Если вам интересно написание магистерской диссертации на заказ , вы можете получить расчет стоимости на сайте Work5.
Внимание значительной части педагогов, психологов, логопедов и дефектологов в настоящее время обращено на проблемы физического, психического и речевого развития дошкольников. Это связано с тем, что детский сад является важнейшим периодом в плане наиболее интенсивного развития, периодом формирования физических и психических основ здоровья ребенка. Ведь от того, как и при каких условиях будет происходить физическое, умственное и речевое развитие ребенка, во многом зависит его будущее. В то же время вопросы нарушений речи и психофизического развития ребенка в настоящее время занимают первое место по многим причинам. Детский церебральный паралич является наиболее частой и наиболее тяжелой формой нарушений психомоторного развития у детей. Психолого-педагогические исследования подтверждают уникальную роль пространства в построении детьми образа мира, осмыслении в нем своего пространства. Для полноценного развития ребенка необходимо сформировать у него возможность ориентировки в пространстве. Представления о пространстве у детей возникают в различных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской; визуальный и музыкальный; двигатель; игра. Например, пространственные представления у детей развиваются при организации воспитательной работы и в моменты режима: при физических упражнениях, при уходе за собой. Пространственные представления – это представления о свойствах и отношениях предметов и явлений окружающей действительности: о величине, форме, взаимном расположении предметов. Овладение этими понятиями необходимо для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим навыкам, в основе которых лежит установление отношений между предметами и явлениями, их последовательности и их пространственных отношений. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умение ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития дошкольников. На эту проблему обращают внимание психологи и педагоги. В работах Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьевой, А. А. Люблинской, Т. А. Мусеибова и др. выявлен ряд закономерностей развития пространственной ориентировки в дошкольном детстве. В современных психолого-педагогических исследованиях обращается внимание на особую роль пространственного восприятия, представлений и умения перемещаться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Формирование пространственных представлений у ребенка повышает эффективность и качество его деятельности (продуктивной, творческой, познавательной, трудовой). Исходя из этого, тема нашей работы: «Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП» является актуальной и требует рассмотрения. Объект исследования: процесс использования дидактической игры как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Предмет исследования: Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений старших дошкольников с детским церебральным параличом. Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить дидактическую игру как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Задачи исследования: 1. Проанализировать понятие «пространственные представления» в психолого- педагогической литературе 2. Рассмотреть своеобразие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 3. Изучить дидактическую игру как средство формирования пространственных представлений 4. Выявить состояние пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. 5. Составить комплекс дидактических игр по формированию пространственных представлений. Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных. База исследования: МБДОУ № 123 Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.