ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………………….…………..6 1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….6 1.2 Развитие эмоционального интеллекта на различных этапах онтогенеза…………………………………………………………………………...9 1.3 Психологическая характеристика эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и их родителей…………...……………………12 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………………….15 2.1 Организация и методы эмпирического исследования……………………….15 2.2 Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, их родителей, их взаимосвязь ………………………………………….20 2.3 Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития у старших дошкольников эмоционального интеллекта………………22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………39 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………...………………………………………..42

Психологические особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и их родителей

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
61% уникальность
2023 год
6 просмотров
Колесников А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………………….…………..6 1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….6 1.2 Развитие эмоционального интеллекта на различных этапах онтогенеза…………………………………………………………………………...9 1.3 Психологическая характеристика эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и их родителей…………...……………………12 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ……………………………………………………………………….15 2.1 Организация и методы эмпирического исследования……………………….15 2.2 Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, их родителей, их взаимосвязь ………………………………………….20 2.3 Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития у старших дошкольников эмоционального интеллекта………………22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………39 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………...………………………………………..42
Читать дальше
Актуальность темы. В современном мире эмоциональный интеллект является очень важным предметом исследования, поскольку гармоническая динамика общества напрямую связана с успехом или не успехом каждого конкретного человека в этом обществе, зависит от уровня социализации личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных приоритетов определяет сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В содержании социально-коммуникативного развития отмечена необходимость развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [18]. Однако практикующие педагоги тревожатся и свидетельствуют о неуклонном росте воспитанников с проблемами здоровья, росте числа дисбалансов в эмоциональном развитии, возникают проблемы, связанные с отклонением нормального функционирования эмоциональных сфер детей. Растущий дошкольный организм крайне устойчив к эмоциональной перегрузке, быстрому и неадекватному изменению окружающей среды, неблагоприятному микросоциальному окружению. Как риск можно отметить и дисбаланс развития детей, вызванный желанием взрослых давать детям максимально полезные знания вместо формирования моторных навыков, фантазий и творчества [12]. Вследствие чего, у детей часто возникают проблемы с психическим здоровьем. Последствия этих нарушений могут быть негативными: формируются искажения развития, негативные поведенческие паттерны и индивидуальное эмоциональное реагирование. При этом стоит заметить, что психологические службы современного образования пока не имеют достаточно проверенных и разнообразных инструментов для эффективного организации соответствующей помощи детей.


Если вам требуется курсовая работа на заказ срочно , обратитесь к Work5.


