мохова С.Ю. Формирование диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры / С.Ю. Мохова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. 2020. Екатеринбург. 23-24 апреля 2020. - С. 453-456. 34. Насташева Н.Ю. Особенности формирования познавательной готовности к обучению в школе у дошкольников с ЗПР / Н.Ю. Насташева // Студент и наука (гуманитарный цикл). 2021. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск, 2021 Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск). 16-19 марта 2021. – С. 423-428. 35. Никифорова О.В. Условия и формы работы по подготовке детей к школьному обучению / О.В. Никифорова, Н.А. Алексеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. - №6. – С. 78-89. 36. Родителям будущих первоклассников о готовности к школьному обучению [Текст] / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова. - Москва : Белый И. Б., 2012. - 80 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Ангелология в понедельничных песнопениях Октоиха
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Богословие
дипломная работа
МЕСТО АУДИТА (И СОПУТСТВУЮЩИХ ЕМУ УСЛУГ) В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
Количество страниц:
90
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
Формирование системы безопасности труда и охраны здоровья персонала организации
Количество страниц:
65
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image