Поэтому необходимо организовать психологическое и педагогическое сопровождение эмоционального развития детей 5-6 лет, которое будет способствовать стабилизации эмоционального развития и сохранению психологического здоровья старшего дошкольника. Важнее всего не утверждение негативных проявлений, но организация психологического и педагогического сопровождения развивания социальной эмоции детей в дошкольном возрасте. Анализ образовательной литературы, педагогических практик позволил выяснить противоречие потребности развития эмоциональной интеллигенции у детей в возрасте 5-6 лет, а также недостаток разработки образовательного содержания психологического сопровождения для обеспечения эффективности решения проблемы. На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта? Цель исследования – исследовать психологические особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Объект исследования – процесс развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта возможно при организации психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: - изучить феномен эмоционального интеллекта в психолого-педагогической науке; - проанализировать развитие эмоционального интеллекта на различных этапах онтогенеза; - представить психологическую характеристику эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и их родителей; - описать организацию и методы эмпирического исследования; - раскрыть особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, их родителей, их взаимосвязь; - описать содержание психолого-педагогического сопровождения развития у старших дошкольников эмоционального интеллекта. Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: - теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя школа им. Я.М. Вадина п. Дивный» Ульяновской области. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); - модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина; - направления развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (А.И. Савенков). Новизна исследования заключается в том, что в области дошкольной педагоги и детской психологии получены новые эмпирические данные об особенностях развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Читать дальше
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что актуальна проблема развития эмоциональной интеллигенции у детей в возрасте 5-6 лет. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольных образовательных учреждений одним из главных направлений является сохранение, укрепление психического и физического здоровья ребенка, включая его эмоциональное благополучие. В содержании развития социальной коммуникации отмечается необходимость развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместному творчеству со своими сородичами. В первом разделе этого исследования мы раскрыли теоретические интерпретации эмоциональных интеллектов в отечественной и российской научной литературе, проанализировали особенности эмоционального развития ребенка 5-6 лет и аспекты психологии и педагогического сопровождения эмоционального развития ребенка 5-6 лет. Нередко эмоциональная сфера дошкольников недостаточно развита. Они сталкиваются с трудностями в понимании своих эмоций и других, а также в адекватном их выражении. «Умение осознавать, характеризовать и различать эмоции - фактор развития эмоционного интеллекта ребенка и его социальной коммуникации, соответствующий ФГОС ДО»18. Эмоциональное творчество в дошкольных возрастах должно развиваться не спонтанно, но целенаправленно, и этому необходимо психологическое и педагогическое пособие. Мы экспериментально доказал, что эмоциональное развитие детей 5-6 лет возможно при организации психо-педагогической поддержки, в том числе: выявить исходный уровень эмоционального развития детей 5-6 лет, реализовать содержание и формы развивающей работы, обеспечивающие развитие социальных показателей; осуществлять тактику «поддержки» в создании позитивного отношения к себе в ситуациях, когда у детей возникают затруднения в поиске вывода из сложных эмоциогенных ситуаций; достичь поставленных цели в процессе общения с сверстниками, включать родителей в деятельность по развитию эмоционального развития детей 5-6 лет. В экспериментальном выборе на этапе окончательного эксперимента мы наблюдали следующие черты: преобладает среднее сформированное представление о эмоциях, дети страдают дифференциацией эмоций, затрудняют объяснять причины возникновения эмоций, не формируется самоконтроль эмоций. Результаты эксперимента по контролю показали положительные динамики и качественное изменение показателей эмоционального интеллекта детей, с участием которых проводилась образовательная работа. Дети в начале опыта уже отличались более эмоциональными состояниями, большинство из них называли только эмоции радости или грусти, они могли сказать, в какой ситуации они чувствуют эту или ту же эмоциональную реакцию. Поэтому мы наблюдаем, что внедрение представленной концепции психологического сопровождения позволило положительной динамике когнитивных, эмоциональных и эмоциональных компонентов психического интеллекта детей в возрасте 5-6 лет, а также положительной динамике когнитивных, эмоциональных и эмоциональных компонентов в эмоциональном интеллекте детей в возрасте от 5 до 6 лет. Полученные практические и теоретические данные подтверждают правильность выдвигаемой гипотезы. Поставленная задача достигнута, решены задачи исследований.
Читать дальше
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. -165 с. 2. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 3. – С.67 – 77. 3. Блинова А. А. Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта: бакалаврская работа. -Тольятти : ТГУ, 2019. - 95 с. 4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2005. –ь 145 с. 5. Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980. – 239 с. 6. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М. : ACADEMA, 2014. – 341 с. 7. Кошелевой А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение , 1985. - 176 с. 8. Краснощёкова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. Ростов-наДону : Феникс, 2016. - 299 с. 9. Крутецкий В. А. Психология. Учебник. М. : Просвещение, 1980. 352 с. 10. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2019. - 208 с. 11. Лунева О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта //Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 3. - С. 231-236. 12. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2014. – 178 с. 13. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учебник для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ / Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1975. - 239 с. 14. Николаева Е. И., Иванова М. И. Особенности эмоциональных реакций в ситуациях поощрения и наказания у детей разного возраста и их родителей // Психология. - 2016.-Том. 3. - № 2. - С.118-125. 15. Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта./ Под. ред. Д. В. Люсина, Д. Ушакова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерения. М. : Институт психологии РАН, 2009. - 91 с. 16. Психологический словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., исправлено и дополнено. М. : Политиздат. 494 с. 17. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., переработано и дополнено. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с. 18. Пономарев П. А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2019. - 233 c. 19. Салов Ю.И. Психолого-педагогическая антропология; Книга по Требованию - Москва, 2003. - 256 c. 20. Сальникова Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2018. - 88 c. 21. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 208 c. 22. Сидоров, А. А. Педагогика. Учебник / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. - М.: Терра-Спорт, 2016. - 272 c. 23. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений; Владос - Москва, 2021. - 356 c. 24. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2018. - 120 c. 25. Столяренко А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 276 c. 26. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 321 c. 27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы письма Минобрнауки РФ. М. : ТЦ Сфера, 2018. 28. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работ с детьми дошкольного возраста. Харьков : Фолио; ООО «Издательство АСТ», 2000. – 454 с. 29. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 304 с. 30. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2018. - 208 с. 31. Шостак В. И. Психофизиология / В.И. Шостак, С.А. Лытаев, М.С. Березанцева. - М.: ЭЛБИ-СПб, 2016. - 352 c. 32. Щербинина Ю. В. Введение в педагогический дискурс. Учебник / Ю.В. Щербинина. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 163 c. 33. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс. Мыслить-говорить-действовать / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 397 c. 34. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под редакцией Т.В. Корниловой. - М.: Питер, 2019. - 256 c. 35. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Методы подбора и адаптации в организации
Количество страниц:
2
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Организационное поведение
курсовая работа
Организация работы оптовых ярмарок и пути ее совершенствования
Количество страниц:
23
Оригинальность:
27%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Коммерция
курсовая работа
Выразительные возможности формальной композиции
Количество страниц:
32
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Композиция
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image